Из каких компонентов складывается реальное импортозамещение? Эту тему, на примере работы воронежского ООО «Некст Трейд», издание "Тюменский Бизнес журнал" обсудило с директором компании Сергеем Давыдовым.
Когда в 1999 году воронежская компания «Некст Трейд» вышла на рынок запорной и регулирующей арматуры для объектов нефтегазового комплекса, слово импортозамещение еще не было столь популярным, как сейчас. Тем не менее, вектор развития компании все эти 17 лет двигался именно в обозначенном направлении.
– Сергей, как получилось, что вы вошли в нишу, занятую только зарубежными производителями?
– Мы начинали, как производители запасных частей для импортного оборудования, обслуживающего нефтегазовую отрасль. В основном оно используется на газовых промыслах, расположенных на юге страны. Туда же уходит основная часть нашей продукции. Астраханское месторождение газа, где применяются наши изделия, отличается очень сложными условиями. Давление газа составляет около 700 атмосфер. Для сравнения, давление газа на северных месторождениях в среднем составляет от 40 до 60 атмосфер. К тому же астраханское месторождение характеризуется чрезвычайно агрессивной средой с высоким содержанием сероводорода и углекислого газа, влияющей на структуру металла. Таких месторождений в России до недавнего времени было немного, поэтому собственных разработок оборудования, пригодного для работы в таких условиях, не велось, и все оно закупалось за рубежом. Однако со временем оно стало требовать ремонта, поскольку было закуплено еще в 1985 году. Мы, начав с производства запчастей, постепенно перешли к проведению ремонтов, а затем и непосредственно к производству самого оборудования высокого давления. К тому же работа с нами исключила валютные риски, не требовалось 100% аванса. Так мы получили рынок сбыта в лице структур «Газпрома», которым было выгодно работать с нами.
– Каковы сейчас перспективы этого рынка? Что-нибудь меняется в плане географии производителей?
– Как известно, большинство легкодоступных месторождений Западной Сибири, где добывается львиная доля российского газа, постепенно исчерпывают свои запасы. Но есть еще огромные запасы труднодоступных глубинных месторождений. Например, разрабатываемые сейчас так называемые Ачимовские залежи. Эти месторождения расположены на глубине порядка 4 км и давление газа в них сопоставимо с Астраханским месторождением. На севере Западной Сибири труднодоступные залежи газа сейчас активно разрабатывают как дочерние структуры «Газпрома», так и независимые газодобывающие компании: «Новатэк», «Арктикгаз» и другие. Поэтому и спрос на оборудование, рассчитанное на работу с очень высоким давлением и в агрессивной среде, за последнее время значительно вырос. Сейчас его уже производят несколько российских компаний, среди которых гиганты российской промышленности. Но мы начали изготавливать его первыми, когда спрос еще был единичным. К тому же наше оборудование – единственное производящееся исключительно из российских комплектующих. К примеру, если рассмотреть антипомпажный клапан, который производит наша компания, то систему управления клапана изготовила по нашему заказу воронежская компания. Металлопрокат мы используем только российский. Все это положительным образом сказывается на стоимости нашего оборудования.
Мы считаем, что хорошо зарекомендовав себя на месторождениях юга России, наша продукция будет востребована и в северных регионах. Некоторые из наших коллег сделали серьезные шаги вперед, но наша компания по-прежнему находится на лидирующих позициях.
– На чем, по вашему мнению, базируются лидерские позиции, которых удалось достичь на рынке компании «Некст Трейд»? За счет чего предприятию сегмента МСБ удается конкурировать с гораздо более крупными производителями?
– Конечно на наработанном опыте, знаниях в металловедении, гибкости в работе с партнерами, быстром выполнении заказов. Наши регулирующие клапаны, антипомпажные клапаны, запорная арматура, шиберные заслонки прошли сертификацию в структурных подразделениях ПАО «Газпром» и газпромовского ВНИИ газа. Выполняя государственную программу импортозамещения, в том числе и дорожную карту, подписанную председателем совета директоров «Газпрома» Алексеем Миллером и губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым, мы за 11 месяцев разработали уникальное оборудование для «Газпрома». В январе была поставлена задача по созданию антипомпажного клапана, а в ноябре мы уже имели готовое изделие, провели тестовые испытания, получили разрешительную документацию и попали с этим оборудованием в реестр поставщиков «Газпрома». Безусловно, аналоги нашего оборудования есть, но мы можем предложить и штучные изделия в немного другом сегменте рынка – регулирующей арматуры высокого давления. Мы пока единственные, кто успешно прошел испытания такого оборудования в «Газпром добыча Уренгой». Это очень увлекательная работа – стараться создать что-то новое. Когда мы беремся за нестандартные, нетривиальные задачи, то мобилизуемся. То, что мы являемся малым предприятием со штатом сотрудников 50 человек, является нашим конкурентным преимуществом с точки зрения способности подстроиться под заказчика. Процесс от поступления технического задания заказчика до выхода готового продукта сокращается за счет более простой структуры предприятия в среднем в два раза. Это проверено опытом. Здесь каждый человек на виду. И каждая проблема. Я как руководитель, проходя по цеху, вижу, где какие детали делаются, подхожу, смотрю чертеж, что за заказ и как он выполняется, могу быстро реагировать на быстро меняющуюся ситуацию. К сожалению, не всегда так происходит на достаточно крупных предприятиях. Там руководители работают в рамках полномочий, а если проблема выходит за их рамки, начинается поиск того, кто может решить эту проблему.
– Уже столько лет выполняя программу импортозамещения, можно сказать по собственной инициативе, чему удалось в процессе научиться у зарубежных коллег?
– В первую очередь умению ставить и достигать цели, а также организации производства. Проехав практически всю Европу, я бывал на предприятиях и из каждой поездки привозил что-то новое, что потом старался внедрять у себя. Организация производства, культура производства, дисциплина и, конечно, соответствующий уровень квалификации сотрудников – вот те столпы, на которых должно держаться любое предприятие. Я считаю, что наши технологии на данный момент абсолютно не хуже. В 2011 году мы получили сертификат соответствия качества немецкой компании «ТЮФ Тюринген». Наша группа специалистов прошла обучение внутренних аудиторов по системе американского института нефти и газа API.Сертификацию по этому стандарту планируем пройти в следующем году. Это даст нам определенное преимущество при прохождении конкурсных процедур. Наша компания второй в России прошла у «Газпрома» сертификацию регулирующих (антипомпажных) клапанов с условным проходом от 50 до 500 мм. Практически вся запорная и регулирующая арматура на высокие давления – это наш конек. Мы производим свои изделия в небольших количествах, максимум десятками, и не претендуем на завоевание рынка целиком. Но хотели бы стать надежными поставщиками и ориентироваться в своей работе в первую очередь на качество.