Правительство РФ до 2030 года планирует потратить на развитие «Северного морского пути» почти 1,5 трлн рублей. Морская артерия значительно расширится за счет новых ледоколов, контейнеровозов и гидрографических судов. На «Северный морской путь» в новом тысячелетии делаются большие ставки. Он играет важнейшую роль в освоении арктического шельфа. Сегодня по СМП перевозят сжиженный природный газ, нефть, конденсаты, а также твердые и сыпучие полезные ископаемые.
Самый мощный ледокол России на сегодняшний день – это «Арктика». Его длина – 173,3 м, ширина – 34 м, водоизмещение – 33,5 тысячи т. Мощность гребных валов – 50 МВт, после установки на него в прошлом году нового гребного двигателя для правого борта этот показатель вырос до 60 МВт. Ледокол ломает корку, но оставляет позади себя льдины площадью 150-200 кв. м и весом до 400 т. Для того чтобы обшивка судна не повредилась, он оснащается «ледовым поясом», что делает его таким массивным и громоздким.
Уважаемые читатели журнала «Вестник арматуростроителя»! Вы уже не понаслышке знаете, а многие знакомы лично с капитаном дальнего плавания, изобретателем и нашим уважаемым автором Юрием Арсентьевичем Чашковым, советник ЦС ВОИР по водному транспорту. Он изобрел и пытается реализовать в полной мере ледокол принципиально новой конструкции, проект под названием «ПОМОР-ВОИР». По мнению специалистов, Юрий Арсентьевич сможет обеспечить на севере круглогодичную навигацию.
Мы давно следим за проектом и тесно общаемся с изобретателем. С шестого (75) итогового выпуска нашего журнала мы продолжим серию статьей о пути развития проекта, личном опыте автора на пути к цели и дальнейших рационализаторских предложениях. Будем рассказывать вместе с Ю. А. Чашковым о судьбе проекта «ПОМОР-ВОИР», о стремлении изобретателя довести проект до практического применения.
Ю.А. Чашков: «Меня многие спрашивают, как получилось, что капитан дальнего плавания решил заняться созданием ледоколов?
Во многом дело, конечно, в накопленном опыте. Чтобы дойти до капитана, мне пришлось матросом стоять на руле на судах ледового плавания в канале за ледоколом и чувствовать содрогания корпуса судна, когда льдины бьют в носовые обводы. Затем, во время работы помощником капитана на ледоколе, приходилось самому выбирать курс, чтобы ледокол не вздыбился как конь, вылезая носом на торос, и изучать трудности проводки судов среди льдов.
Я много работал на севере на самых разных судах Дальневосточного пароходства, был помощником капитана на ледоколах. Как говорится, на своей шкуре все прелести севера испытал. Как пришла идея? Когда долго дрейфуешь во льдах с моряками-собратьями, наверное, мозги включаются особенно активно. А если серьезно, это и более 50 лет морской жизни, и анализ сотен патентов, и научные работы наших ведущих ученых, которые упорно изучал. Словом, влез в лед глубоко!
Что касается практической реализации, в сентябре 2020 года ледокол «ПОМОР-ВОИР» прошел первичные модельные испытания в ледовом бассейне Крыловского государственного научного центра (КГНЦ). Испытания подтвердили эффективность ступенчатых обводов носовой оконечности при раздвигании обломков ледяного покрова под кромку канала, что делает его чистым для самостоятельного прохода транспортных судов.
Однако на последующие стадии процесс создания ледокола пока не перешел. Несмотря на рекомендацию продвижения проекта на научно-координационном совете Минпромторга, пока что конкретного предложения от заказчика по ледоколу «ПОМОР-ВОИР» нет. Нужны результаты второго этапа испытаний. Согласно смете, стоимость второго этапа испытаний в КГНЦ составляет 30,4 млн рублей, найти которые пока не удается ни автору проекта, ни «Всероссийскому обществу изобретателей и рационализаторов» (ВОИР), в котором я состою.
Тем не менее я не опускаю рук и предлагаю использовать концепцию ступенчатых обводов на более простом, дешевом и, кажется, жизнеспособном варианте – ледовой приставке «Помор-Р» с треугольной формой корпуса.
Прорабатывается вариант применения такой ледовой приставки для обеспечения круглогодичного судоходства в Пермском крае, и Республике Саха (Якутия) на реке Лене для продления навигации и выполнения задач «Северного завоза» в следующем году. При удачном стечении обстоятельств испытания на Камском водохранилище могут пройти уже этой весной.
В ледовой приставке предлагается использовать ступенчатые носовые обводы ледокола «ПОМОР-ВОИР».
Уважаемые читатели, приглашаю вас в хронологию развития и освещения в массах проекта «ПОМОР-ВОИР». Буду признателен за интерес к проекту и вовлеченность, содействие».