Вентильные краны XIX-ХХ веков и современная арматура во многом схожи. За 100 с лишним лет их внешний вид и внутренняя конструкция существенно не изменились. В справочной книге инженера А.Ф. Астафьева «Домовые водостоки и водопроводы» 1913 года издания представлены вентильные краны с резиновым и кожаным седлом. Оба материала использовались одновременно долгое время, но во второй половине ХХ века от натуральной кожи в запорной арматуре окончательно отказались.
У производителей сантехники появилась альтернатива – вентили с конусным затвором без резиновых элементов в запорном механизме, их, в частности, производит немецкая компания Profactor Armaturen GmbH. В чём же преимущества и недостатки уплотнителей из резины и кожи? Почему современные производители сантехники решили вернуться к вентилям без уплотнительных элементов?
Вентили с металлическим затвором без резиновых уплотнителей вовсе не современная разработка, они появились до того, как в запорную арматуру внедрили герметизирующие элементы из резины, кожи, фибры и тефлона.
Первые свинцовые и бронзовые вентили и клапаны появились и начали активно внедряться в середине XIX века в период подъема и развития в Европе отрасли машиностроения. В те времена ученые и инженеры раскрыли силу пара, смогли её обуздать и эффективно использовать в работе фабричных и заводских станков, в подъемных механизмах, двигателях наземного и водного транспорта, и даже на первых автомобилях, их называли паровые локомобили (рис. 1).
Первые локомобили начали завозить в царскую Россию из Европы, но вскоре отечественные предприятия наладили сборку и выпуск собственных транспортных средств, движущихся на силе пара и превосходящих по эффективности и мощности европейские аналоги. Этот чудо-транспорт представлен и технически описан в каталоге «Паро- водо- газопроводных и фабрично-технических принадлежностей заграничного и собственного производства», который выпускали польские предприниматели «Братья Млынарские» (рис. 2, 3, 4). Их фирма открылась в Российской Империи в 1894 году и работала до 1917 года. Судя по расценкам в каталоге, самая скромная паровая машина мощностью в 4 лошадиные силы стоила 2 000 рублей, а с 16 «лошадками» – 6 200 рублей. Это были огромные деньги!
По материалам «Вести. Экономика» с учетом текущей стоимости золота и курса валют финансовые эксперты определили, что 1 царский рубль на рубеже XIX-ХХ веков был равен примерно 1514 нынешним российским рублям. Получается, что локомобиль с 4 «лошадками» стоил бы сейчас 3 028 000 рублей (более $47000), а с 16 «лошадками» – около 9,4 млн рублей ($147 000). А это уже стоимость современной квартиры в Москве!
Отечественные локомобили имели две модификации: с обыкновенной топкой и с более эффективной соломотопкой системы «Эльворти». Последнюю разработку можно было приобрести и установить на паровой машине за дополнительные деньги, доплатив от 60 до 250 царских или 378 500 нынешних рублей.
Пар из котла, изготовленного из мягкой стали, попадал в сложную трубопроводную систему локомобиля, по которой распределялся и регулировался с помощью вентилей и клапанов.
Спустя два века этот принцип работы паровых установок не изменился, он по-прежнему контролируется запорной арматурой, только её разновидность и области применения в XIX-XX веках значительно расширились.
На рубеже XIX-XX веков паровые автомобили уже колесили по Европе, США и России, развивая приличную скорость. В 1906 году Фред Мариотт на болиде-паровике «Ракета» разогнался до 205 км/ч. Увы, в 1907 году гонщик разбился на своем болиде, потеряв управление на скорости 240 км/ч. В это же время автомобили с ДВС не могли так разгоняться. Паровые машины были быстрее бензинового транспорта, отличались надежностью, превосходили сроками эксплуатации. В начале ХХ века американский изобретатель-инженер Абнер Добл разработал и наладил выпуск парового автомобиля Doble Model E с уникальными характеристиками. Он мог разгоняться с нуля до 120 км/ч за 10 секунд, а на скорости в 130 км/ч двигался бесшумно. Двигатель автомобиля работал по замкнутому циклу с конденсацией пара, и 70 литров воды хватало на 500 км пути. Автомобиль Добла был известен как The Magnificent Doble – Великолепный Добл. До 1930-х годов эти машины лидировали в группе городского транспорта и конкурировали с шумными и грязными авто с ДВС, а потом эпоха пара начала сдавать свои позиции, уступив место бензину и дизельному топливу.
После обкатки на паровых установках вентили и клапаны приспособили в качестве запорно-регулировочной арматуры в системах холодного и горячего водоснабжения, парового отопления и коксового газоснабжения.
Большая часть этой арматуры изготовлялась из ковкого чугуна (мягкое литьё) и фосфористой бронзы. Если первые модели были тяжелыми и грубыми, то позже эти изделия пережили эволюцию и преобразились в изящные вентильные краны, никелированные смесители для ванных комнат и душевых. Их конструкция и дизайн практически не отличаются от современных изделий (рис. 5).
Более 100 лет водопроводные и газовые вентили и краны выпускаются практически с неизменными техническими параметрами, только сейчас вместо бронзы и ковкого чугуна производители сантехники предпочитают использовать латунь или нержавеющую сталь.
Историю сантехнической арматуры можно узнать из уникальных документов, сохранившихся в частных коллекциях, музейных архивах, библиотеках и т. д. Среди них находятся дореволюционные издания с черно-белыми иллюстрациями и подробными описаниями характеристик многих сантехнических товаров.
Одним из полезных источников является каталог польских предпринимателей «Братья Млынарские». В Отделе III «Паропроводные принадлежности» представлены клапаны и краны для пара тяжелой модели из фосфористой бронзы. На черно-белых графических иллюстрациях прослеживается невероятное сходство некоторых моделей с современными вентилями (рис. 6, 7).
Так, на иллюстрациях «Фиг. 6» и «Фиг. 15» дореволюционная арматура не отличается от современных вентилей, которые выпускают европейские производители, в т. ч. компания Profactor Armaturen GmbH (рис. 8).
Вентили с металлическим затвором без резиновых уплотнителей активно использовались в сантехнических узлах два века назад. В наше время они лишь немного модифицировались, например, затвор в латунных вентилях стал конусообразным.
Хотя некоторые дореволюционные изделия не дожили до наших дней, они остались за бортом технической эволюции и вышли из производства в первой половине ХХ века. В их числе, например, вентили и краны с двойной регулировкой и с гуммированным маховиком (рис. 9).
В каталоге торгово-промышленного товарищества «Василий Осипович Красавин с Братьями» (1899 год) также присутствуют изделия, сохранившие конструкцию без изменений. Вот, например, клапаны и краны для пара и воды с резьбой (рис. 10). Внешне они не отличаются от современных вентилей, только фосфористую бронзу заменил латунный сплав.
Что касается модификаций водопроводных клапанов и кранов, то судя по иллюстрациям в каталоге «Василий Осипович Красавин с Братьями», в царские времена ассортимент изделий был уже настолько велик, что впоследствии особо не расширялся. До сих пор на рынках сантехники и в хозяйственных магазинах можно найти некоторые товары из дореволюционного издания (рис. 11). В их числе: вентильные краны для воды с муфтами, вентили с наружной и внутренней резьбой, вентили с одной и двумя накидными гайками (американка) и другие устройства со стрелками направления потока. Кстати, всем знакомая американка вовсе не является современным новшеством, ей более 150 лет.
В том же каталоге представлены специализированные двойные, тройные краны и никелированные смесители для ванных комнат (рис. 12).
Никелированные поворотные смесители остаются неизменными атрибутами ванных комнат в современных квартирах и домах. А вот двойные и тройные краны с фарфоровыми ручками и металлическими вентилями ещё встречаются в старых общественных банях и саунах, в душевых кабинах олимпийских бассейнов и спортивных комплексов. Эти массивные изделия в XXI веке считаются раритетными, мода на них возвращается, поэтому некоторые архитекторы и дизайнеры при проектировании и оформлении ванных комнат и бань предпочитают использовать изделия под старину.
В этой связи в европейских и других странах есть производители, которые специализируются на выпуске ретро-сантехники, набирающей популярность в Европе, США и России. Конечно, такая сантехника выпускается ограниченными партиями или под заказ.
Аналогичная ситуация сложилась и с умывальными кранами (рис. 13), предназначенными для медицинских учреждений, больниц, процедурных кабинетов и операционных комнат. Конструкция и дизайнерское решение некоторых моделей специализированной арматуры оказались настолько эффективными, что не потребовали усовершенствования и модернизации в ХХ веке. Умывальными кранами, унаследованными по конструкции с царских времен, были оснащены многие советские больницы и госпитали, поликлиники и крупные медицинские центры. В настоящее время им на смену пришла сантехника с сенсорными, инфракрасными и лазерными датчиками.
Если внешний вид и корпус вентильных кранов за два века особо не менялись, то в запорном механизме этих устройств происходили преобразования.
Конструкция первых вентилей не предусматривала резиновые и другие уплотнители. Металлическое седло самостоятельно блокировало и регулировало поток. Когда же в оборот вошли вентили с элементами герметизации из резины, кожи, фибры и тефлона, от выпуска первых вентилей производители всё равно не отказались. Они продолжали выпускаться наравне с усовершенствованной арматурой. <