В жизни встречаются ситуации, когда специалисты не замечают явные ошибки в конструкторской документации. Однажды я исправил такую оплошность в течение нескольких минут.
ЦКБА спроектировало сигнализатор положений для пневмоприводов арматуры, предназначенной для использования на оборонных объектах. Конструкция была очень простой. Сигнализатор состоял из двух частей, в одной из которых располагалась механическая часть, содержащая рычажок, закрепленный на валике, проходящем через стенку в полость электрической части, в которой располагались микровыключатель, кабельный ввод и панель подключения. При повороте валика кнопка выключателя, которую прижимал к микровыключателю подпружиненный рычажок, освобождалась. Корпус электрической части был выполнен во взрывобезопасном исполнении за счет достаточно больших ширины уплотнения корпуса с крышкой и толщины стенки корпуса с отверстием для размещения валика.
Изготовление сигнализатора было поручено небольшому электротехническому заводу, расположенному в городе Торез Донецкой области. Изготовив партию деталей, завод не смог сдать их представителю заказчика, поскольку характеристики пружины не соответствовали конструкторской документации, которой предусматривалось получение определенного усилия при заданном сжатии пружины. По требованию предприятие «Минхиммаш» распорядилось направить туда представителя ЦКБА. Я получил от директора С. И. Косых указание выехать в командировку и обеспечить сдачу продукции.
Прямого поезда из Ленинграда, проходящего через Торез, не было, поэтому пришлось ехать с пересадкой. На станции Иловайск я вышел под вечер. В кассе вокзала мне сообщили, что поезд до Тореза отправится только утром, и порекомендовали переночевать в гостинице, расположенной непосредственно на железнодорожной станции. Роль гостиницы играл чудом сохранившийся спальный вагон дореволюционной постройки. Я оказался единственным постояльцем и занял целое купе. Диван в купе располагался под окном, стекло которого представляло собой разноцветный витраж. У стены стояло мягкое кресло, а на противоположной стене было установлено большое зеркало. Простые удобства находились около вагончика. Утром мне принесли билет до Тореза, чай в подстаканнике и две булочки. Я поблагодарил работников вокзала и через час прибыл в Торез.
Ознакомившись с чертежами сигнализатора, я обнаружил среди деталей пружину растяжения, при этом ее характеристики были заданы, как для пружины сжатия. Нужно было исправить в чертеже пружины ее характеристики, указав нагрузку и соответствующую ей деформацию при растяжении вместо сжатия. Корректировка чертежа была выполнена в течение получаса. Вопрос с отгрузкой продукции был решен. Чтобы я не рассказал руководству завода о некомпетентности работников ОГК и представителя заказчика, главный конструктор, красивая и статная молодая женщина, не оставляла меня одного ни на минуту.
В тот же день я отправился на Ивано-Франковский арматурный завод для выполнения задания по другой проблеме.
Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №4 (79)