Согласно отчету Федеральной антимонопольной службы за 2017 г. при проведении плановых и внеплановых проверок в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 05. 04. 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выявлено 10 525 процедур с нарушениями.
Всего обнаружено 15 598 нарушений, среди которых можно выделить 4 365 нарушений в части размещения информации в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок.
Наиболее часто встречающимися нарушениями являются: необъективное описание объекта закупки, установление требований к несуществующему материалу, использование не стандартизированных характеристик при описании объектов закупки.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описание объектов закупки в части их наименований, обозначений и основных характеристик допускается только из национальных нормативных документов, которые определены статьей 14 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
• Выдержка требования 223‑ФЗ
10. В документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации; иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика
• Выдержка требования 44‑ФЗ
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: …
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
С целью выполнения требований к описанию объектов закупок Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145 утвержден порядок формирования и ведения в Единой информационной системе (ЕИС) единого каталога товаров, работ и услуг (КТРУ). Назначение КТРУ заключается в стандартизации наименований объектов закупки, качественных, технических, эксплуатационных и функциональных характеристик объектов закупки. В настоящее время в нем свыше 23 000 наименований объектов закупки и описаний технических характеристик.
При проверке на начало августа 2018 г. в КТРУ отсутствует продукция, относящаяся к машинам и оборудованию общего назначения (ОКПД2, код 28.1), а также трубопроводная арматура (ОКПД2, код 28.14), включая все ее виды назначения и конструкционные типы.
Помимо Единой информационной системы (ЕИС) распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 1447-р утверждены перечни операторов электронных площадок для проведения государственных (муниципальных) и корпоративных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ:
• Агентство по государственному заказу Республики Татарстан
• Единая электронная торговая площадка
• Российский аукционный дом
• ТЭК-Торг • Электронные торговые системы
• Сбербанк-АСТ
• РТС-тендер
• Электронная торговая площадка ГПБ
По состоянию на начало августа 2018 г. на выше указанных электронных площадках аналог КТРУ отсутствует, иного источника для описания наименований и характеристик объектов закупки нет.
Рассмотрим основные проблемы описания объектов закупок заказчиком в части наименования, классификации и характеристик на примере трубопроводной арматуры.
1. Наименование объекта закупок
1.1 Терминология
Несмотря на действующий ГОСТ 24856‑2014 «Арматура трубопроводная. Термины и определения», при описании наименования объекта закупки используются недопустимые термины (клапан/вентиль; затвор/захлопка) или неправильный перевод термина с английского языка (butterfly valve – дисковый затвор/заслонка), в связи с чем возникают следующие проблемы:
• неполные результаты поиска тендеров в ЕИС для поставщика;
• противоречивый расчет НМЦК заказчика;
• отклонение предложения поставщика.
Единая информационная система (ЕИС)
1.2 Классификация
В соответствии с рекомендациями ГОСТ 24856-2014 (Приложение Б) по формированию наименований трубопроводной арматуры стандартизированное наименование арматуры должно иметь следующий вид:
Тип арматуры: задвижка, клапан, кран, затвор дисковый и др.
Вид арматуры: запорная, предохранительная, регулирующая, обратная и др.
Конструктивная разновидность:
• по конструкции корпуса (например, проходная, угловая, трехходовая, многоходовая и др.);
• по способу уплотнения штока (сильфонная, сальниковая и др.);
• по способу управления (например, с электроприводом, с пневмоприводом);
• по способу действия (например, отсечная, нормально-закрытая (НЗ), нормально-открытая (НО); • по конструкции запирающего или регулирующего элемента;
• по присоединению к трубопроводу (фланцевая, под приварку, муфтовая и др.);
• по материалу корпуса (стальная, чугунная, латунная и др.) и др.
При описании объекта закупки эти рекомендации не используются, в связи с чем возникают следующие проблемы:
• неправильная идентификация кода ОКПД2;
• противоречивый расчет НМЦК;
• неполные результаты поиска тендеров в ЕИС для поставщика;
• отклонение предложения поставщика.
Сбербанк – автоматизированная система торгов
Единая информационная система (ЕИС)
2. Наименования или обозначения характеристик
Для описания качественных, технических, эксплуатационных и функциональных характеристик арматуры может применяться ГОСТ Р 53674‑2009 «Арматура трубопроводная. Номенклатура показателей. Опросные листы для проектирования и заказа», который содержит основные требования к основным видам и типам арматуры, в том числе к их наименованиям и обозначениям характеристик, а также к их единицам измерений, таким как:
• ГОСТ 356-80 Арматура и детали трубопроводов. Давления номинальные, пробные и рабочие. Ряды;
• ГОСТ 9544-2015 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов;
• ГОСТ 26349-84 Соединения трубопроводов и арматуры. Давления номинальные. Ряды;
• ГОСТ 28338-89 Соединения трубопроводов и арматуры. Номинальные диаметры. Ряды
При описании объекта закупки эти рекомендации не используются, в связи с чем возникают следующие проблемы:
• неправильная идентификация кода ОКПД2;
• противоречивый расчет НМЦК;
• неполные результаты поиска тендеров в ЕИС для поставщика;
• отклонение предложения поставщика.
Единая информационная система (ЕИС)
Единая информационная система (ЕИС)
3. Использование недействующих или отмененных национальных стандартов
При описании объекта закупки заказчик указывает недействующие или отмененные национальные стандарты, в связи с чем возникают следующие проблемы:
• отклонение предложения поставщика;
• несоответствие сертификата продукции объекту закупки при поставке;
• появление различий в действующем и отмененном стандартах касательно качества продукции.
Основные причины указанных нарушений:
• низкий уровень технической грамотности представителей заказчика;
• незнание национальных стандартов на объекты закупок;
• медленное развитие государственного единого каталога товаров, работ и услуг (КРТУ) и отсутствие сторонних сервисов по шаблонному описанию объектов закупок;
• отсутствие сервиса по проверке статуса национального стандарта (действует/не действует).
Вывод
Невыполнение требований п. 1 ч. 10 ст. 4 223 ФЗ и п. 2 ч. 1 ст. 33 44 ФЗ к описанию объектов закупки в части их наименований, обозначений и основных характеристик приводит к:
• неправильной идентификации продукции по ОКПД2, что сказывается на качестве поиска закупочных процедур со стороны поставщика;
• противоречивому и ошибочному расчету НМЦК из-за неправильного или неполного наименования объекта закупки;
• отмене закупочной процедуры из-за неправильного или неполного описания объекта закупки;
• отклонению предложений поставщиков из-за несоответствия их предложений в результате некорректного описания объекта закупки;
• невозможности прохождения входного контроля заказчиком при поставке продукции из-за несоответствия продукции и объекта закупки в части наименования и характеристик.
Основные причины невыполнения требований:
• низкий уровень технической грамотности представителей заказчика;
• медленное развитие государственного единого каталога товаров, работ и услуг (КРТУ);
• отсутствие государственного автоматизированного сервиса по подбору национальных стандартов на объекты закупок;
• отсутствие государственного автоматизированного сервиса по шаблонному описанию объектов закупок по национальным стандартам.
Предложения
В связи с медленным развитием и неудовлетворяющим потребностей заказчика состоянием государственного единого каталога товаров, работ и услуг (КРТУ) и из-за отсутствия в нем продукции по машинам и оборудованию предлагается в качестве альтернативы использовать коммерческий портал «ИНТЕПРОМ», который позволит закрыть потребности в описании объектов закупок в соответствии с требованиями п. 1 ч. 10 ст.4 223 ФЗ и п. 2 ч. 1 ст. 33 44 ФЗ. В настоящий момент в «ИНТЕПРОМ» реализованы следующие сервисы:
• автоматизированный подбор национальных стандартов на объекты закупок;
• автоматизированный сервис по формированию шаблонного описания объектов закупок по национальным стандартам.