Крупным металлургическим холдингом были заказаны запорные дисковые затворы Ду 1400 Ру 16 (4 единицы) в качестве отсечной арматуры на холодное дутье (обогащенная кислородом до 40 % воздушная смесь с температурой до +200 ºС, рабочим давлением 6 атм. «в обе стороны»). К арматуре выставлялось требование по классу герметичности – «А». Отдельных требований по методике тестирования (тестирование водой или газом) не предъявлялось.
Учитывая расположение арматуры и наличие металлоконструкций (обслуживание и управление приводами), было заявлено требование об обязательности монтажа арматуры с вертикальным валом, о чем был заранее проинформирован производитель.
К сожалению, видимо, как раз этот момент производитель упустил: со слов эксплуатирующей службы, дорогостоящие затворы стали пропускать воздух уже через месяц после монтажа. Проведенная следом перенастройка конечных выключателей и моментных муфт приводов, а также попытки плотно закрывать арматуру ручным приводом-штурвалом успехом не увенчались. Раз «дело труба», тогда и сам Бог велел: лезть в трубу. Что и сделал фотокор.
В итоге ревизия показала, что металлографитовое ламинарное уплотнение в нижней части (ближе к валу) повреждено – сдавлено, очевидно, массой диска. Почему так произошло? Первое, что напрашивается – конструкция подшипника не была рассчитана на монтаж арматуры с вертикальным валом. Не зря же многие производители по умолчанию требуют информацию по монтажу арматуры, особенно большого диаметра!
Стоило валу арматуры сдвинуться под действием собственной массы и массы диска на 3‑4‑5 мм вниз, как это неминуемо потянуло за собой и диск, который смял уплотнение при первом же цикле «открыть-закрыть».
Проблематика ремонта заключается в следующих моментах:
1. Турбокомпрессоры вовлечены в непрерывный процесс производства стали и не могут быть остановлены для ремонта арматуры. Время для ремонта есть, как правило, тогда, когда осуществляется капитальный ремонт печи, что происходит, как известно, очень редко.
2. Даже отремонтировав арматуру путем замены уплотнения и нижнего подшипника, нельзя получить гарантию класса герметичности арматуры «А» (при ремонте вне заводских условий) в силу специфичности рабочей среды – газа. Одно дело 6 атм. давления воды, другое дело – 6 атм. давления газа, что, по мнению экспертов, сравнимо с 42 атм. давления воды.
3. Масса арматуры, высота ее установки и окружающие ее металлоконструкции.
Смотрим фотографии и участвуем в дискуссии на форуме портала Armtorg.ru!
Опубликовано в «Вестнике арматуростроителя» №5 (33) 2016
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя» № 5 (33) 2016