Компания «Хавле Индустриверке» основана в 2005 г. Это 100 % дочернее предприятие австрийской компании Hawle. Производственная площадка в г. Чаплыгине Липецкой области запущена в 2011 году. Компания занимается производством задвижек и гидрантов, поставкой всей прочей продукции концерна Hawle в Россию в качестве единственного официального импортера. Имеет сеть своих представительств и региональных складов по всей России.
Мысль о локализации уже настолько прижилась в умах российских промышленников и властей, что никого не удивляет, когда именитые европейские бренды открывают новые и новые производственные площадки в нашей стране. Но так было не всегда – каких?то 3?4 года назад подобные события приравнивались к одним из важнейших в машиностроении. Новость о намерениях компании Hawle по локализации очень быстро облетела рынок трубопроводной арматуры. Уже в 2007 году была выбрана производственная площадка. В то время еще не шло речи ни об импортозамещении, ни о том, чтобы срочно перетаскивать в Россию производство, чтобы остаться на этом рынке. Но руководство австрийской компании уже тогда понимало всю важность и привлекательность российского рынка, поэтому и начало «в чистом поле» строительство комплекса по производству уникальных задвижек Hawle – чугунных задвижек в монолитном корпусе серии А.
Недавно мы побывали на заводе Hawle в городе Чаплыгине Липецкой области и подготовили серию видеорепортажей о работе предприятия. С этими репортажами вы сможете ознакомиться на портале Armtorg.ru в разделе «Видео», а сейчас мы представляем беседу с генеральным директором ООО «Хавле Индустриверке» Алексеем Александровичем Кузнецовым. Он рассказал нам о своем предприятии и развитии европейских технологий в российском арматуростроении.
Armtorg: Здравствуйте, Алексей Александрович! Мы побывали на вашем производстве – это не просто локализованное, а полноценное технологичное производство, которое создано в России. Расскажите о том, как оно появилось. Ведь многие западные компании ограничиваются крупноузловой сборкой, а вы предлагаете технологии.
А.К.: Действительно, компания Hawle не принимает половинчатых решений. Все заводы, которые мы строим, подразумевают полный цикл производства арматуры, и российское предприятие – не исключение. Мы специализируемся на производстве задвижки Hawle-А, которая известна на рынке уже лет 15 и заслужила любовь потребителей. Завод построен с нуля, все технологическое оборудование было подобрано под нас, для производства именно этого типа задвижек.
Вот уже два года, как мы расширили производство и перенесли сюда изготовление гидрантов DUO-GOST, которые раньше производились в Австрии, а сейчас производятся исключительно здесь, в Чаплыгине.
Компания Hawle уже более 20 лет работает на российском рынке. Сначала у нас был партнер в Санкт-Петербурге, который эксклюзивно представлял нашу продукцию. В 2005 году мы открыли свою сбытовую организацию в Москве. Она продемонстрировала успехи, и стало понятно, что российский рынок имеет большой потенциал и высокую потребность в современных решениях. Встал вопрос о расширении деятельности в России, а единственный для нас логичный способ расширения – это строительство локального производства.
Это позволяет и удешевить продукцию, и насытить рынок, и стать ближе к клиентам. Для нас очень важно, чтобы наши клиенты приезжали на производство, видели все своими глазами. Ежегодно в Чаплыгин приезжает 300-400 человек, мы приглашаем клиентов со всей России познакомиться с нашими технологиями и производством.
Armtorg: А что вы подразумеваете под словом «технологии»?
А.К.: Под ним я подразумеваю весь комплекс работы с арматурой. К сожалению, я должен признаться, что в этом отношении Россия «позади планеты всей», мы применяем технологии, от которых уже давно все отказались, типы задвижек, которые сняты с производства во всем мире. А технологии Hawle позволяют облегчить труд монтажников, исключить ошибки при монтаже, увеличить срок службы любого узла, который строится сейчас в России. Традиционную конструкцию мы можем сделать немножко по-другому, и она гарантированно будет работать несколько десятилетий.
Это и есть технологии, и даже не просто технологии, а философия. Мы считаем, что арматура должна служить долго, что это единственный значимый критерий, помимо герметичности. Тут тоже есть разница между европейским подходом и российским. В Европе нет классов герметичности. Арматура либо герметична, либо нет. Мы работаем именно с первым вариантом. Где?то мы стремимся сменить парадигму: например, прикладываем большие усилия, чтобы убедить наших потребителей в России монтировать арматуру бесколодезным методом. Если вы бывали в Европе, то обратили внимание, что колодцев на улицах не так уж много.
На поверхности земли можно увидеть небольшие люки, чуть побольше для гидрантов, чуть поменьше – для вентилей и задвижек.Этот стандарт давно принят в Европе: арматура не размещается в колодце, а устанавливается на сеть, засыпается землей, и вы спокойно можете открывать и закрывать задвижку, хотя у вас нет легкого доступа к ней для ремонта. Но этот доступ и не нужен, если арматура не ломается. Когда вы получаете арматуру, которая может не обслуживаться, не чиниться десятилетиями, смысла в колодце больше нет. Вся наша арматура предназначена для бесколодезной установки. Даже такие вещи, как вантузы и гидранты, которым нужен сервис, могут обслуживаться без непосредственного контакта с арматурой в колодце. Более того, большую часть нашего оборудования – те же гидранты и вантузы – можно обслуживать без отключения давления в сети. Водоканал или крупное предприятие с большой сетью водоснабжения может производить все регламентные работы, и потребители ничего не заметят. Водоканалы должны подавать воду в дом, это их основная задача, но когда они занимаются сервисом, нельзя жертвовать комфортом потребителей. Ни один из них не должен потерять доступ к воде и уж тем более к системам пожаротушения.
Armtorg: Что позволяет арматуре Hawle быть такой долговечной? Все-таки вода – это довольно сильный окислитель, чугунные трубы гниют без доступа воздуха…
А.К.: Дело, конечно, в материалах, которые не подвержены коррозионным воздействиям. Уплотнения из пластика EPDM. Направляющие клина и крепление шпинделя из износостойкого пластика полиоксиметилена. Шпиндель крепится байонетным способом, резьба полностью отсутствует. Используется очень много латуни, сплавов. Что касается цинка – европейские нормы по нему ужесточаются последние 30 лет. Со следующего года будут еще более жесткие нормы, и наша продукция им уже удовлетворяет. Основная часть – корпус, клин задвижки – выполняется из высокопрочного чугуна. Чугун, как вы правильно сказали, боится и воды, и земли – там кислотность, наводящие токи. Поэтому чугунные изделия защищаются специальным покрытием на основе эпоксидных смол. Для потребителя оно безвредно, а для задвижки спасительно. Оно защищает корпус от коррозии на долгие десятилетия. У нас есть установка, которая наносит эпоксидное покрытие, это очень важная часть на нашем производстве. Кроме того, наш завод, как и все заводы Hawle, был сертифицирован немецким специализированным институтом, проверяющим арматуру на защиту от коррозии. Ежегодно проводятся две проверки, о датах которых заранее мы не знаем. Всегда неожиданно приезжает человек и наблюдает за нашим производством. Мы гордимся этим сертификатом, насколько я знаю, в России ни у одного завода его больше нет. Да, это сертификационное общество здесь не очень известно. Но это опять?таки косвенный показатель того, что мы не просто делаем что?то напоказ. Благодаря таким неожиданным проверкам мы всегда работаем с максимальной отдачей по качеству.
Armtorg: Что вы можете сказать о качестве водопроводной воды в разных странах?
А.К.: Водопроводная вода – это конечный продукт, и в его качестве очень много составляющих, это целая система: и трубное хозяйство, и водозаборы, и очистка, и даже кран в доме. Но вы правы, например, в Австрии государство признало воду продуктом питания, и она подлежит защите по закону. Чистота этого продукта питания достигается в том числе и за счет применения нашей продукции.
У меня был такой случай. Я долгое время работал с немецкими компаниями. В Германии в гостиницах всегда можно найти бутылочку воды. В первый мой приезд в Австрию я не нашел питьевой воды в гостинице и начал нервничать. Надо мной даже немного посмеялись: «Друг, ты же в Австрии, здесь воду пьют из-под крана».
Armtorg: Как в Австрии пришли к такому качеству и как этого можно достичь в России?
А.К.: Я думаю, не надо питать иллюзий: ни водоканал, ни любой другой хозяйственный объект не будет делать то, чего с него не спрашивают. Требования по качеству воды идут именно от потребителей, именно они хотят соблюдения технологий. Потом все это фиксируется в законодательной базе. Есть ассоциация водоканалов, она пристально следит абсолютно за всеми материалами, которые применяют водоканалы, сертифицирует их, и этот сертификат очень важен. Без него ни одна арматура, ни одна труба не может стоять на сети австрийского водоканала.
Armtorg: Значит, необходима законодательная база?
А.К.: Да, ведь качество можно требовать, а можно насаждать. Классический пример насаждения качества – это, наверное, переход на бензин Евро-4 и 5. То же самое государство может сделать и в сфере водоснабжения. Я, правда, не уверен, что все водоканалы с этой задачей справятся, но попробовать можно. На мой взгляд, люди должны требовать качественной воды, а не довольствоваться тем, что есть.
В России огромная водная индустрия. Продаются миллионы кубометров бутилированной воды – это огромная цифра. Это значит, что спрос на воду есть, и люди готовы платить за нее. Осталось только убедить водоканалы, что они способны поставлять такую же воду по городским сетям.
Я считаю себя довольно молодым человеком, но помню советское время. Я родился недалеко от Чаплыгина, в Мичуринске, и тогда мы спокойно пили воду из?под крана. Она была прозрачная, вкусная, хотя мы и замечали разницу в районах города. Куда это все делось – я не знаю. Но надеюсь, что мы вернемся к временам, когда вода из?под крана была абсолютно чистой.
Armtorg: Часто приходится слышать, что гораздо эффективнее менять арматуру чаще, чем выбирать вариант «поставил и забыл». Что получит клиент, поставив именно вашу задвижку? Сэкономит ли он в итоге?
А.К.: Клиент, конечно, сэкономит. Многие говорят, что ремонтировать выгодно – по непонятным для меня причинам. С другой стороны, давайте смотреть правде в глаза. У нас так много проблем, что даже если мы начнем использовать исключительно арматуру Hawle, работы хватит на несколько десятилетий. В такой благополучной с точки зрения водоснабжения стране, как Германия, ежегодно меняется сто тысяч задвижек. Вдумайтесь: сто тысяч! Поэтому я думаю, что безработица, даже в случае применения очень хорошей арматуры, никому из водоканальцев не грозит. У нас есть пласт работы, которую необходимо сделать. Сети действительно находятся в плохом состоянии в большинстве городов. Нужно начинать над этим работать, потому что если мы будем и дальше ставить арматуру или применять другие материалы, которые служат недолго, придется менять их бесконечно. Ожидать, что сети станут лучше при такой работе – на мой взгляд, бессмысленно. Надо выводить их на новый уровень по всей стране. От Калининграда до Владивостока – везде одни и те же проблемы.
Armtorg: Компания Hawle в сфере арматуростроения является примером инноваций. Например, вы постоянно обновляете задвижку, снабжаете ее новыми решениями, новыми технологиями. А ведь многие пророчили, что ее скоро вытеснит шаровой кран.
А.К.: И у шарового крана, и у задвижки, и у затвора есть свои преимущества и недостатки. Нельзя сказать, что один из этих продуктов безоговорочно превосходит другие. Поэтому я уверен, что все три будут и дальше уживаться на рынке. Затворы мы тоже производим.
Каждый год клиенты предъявляют нам все более жесткие требования по качеству продукции. Каждый год клиенты по всей Европе говорят, что у них мало денег, и они не хотят часто менять арматуру, но готовы потратиться на оборудование, которое будет работать дольше. Поэтому нам приходится – и мы с удовольствием это делаем – регулярно пересматривать конструкцию, материалы. Задвижка Hawle-А сегодня не такая, какой была на момент старта. Нас толкает вперед конкуренция и потребности наших клиентов по всему миру – и на севере, и на юге, и в Америке, и в Африке. Все они предъявляют свои требования, у всех нестандартные ситуации. Все эти требования мы внимательно рассматриваем, у нас внутри компании организован процесс, когда каждый сотрудник, столкнувшись с той или иной проблемой или идеей клиента, имеет возможность ее передать на НИОКР. Сейчас примерно 80 % всей продукции разработано по запросам наших клиентов, которым понадобилась та или иная функция или модификация. Вот так рождается новый продукт. В области арматуры нет проблемы, которую Hawle не сможет решить. Это однозначно.
Armtorg: На выставке «ЭКВАТЭК» мы видели удивительную вещь – «Комбифлекс». Расскажите о ней.
А.К.: «Комбифлекс» – это сочетание нескольких задвижек в одном корпусе. Решение было подсказано нашими клиентами. Бывают ситуации, когда составляется узел с разными отводами, разными диаметрами – 200, 300, 400. Для такого узла обычно строится большая камера, которая с учетом земляных работ, бетонирования, да и сама по себе стоит бешеных денег. Вот так родился концепт комбинированного узла, когда клиент сам говорит, какой отвод с какой стороны ему нужен. Мы поставляем этот узел в сборе, он приходит на строительную площадку в компактном виде, на специальной раме, уже готовым к установке. В такой конструкции много преимуществ: во?первых, нет соединительных элементов, потенциальных источников коррозии. Во-вторых, узел становится раза в два компактнее стандартного, его очень легко монтировать, можно закопать, а можно поставить в небольшую камеру, если планируется осуществлять расширение сети. Продукт, на мой взгляд, просто потрясающий, ему нет аналогов, и он очень хорошо продается в Финляндии, Швеции, Норвегии, где тоже высококачественное водоснабжение. Я рад, что в этом году уже два «Комбифлекса» были поставлены в Россию, в частности, один из них планируется установить в новом микрорайоне Липецка. За такими продуктами будущее.
Это еще раз доказывает: мы не просто готовы поставить оборудование – мы готовы говорить с клиентами об их потребностях и решать комплекс проблем с помощью одного устройства. Ведь у водоканалов и так достаточно трудностей – почему бы нам не взять хотя бы одну проблему на себя?
Armtorg: На рынке сегодня широко распространена китайская арматура. Что вы можете сказать об ее использовании?
А.К.: Все знают пословицы: «Скупой платит дважды», «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Можно вложить рубль и потерять его на следующий год, а можно вложить два, которые будут работать на тебя десятилетиями. Для меня это принципиально. Очень плохо, когда откровенно китайская продукция выдается за российскую или, еще хуже, европейскую. Это обман потребителя. Но в целом вопрос даже не в том, Китай или не Китай. Есть определенный уровень качества, арматура ниже которого не может применяться вообще. Например, это классические российские гидранты с грушей, которая вываливается через некоторое время и срабатывает через раз. Это задвижки с выдвижными шпинделями, которые давным-давно вышли из употребления по всей Европе просто потому, что конструкция ненадежна сама по себе. Общий уровень оборудования, применяемого на наших сетях, должен быть выше, чем сегодня.
Armtorg: Приходилось слышать о том, как качество изделия можно проверить в соляном растворе. Расскажите об этом способе.
А.К.: Возвращаясь к китайским производителям – их товары неплохо выглядят с первого взгляда. Но разница быстро проявляется в процессе эксплуатации. Особо дотошным потребителям я советую сделать двухпроцентный соляной раствор, подвести туда немножечко электричества и положить пару изделий – китайское и наше. Увидите, что с ними произойдет через неделю. У кого?то и через неделю, и через месяц, и через год раствор будет прозрачным. У кого?то он зарастет хлопьями ржавчины. Это шикарное зрелище – когда вы видите, что даже в тех местах, которые казались защищенными, коррозия цветет буйным цветом. Тогда вы понимаете, что не всякая нержавеющая сталь на самом деле является таковой. Нужно пробовать, испытывать и отказываться от того, что не удовлетворяет критериям. Я еще ни разу в жизни не видел дешевого товара хорошего качества. Оно всегда стоит денег. Гарантия нашего качества – сам новый завод, новое оборудование, новейшие технологии, материалы, проверки. У Hawle есть основополагающий принцип: сто процентов нашей арматуры проходит проверку под избыточным давлением. Каждая единица продукции попадает на испытательный стенд.
Armtorg: Что говорят потребители об опыте использования вашей продукции?
А.К.: Об этом нужно спрашивать их – примеров множество. Но могу рассказать кое?что. Недавно мы были на Сахалине, в городе Холмске, где велась реконструкция водозабора. По объекту нас водил какой?то механик, даже не зная, кто мы такие и откуда. Вошли в деревянную будку у водохранилища, залезли в погреб. В погребе открылись чудеса: новая галерея водоводов, наша арматура, и довольно серьезная – задвижки DN 300?400. Механик начал с гордостью показывать, как легко они открываются. Стоит ли говорить, как нам было приятно: человек привел гостей, и первое, чем он решил козырнуть – это именно наша арматура!
Много легенд ходит про задвижку DN 600. Даже под давлением ее может открыть один человек. Когда к нам приходит группа проектировщиков (а зачастую даже проектировщиц – типично российская черта), мы выбираем самую хрупкую девушку и просим ее открыть и закрыть задвижку. То, что задвижка диаметром 600 стоит под давлением – не значит, что она должна открываться тяжело! Мы хотим это доказать. То, к чему привыкли наши эксплуатационники – к продувке сальников, к перебору задвижки, подтяжке, собиранию из двух задвижек одной, к ремонту хлама – все это ненормально. Другое дело – взять задвижку из коробки, поставить ее на сеть, и она будет работать десятилетиями. Вот это нормально. Остальное – ненормально. Это нужно понять.
Armtorg: Что вы еще посоветуете и пожелаете потребителям, эксплуатационникам, коллегам?
А.К.: Я прошу коллег не поддаваться соблазну оставить все как есть. Работать так, как последние 20 лет, больше нельзя. Нельзя принимать новый объект с плохой арматурой. Ненормально, что вы потом ползаете в затопленных колодцах, что вы постоянно меняете и ремонтируете арматуру. Это не ваша компетенция. Ваше дело – добывать воду, очищать ее, передавать потребителю и получать за это деньги. Всем желаю спокойной, безаварийной работы!
Опубликовано в "Вестнике арматуростроителя" №5 (33), 2016 г.