В продолжение рассмотрения темы производства судовой трубопроводной арматуры, которую мы очень обобщенно затронули в нашей статье в выпуске № 5 «Вестника арматуростроителя», в настоящем материале попробуем систематизировать данные. Так, в конце сентября в рамках международной выставки «Нева-2021» (г. Санкт-Петербург) был проведен круглый стол, посвященный актуальным вопросам развития судовой трубопроводной арматуры в Российской Федерации. Медиагруппа ARMTORG также стала участником события.
Развитие судостроительной отрасли продолжает идти опережающими темпами относительно многих других отраслей экономики Российской Федерации. Даже снижение объемов строительства судов для Министерства обороны РФ, которое планово намечено на ближайшие годы, ввиду существенного обновления судовой базы оборонного ведомства за прошедший период не сказывается пока на общих показателях для судостроителей. Большой прирост планируется за счет обновления базы гражданского флота и особенно появления новых направлений развития водного транспорта типа ледокольного флота, специализированного газовозного парка судов, долгожданного возрождения речного судоходства. Признано, что Российская Федерация вернула себе статус морской супердержавы, теперь очередь за освоением каботажного судоходства и речного фарватера!
Известно, что на этапы развития судостроительной отрасли в предыдущий период были наложены серьезные ограничения, вызванные необходимостью внедрения новых подходов к проектированию и строительству судов в условиях нарушения международной научно-технической и производственной кооперации. Отрасль активно внедряла правила и принципы импортозамещения. И если для надводного флота и субмарин оборонного ведомства это было не в новинку – там и техника чуть другая, и экономика немного в стороне от коммерческой целесообразности, и рыночные механизмы действуют под жестким регулированием государства, – то для гражданского судостроения условия конкурентности и эффективности, в первую очередь экономической, выходят на первый план. Из ситуационной позиции судостроительной отрасли еще пять-семь лет назад, когда она загружалась чаще всего срочными проектами по линии Гособоронзаказа, которые по срокам проектирования и строительства почти всегда были «нужны еще вчера», сегодня экономика судостроителей выведена на более-менее понятный горизонт планирования до 2030 года. Исходя из этого наметились и основные тенденции в сфере проектирования и производства судовой трубопроводной арматуры.
Самым главным направлением, пожалуй, становится необходимость оценки соответствия действующих нормативных документов современному научно-техническому уровню, требованиям технических регламентов и международных норм с последующим пересмотром, изменением или разработкой новых документов по стандартизации продукции. Так, сегодня в каждом исходном техническом требовании на арматуру приводятся ссылки на отраслевой стандарт, например ОСТ 5Р.5571-2010. (арматура общесудовых систем). А вот большой вопрос, на что можно будет опираться специалистам в будущем, когда в 2025 году по Федеральному закону N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 ГОСТы перестанут допускаться к использованию? Новый ГОСТ по арматуре в проекте на сегодня, по мнению специалистов отрасли, напоминает свод регистровых правил, не имеющих конкретики, и требует существенной доработки с привлечением широкого круга экспертов, проектировщиков-разработчиков и производителей судовой арматуры, но пока это такой общий документ без привязки к реалиям. Необходимо более активное участие представителей отрасли арматуростроения в подготовке предложений к разработке национального стандарта в области судовой арматуры, в том числе начиная с 2022 года и на последующие периоды до внедрения окончательного варианта базового ГОСТа, а также, возможно, отдельные ГОСТы на проектирование, испытание, изготовление как минимум в части общетехнических требований. Это мнение было озвучено многими выступающими на круглом столе ведущими участниками отрасли. Вот так обозначена одна из ключевых тенденций развития отрасли производства судовой трубопроводной арматуры – необходимость пересмотра нормативной базы и ее совершенствование.
Следующим по значимости все чаще становится необходимость создания базы знаний в области трубопроводной арматуры для судостроения, так называемая база компетенций. Это очень актуально в современный период цифровизации общества и всеобщей диджитализации (digitalization) сфер экономики и бизнеса. В нашей отрасли этот процесс пока еще находится в стадии раскачивания и на низком старте. Наибольший объем информации хранится в виде бумажных документов или просто в голове у опытных сотрудников – они являются носителями и хранителями знаний в области арматуростроения. Много информации находится в конструкторской, технологической, ремонтной, нормативной документациях, в протоколах испытаний, отчетах о НИОКР, научных публикациях, патентах и диссертационных исследованиях. Отсюда вытекает проблема: в отрасли оперативного использования информации не происходит.
Крайне необходима открытая цифровая система с верифицированным доступом, так называемая digital database, которая будет включать в себя цифровую базу знаний, математические модели, алгоритмы прогнозирования и оптимизации принятия решений, интеллектуальный анализ данных и визуальные учебники. Эта проблематика отрасли, требующая своего решения, очень сильно коррелирует с развитием технологии создания цифровых двойников объектов судового оборудования и объектов гражданской морской техники. Следует понимать, что цифровой двойник – это не просто 3D-модель какого-либо объекта, сделанная с помощью компьютерного программного обеспечения, как многие понимают, а это совокупность технологий, основная цель и задача которых – проведение математического моделирования работы объекта в реальной среде, которая позволяет существенно снизить издержки в проектировании и конструировании изделий и получении результатов испытаний предварительно на математических моделях, а натурные и реальные испытания позволяют проводить только для подтверждения проектируемых характеристик изделия, таким как по вибростойкости, стойкости к коррозионному воздействию среды внешней и проводимой или к ударным воздействиям критических значений.
Цифровой двойник – это передовая технология, созданная на пересечении материального и цифрового миров, созданная в рамках четвертой промышленной революции. Такой двойник содержит всю необходимую базу характеристик в математическом виде, позволяющем выполнить виртуальное моделирование всех наиболее приемлемых типовых вариантов использования объекта моделирования. Цифровой двойник не создается на пустом месте. Этой проблематикой для отрасли арматуростроения, в том числе для применения в судостроении, занимается Санкт-Петербургский политехнический университет, который в настоящее время подготавливает математически завершенную для прикладного использования базу зависимости пределов текучести от скорости деформации материалов и сред, такой информации в имеющихся сейчас справочниках нет и они могут быть получены только в результате испытаний, которые станут затем исходными данными для последующего цифрового моделирования. Это большая и очень важная работа, результатами которой должны иметь возможность пользоваться все участники процесса проектирования и производства специализированной арматуры.
Активное применение данной технологии наблюдается во всех отраслях. К слову, в подтверждение этому насущному направлению развития промышленности в целом в России 12 августа 2020 года был утвержден первый в мире стандарт по цифровым двойникам – ГОСТ Р 57700.37–2021! Он распространяется на изделия машиностроения, однако при необходимости на его основе в дальнейшем могут разрабатываться стандарты, устанавливающие требования к цифровым двойникам изделий различных отраслей промышленности с учетом их специфики, вступает он в силу с 1 января 2022 года. Что в нем выдающегося? Он не является переводом с ISO-коллекции стандартов, а разработан с нуля в России. Естественно, он не гармонизирован с ISO, и теперь, видимо, международные стандарты будут гармонизировать с ним. В нем заданы исходные параметры определения разницы между компьютерными, цифровыми и математическими моделями. Это второй по значимости приоритетный тренд развития цифровизации. Основательно и надолго!
Продолжает оставаться важным и актуальным направление на импортозамещение. Несмотря на отсутствие новизны этого пути развития, который был задан практически всем отраслям промышленности России с 2014 года, он не теряет актуальности и сейчас. Это связано с тем, что, несмотря на однозначность толкования «импортозамещения», в силу специфической инертности отраслей, являющихся потребителями продукции арматуростроения и в погоне за снижением стоимости комплектующих, импортная продукция, как правило, азиатского происхождения, с помощью различных коммерческих уловок остается на рынке России и очень неохотно покидает его. Внедряемая процедура подтверждения происхождения товара с получением сертификата СТ-1 для многих участников рынка является трудной, и они сталкиваются со значительными сложностями. Что было, к слову, отмечено и на круглом столе в процессе дискуссий. С этим столкнулись даже флагманы отрасли, такие как АО «Армалит», а что говорить о более многочисленных небольших отечественных предприятиях арматуростроения. Обнадеживающе для всех тогда прозвучало заявление Куличковой Е.А. представляющей КБ «Армас» входящей в структуру ОАО «ЦТСС», признанного эксперта в вопросах арматуростроения, относительно возможностей использования процедуры СПИК для возможности уменьшить сложности получения подтверждения о происхождении продукции.
Что же это такое? Специальные инвестиционные контракты, предусмотренные Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (СПИК) и модерированные в 2019 году в формат СПИК 2.0 – это инструмент промышленной политики, направленный на стимулирование направления инвестиций в промышленное производство в России с федеральными мерами стимулирования и налоговые преференции, такие как возможность снижения ставки налога на прибыль предприятия до 0 %, ускоренная амортизация, субсидии, упрощенная процедура получения статуса «Сделано в России» (сертификация по СТ-1), получение статуса «Единственный поставщик» и другие преимущества.
Один из основных критериев попадания в программу государственной поддержки в рамках формата СПИК 2.0 – это предоставление технологичности продукта (изделия, процесса, услуги, системы), которая в рамках СПИК преобразуется в необходимость разработки и внедрения современных технологий на основе серийного производства промышленной продукции. Перечень таких технологий сформирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 г. № 319 «Об утверждении Правил формирования и актуализации перечня видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов». Трудно пока судить о том, насколько это облегчит получение СТ-1, но, видимо, «в этом направлении и придется копать».
Есть и еще одна существенная проблема, озвучиваемая арматуростроителями, – это вопрос о передаче объектов интеллектуальной собственности для изучения регистрирующему органу. Беспокоит, и не безосновательно, вопрос коммерческой безопасности бизнеса. Для этого должна быть предложена гарантированная патентная защита и защита данных, представляющих коммерческую тайну. Все это вкупе требует существенной реформации процедуры получение сертификатов СТ-1.
Несмотря на сложности импортозамещения, на рынке оборота судовой трубопроводной арматуры изменения начались. Пошел процесс контенгирования его участников, то есть разделение на тех, кто действительно проектирует и производит российское судовое оборудование, и тех, кто продолжает маскировать «китайскую бронзу» с цинковой основой под нужную судостроению отечественную бронзу с никелем/алюминием и нержавейку с присадкой титана. И госрегуляторам не стоит забывать, что пока все же, по данным российских таможенных органов, ввозимая арматура, часть из которой обязательно будет представлена как судовая, имеет существенный объем для нашего рынка и негативно влияет на рост производства собственной аналогичной продукции.
Предметное развития собственно судовой трубопроводной арматуры в настоящий период, не по степени важности, а скорее по актуальности тематики, по мнению специалистов, которые в том числе являются нашими партнерами и постоянными подписчиками, следующие:
• максимальная универсальность по видам проводимых сред,
• полнопроходность,
• минимализация гидравлического сопротивления,
• достижение герметичности класса А,
• модульность конструкции,
• уменьшение массогабаритных характеристик,
• наличие функции диагностики и мониторинга,
• увеличение рабочих параметров,
• применение аддитивных технологий в производстве,
• увеличение срока службы на 30 с лишним лет,
• ремонтопригодность,
• минимизация стоимости сроков разработки и изготовления,
• цифровизация.
Цифровизация – создание дистанционно управляемой арматуры с интеллектуальными электроприводами, устройств управления среднего уровня, разработка алгоритмов их работы, а также соответствующего ПО, что позволит интегрировать управление арматурой судовых систем в единое цифровое пространство судна для создания мало- и безэкипажных судов.
В заключение отметим, что при сравнительно сбалансированной работе арматуростроителей по программам Гособоронзаказа правила работы на рынке гражданского судостроения только формируются, и это дает возможность вести бизнес различным компаниям, когда, несмотря на декларируемый приоритет отечественного производителя, регулярно российская продукция становится неконкурентоспособной по отношению к «мнимо локализованной» иностранной. В сегменте судовой арматуры для «гражданки» на импорт приходится до 70-80 % поставок. Остается надежда, что с учетом последних постановлений Правительства и введения балльной системы оценки подтверждения российской постройки судов ситуация все же изменится в лучшую сторону для отечественных производителей.
Реальное импортозамещение и действительная локализация производства зарубежной продукции на территории РФ будут главными актуальными направлениями развития рынка судовой трубопроводной арматуры. Логичным станет и тренд на упорядочивание правил работы на рынке гражданского судостроения, прежде всего в нормативно-правовом отношении при ускоренной цифровизации всех процессов разработки и производства изделий отрасли.
Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, Спецвыпуск (69)