Давайте представим себе оборудование магистрального трубопровода ближайшего будущего. Что мы увидим на трассе и крановых узлах? Во-первых, это будет система, непрерывно следящая за трассой. Для интеграции этой системы в единый комплекс используется гибридная оптоволоконная и электрическая информационная сеть. Значительные многокилометровые перегоны между сетевыми узлами выполнены на оптоволокне, а небольшие локальные соединения – на двухпроводной витой паре. Также специально выделенная пара оптических волокон служит для контроля событий на трассе, о чем будет сказано ниже.
Для контроля всей информационной сети используется SCADA-сервер «Импакт», который также является шлюзом для информационного межсетевого обмена.
Для управления запорной арматурой возможно применение пневмогидравлических приводов экономичной, простой и надежной конструкции, разработанных на основе опыта и традиций мирового арматуростроения.
Каждая крановая площадка оборудована четырехканальным контроллером для запорной арматуры «Импакт 1», который обеспечивает контроль, управление и диагностику всех четырех кранов на площадке. Эти контроллеры объединяются сетью передачи данных и находятся под управлением головной SCADA. Кроме того, на каждой крановой площадке установлен автомат аварийного закрытия крана Impact AE. Практически это единственный на сегодняшний день ААЗК, полностью отвечающий требованиям СТО Газпром и свободный от ложных срабатываний, вызванных проходом снарядов и подключением мощных потребителей. Питание системы осуществляется от солнечных батарей, при этом между крановыми площадками проходит общая линия питания, по которой распределяется мощность, вырабатываемая всеми батареями, а при выходе из строя одной из них остальные принимают на себя нагрузку. По этой же линии происходит информационный обмен между контроллерами. Для контроля событий, происходящих на трассе, используется волоконно-оптическая система Impact DS, которая представляет собой цифровой контроллер, установленный на каждой второй крановой площадке и контролирующий в общей сложности до 80 км трассы. Для контроля используется простой и недорогой двужильный оптоволоконный кабель. Оптоволоконная линия позволяет следить за появлением ударного шума и вибраций и определять источник их возникновения с точностью до 100 м.
При необходимости внутритрубной диагностики можно воспользоваться оборудованием и технологией Impact T, предназначенными для врезки в трубопровод под давлением, причем врезка становится пригодна для запуска и выпуска очистных поршней и диагностических снарядов, а впоследствии имеется возможность возврата направления трубопровода к первоначальному состоянию.
Объем этой заметки не позволяет перечислить все возможные сферы применения оборудования «Импакт». Поэтому для полного и всестороннего ознакомления с этим оборудованием и технологиями предлагаем вам обратиться за консультацией непосредственно к специалистам ООО «Стронгарм». В настоящее время в рамках технологического проекта «Импакт Россия» ведется разработка новых типов оборудования для нужд нефтяной и газовой промышленности, включающих в себя оборудование для всех стадий технологического цикла.
В качестве заключения можно добавить, что прогресс в транспортной инфраструктуре нефти и газа в ближайшем будущем будет выражаться в совершенствовании и усложнении конструкции трубопроводов, которые постепенно будут превращаться из низкотехнологичного «железа» в высокотехнологичную систему. Эта система будет автоматически поддерживать свои рабочие режимы, а также оперативно принимать необходимые меры для минимизации последствий возможных аварий. Всеобъемлющая диагностика трубопроводов поможет следить за ними дистанционно и практически исключить обходы на трассе.
Опубликовано в "Вестнике арматуростроителя" №3 (31), 2016
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя» № 3 (31) 2016