К 2030 году доля гражданской продукции в общем объеме производства предприятий ОПК должна составлять 50 % – такую задачу в 2016 году поставил перед оборонкой Владимир Путин. И несмотря на то что президент обращался исключительно к военным производствам, его слова были услышаны и поставщиками оборонно-промышленного комплекса. Тенденции на рынке ОПК являются мощнейшими для многих предприятий (и машиностроительный завод «Армалит» здесь не исключение) мотиваторами к развитию и наращиванию доли гражданских заказов на фоне снижения гособоронзаказа (ГОЗ).
В разные периоды своей истории наш завод выпускал арматуру практически для всех отраслей промышленности. С 1939 года основной специализацией предприятия стало производство трубопроводной арматуры для кораблестроения. «Армалит» до сих пор остается лидером в отрасли, являясь ведущим поставщиком изделий для военного кораблестроения и занимая без малого половину рынка в стоимостном выражении. К началу 2020 года около 80 % выручки нашей компании приходилось на поставки для госборонзаказа и только 20 % – на атомную промышленность, нефтегазовую отрасль и гражданское судостроение. Поэтому главная задача, которую ставит перед собой «Армалит» сегодня с учетом рыночного тренда, – увеличить долю этих направлений к 2025 году до 50 % в общем объеме продаж. И прежде всего – за счет поставок для судостроения.
В центре нашего внимания – обеспечение проектов по освоению шельфовых месторождений, развитию арктического флота для транспортировки нефти и газа по Северному морскому пути. Кроме того, сегодня существует и потребность в воссоздании пассажирского речного флота, строительстве крупнотоннажного промыслового флота. Участие в этих проектах позволит «Армалиту» достичь поставленных целей по диверсификации портфеля заказов. Поэтому сегодня «Армалит» не только работает над укреплением уже сложившихся деловых отношений с верфями, но и активно расширяет свое присутствие в новых для себя регионах и прежде всего – на Дальнем Востоке.
Одной из ключевых точек роста здесь должно стать развитие сотрудничества с ССК «Звезда», полное завершение строительства которого запланировано на 2024 год. Уже сейчас, по официальной информации верфи, на ССК размещены заказы на строительство более 50 судов, в том числе на атомные ледоколы проекта «Лидер», многофункциональные суда снабжения ледового класса, танкеры челночного типа и типа «Афрамакс» на газовом топливе.
Основная особенность конкуренции на гражданском рынке судостроения – доминирование поставщиков дешевого импорта, преимущественно из Китая и Турции. На него приходится около 70 % поставок во многом благодаря тому, что основное требование гражданского заказчика – минимальная стоимость продукции.
В переговорах с потенциальными клиентами, в первую очередь с самими заказчиками судна, «Армалит» предлагает оценить стоимость арматуры в пересчете на ее жизненный цикл. Классическая ситуация: судостроитель закупает самую дешевую на момент строительства судна арматуру, не обращая при этом внимания на срок ее службы, который может быть, например, всего два года – после чего изделие придется заменить на новое. Так в ходе эксплуатации судна элементы его трубопроводов могут быть заменены 10 раз. Затраты на новые изделия, с учетом докования и простоев судна, в конечном итоге окажутся выше стоимости трубопроводной арматуры – той самой, которая на этапе закупки казалась очень дорогой. Да, изначальная стоимость продукции «Армалита» может быть выше, но с учетом срока службы, сопоставимого со сроком службы судна, разница в цене превращается в экономию при пересчете на жизненный цикл изделия.
Ориентация при проведении закупок только на цену изделия и игнорирование факторов, напрямую влияющих на качество, сроки и безопасность функционирования трубопроводных систем судна, – порочная практика. Закупленная на таких конкурсах по минимальной цене продукция может не соответствовать требованиям к подобному оборудованию, установленным отечественными стандартами: на морскую воду может быть поставлено чугунное изделие вместо бронзового, углеродистая сталь – там, где должна быть коррозионностойкая. Не учитывается и квалификация самого поставщика, его опыт работы с аналогичными требованиями и изделиями. Так в конкурсе, предложив наименьшую стоимость, может победить компания, созданная несколько месяцев назад – а это прямой риск срыва сроков строительства всего судна.
Об этой проблеме в одном из своих интервью очень точно сказал Владимир Воробьев, главный конструктор ЦКБ «Айсберг»: «Из-за того, что одним из критериев определения поставщика является стоимость, мы получили негативный опыт на проекте 22220. Сейчас выдвигаются большие лоты, и поставщики зачастую не являются изготовителями. Сначала они назначают цену, а потом ищут, где купить подешевле». Вывод уважаемого в отрасли эксперта – о необходимости серьезного повышения при выборе поставщиков значимости других коэффициентов, например, опыта и подтвержденного качества изготовления аналогичного оборудования – пожалуй, единственно верный путь развития. Только в таком случае можно будет говорить о честной конкуренции.
«Армалит» предлагает гражданскому рынку комплексную поставку, которая включает в себя не только судовую арматуру, но и соединительные элементы, приводы и шкафы управления к ним, а также насосы, сепараторы, фильтры. Сформировать такое предложение заводу позволяют его широкие кооперационные связи и собственное конструкторское бюро, сотрудники которого способны оперативно представить системное инженерное решение для конкретного проекта. Работая с «Армалитом», заказчик таким образом снимает с себя часть проблем и затрат, связанных с поиском дополнительных поставщиков.
К тому же мы предлагаем не только арматуру, но и услуги по ее шефмонтажу, сервису и ремонту с применением только качественного заводского ЗИП текущего производства.
Для возможности эффективного обслуживания изделия на протяжении всего его жизненного цикла и оперативного отклика на потребности заказчика, связанные с эксплуатацией изделий, нами специально создан «Центр технологического обслуживания судового оборудования» (ЦТОСО). Дочерняя компания гарантирует прибытие сервисно-ремонтной бригады с необходимыми комплектом ЗИП непосредственно на место базирования корабля в течение семи дней с момента поступления заявки. Такую услугу не может предоставить ни одна компания, конкурирующая с «Армалитом» на рынке судостроения.
Если говорить о конкретных примерах участия компании в гражданских проектах, то можно вспомнить одну из первых таких поставок в современной истории «Армалита» – для плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов» проекта 20870, а также отгрузки на ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал» проекта 22220 – «Армалит» поставил на эти объекты около 30 % всей арматуры. Изделия предприятия будут установлены и на ледостойкой самодвижущейся платформе (ЛСП) «Северный полюс», которую строят «Адмиралтейские верфи».
В нашем референс-листе теперь и поставка задвижек и дисковых затворов для строительства сухого дока судостроительного комплекса «Звезда» по контракту с Китайской компанией коммуникаций и строительства (China Communications Construction Company Limited). Вся поставленная трубопроводная арматура выполнена в бронзе, что обеспечит надежную эксплуатацию изделий в агрессивной среде (морской воде) на протяжении 30 лет.
Именно пример работы с China Communications Construction Company Limited убедил нас, что вектор развития выбран верно, и в том, что у завода есть все возможности для успешной диверсификации бизнеса за счет гражданских заказов: конкурентами «Армалита» в конкурсе на право осуществить поставку выступали как российские, так и зарубежные компании – однако после посещения нашей производственной площадки в Санкт-Петербурге СССС сделала однозначный выбор в пользу «Армалита».
Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, № 1 (63)