Российская трубная промышленность в 2016 году сохранила уверенный темп развития и осталась ярким примером успешного решения задачи импортозамещения и инновационного развития отрасли. Тем не менее, получится ли у трубных компаний в 2017 году развить накопленный успех, во многом будет зависеть от реализации планов российского топливно-энергетического комплекса по строительству новых крупных магистральных трубопроводных объектов и мер, принимаемых для стимулирования модернизации действующих существенно изношенных систем инфраструктурных трубопроводов, уверены в Фонде развития трубной промышленности.
Суммарное производство труб в России в 2016 году составило 10,3 млн тонн, что на 9% меньше аналогичного показателя 2015 года. При этом потребление труб снизилось в 2016 году на 10% и составило 9,7 млн тонн.
Основная причина снижения емкости российского трубного рынка – сокращение спроса на трубы большого диаметра (ТБД). Так, российский рынок ТБД в 2016 году по сравнению с пиковым по потреблению 2015 годом сократился на 35%, до 2,14 млн тонн, что, в первую очередь, связано с сокращением потребности в ТБД для строительства новых магистральных трубопроводных проектов на территории Российской Федерации.
Между тем, благодаря увеличению протяженности нефтегазовых скважин и удельного роста объемов бурения, сохранению уровня добычи нефти, а также развитию добычи на новых территориях с неразвитой инфраструктурой в 2016 году потребление в сегменте нефтегазопроводных труб и труб OCTG выросло на 2%, до 3,1 млн тонн.
В сегменте потребления труб для строительства в 2016 году относительно 2015 года спрос практически не изменился и составил около 3,7 млн тонн.
Наибольший рост потребления труб в 2016 году продемонстрировал сегмент машиностроения (индустриальные трубы) - на 9% (189 тыс. тонн) по сравнению с 2015 годом. При этом данный сегмент, по мнению ФРТП, имеет значительный потенциал роста спроса на трубы при условии целенаправленной поддержки государством инвестиционных проектов, способных реализовать импортозамещение по технологическим направлениям, включенным Минпромторгом России в соответствующие планы.
Одним из перспективных источников формирования дополнительного спроса на продукцию отрасли в долгосрочной перспективе является острая необходимость преодоления накопленного физического износа систем коммунальной инфраструктуры. Так, по данным Росстата, на конец 2015 года протяженность тепловых и паровых сетей в однотрубном исчислении, нуждающихся в замене, составила 100 тыс. км (29% от общей протяженности), для сетей водоснабжения и водоотведения этот показатель стремится к 43%.
В результате, в последние годы отмечается резкий рост количества аварийных случаев, особенно в пик отопительного сезона. Известны случаи прорывов трубопроводов, которые привели к человеческим жертвам, уничтожению муниципального и частного имущества. Масштаб ущерба, причиненного бюджетам всех уровней в результате аварий и устранения их последствий, оценивается миллиардами рублей. Один из ярких примеров – прорыв теплотрассы в Пермском крае в январе 2016 года, когда без тепла на долгое время остались более 8 тысяч человек.
Среди причин подобных аварий, в первую очередь, выделяется неправомерное использование бывших в употреблении труб. По экспертным оценкам, ежегодно в России для строительства и ремонта только на объектах ЖКХ неправомерно используется более 500 км б/у труб.
В рамках работы, проведенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с ФРТП, в 2016 году были внесены изменения в строительные своды правил, запрещающие применение бывших в употреблении труб в строительстве трубопроводных сетей в жилищно-коммунальном хозяйстве. Данные изменения направлены на ликвидацию правового вакуума в сфере бесконтрольного повторного использования строительных материалов и позволят в краткосрочной перспективе рассчитывать на сокращение практики незаконного применения б/у труб.
В ФРТП убеждены, что обновление и ремонт тепловых и паровых сетей, а также сокращение теневого рынка бывших в употреблении труб способны увеличить потребление не только новой стальной трубной продукции, но и стимулировать потребление продукции металлургических предприятий (например, штрипса, рулонного проката и т.п.), а также позитивно влиять на связанные с черной металлургией отрасли: производство материалов для антикоррозионного покрытия и утепления труб, железнодорожные перевозки, иные виды логистики, что в целом окажет позитивный синергетический эффект.
В 2016 году по сравнению с 2015 годом импорт трубной продукции увеличился на 19,5%, до 0,44 млн тонн. При этом рост поставок труб из Украины составил 44%, что произошло, несмотря на применение с 1 января 2016 года таможенного тарифа ЕАЭС в связи с приостановлением действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины, а также действующие антидемпинговые пошлины. Эти факты однозначно свидетельствуют о продолжающейся практике применения украинскими поставщиками недобросовестных методов конкуренции для доступа на рынок ЕАЭС.
Объемы экспорта трубной продукции также выросли – на 11,7% по сравнению с 2015 годом, до 1,04 млн тонн в связи с началом в конце 2016 года поставок российских ТБД для подводного участка второй очереди магистрального трубопровода «Северный поток-2».
В прошедшем году, несмотря на усложнившиеся экономические условия, трубные компании продолжили инвестировать в модернизацию отрасли и в производство новой высокотехнологичной продукции. Так, ПАО «ТМК», ПАО «ЧТПЗ» и АО «ОМК» направили более 21 млрд руб. на повышение качества производимых труб и расширение линейки производимой продукции в условиях реализации планов по импортозамещению.
Совершенствование труб нефтяного сортамента, трубной продукции для добычи и транспортировки газа в сложных условиях эксплуатации, остается ключевым направлением развития российской трубной отрасли ввиду сохранения темпов добычи нефти и газа, и в этой связи большая часть инвестиционных проектов направлена на замещение импортной продукции для ТЭК.