В День российской печати, 13 января 2016 года, состоялась встреча руководства ОАО «АК «Транснефть» с представителями ведущих российских и зарубежных СМИ.
Президент ОАО «АК «Транснефть» Н.П.Токарев поздравил журналистов с профессиональным праздником. Говоря об итогах деятельности компании в 2015 году, он отметил, что в целом год был продуктивным, все масштабные задачи, стоящие перед компанией, реализованы в плановые сроки и в полном объеме.
Президент ОАО «АК «Транснефть» также подчеркнул, что показатели, по которым оценивается работа компании, выполнены, а по ряду критериев перевыполнены. Николай Токарев отметил, что оценка деятельности компании проводится по новой методике – число критериев оценки возросло с 4 до 26.
Кроме того, президент компании сообщил, что сокращение численности персонала не планируется. Напротив, с вводом новых производственных объектов численность будет увеличиваться, в первую очередь, это касается объектов Сибири и Дальнего Востока. Также, по его словам, зарплата в компании будет индексироваться, при этом на востоке страны - до 4%, в Москве - в пределах 1,5%.
Во встрече также приняли участие первый вице-президент Максим Гришанин, вице-президент Алексей Сапсай, вице-президент Сергей Андронов, вице-президент Михаил Маргелов, заместитель вице-президента, директор департамента транспорта учета и качества нефтепродуктов Владимир Назаров, заместитель вице-президента, директор департамента экономики Павел Сериков. Журналистам были даны ответы на вопросы, касающиеся деятельности компании.
О возможности использования заемных средств
Первый вице-президент Максим Гришанин сообщил, что возможность проведения допэмиссии привилегированных акций ОАО «АК «Транснефть» будет зависеть от потребности компании в финансовых ресурсах. Решение о допэмиссии привилегированных акций возможно в случае, если компании понадобятся средства для выполнения инвестпрограммы, при том что будут исчерпаны возможности для привлечения заемного финансирования.
В свою очередь заместитель вице-президента, директор департамента экономики Павел Сериков сообщил, что потребность ОАО «АК «Транснефть» в финансовых ресурсах до 2020 года составляет 100-150 млрд руб., из них 65-70 млрд руб. может быть привлечено в текущем году.
Компания следит за ситуацией, и заемные средства могут быть привлечены в 2016 году в случае благоприятной конъюнктуры, подчеркнул Павел Сериков. Он также уточнил, что сумма в 65-70 млрд руб. складывается из экспертной оценки емкости финансового рынка в настоящее время. Необходимость в привлечении средств вызвана принятым решением о тарифах на услуги компании. При этом приоритетом для ОАО «АК «Транснефть» является долгосрочное рублевое финансирование.
О решениях в отношении деятельности НМТП и НМТ
Первый вице-президент Максим Гришанин сообщил, что акционеры «Новороссийского морского торгового порта» (НМТП) приняли решение не выплачивать промежуточные дивиденды. Он пояснил, что летом 2015 года планировалось внеочередное собрание акционеров по этому вопросу. Однако после ухудшения макроэкономической ситуации в конце года было принято решение сохранить деньги для обеспечения стабильной работы НМТП. Вопрос разделения НМТП в настоящее время неактуален.
Максим Гришанин также сообщил, что ОАО «АК «Транснефть» согласовала условия сделки по покупке 50% "Новороссийского мазутного терминала" (НМТ) у трейдера Gunvor. На сегодняшний день сделка пока не закрыта, однако ее основные параметры согласованы.
О реализации инвестиционной программы и сроках ввода новых магистральных нефтепроводов
Все инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года, будут реализованы в установленные сроки, отметил вице-президент Алексей Сапсай в беседе с журналистами. Снижать объем инвестиционной программы компания не планирует. «Инвестиционная программа в сторону уменьшения корректироваться не будет, и все запланированные ею проекты будут введены в срок и в полном объеме», - подчеркнул он.
Алексей Сапсай сообщил, что заполнение технологической нефтью магистрального нефтепровода Заполярье-Пурпе начнется во втором квартале 2016 года с последующим проведением пуско-наладочных работ и комплексного опробования. К концу 2016 года нефтепровод Заполярье-Пурпе будет введен в эксплуатацию.
Говоря о новом магистральном нефтепроводе Куюмба-Тайшет, Алексей Сапсай сообщил, что строительно-монтажные работы на нем полностью завершены, проведена диагностика, в третьем квартале 2016 года начнется его заполнение технологической нефтью с тем, чтобы к концу года он был введен в эксплуатацию. При этом заполнение будет вестись в третьем квартале 2016 года с Тайшета так называемым обратным ходом, потому что нефтяные компании в текущем году еще не обеспечивают сдачу нефти. Данная технология разработана и позволяет заполнить нефтепровод. В совокупности с рядом других технологических мероприятий это позволит начать использовать нефтепровод, избежав его консервации.
Объем сдачи нефти в нефтепровод Заполярье-Пурпе в 2016 году составит порядка 1,2 млн т, в 2017 году – около 9,5 млн т. Нефтепровод Куюмба –Тайшет с 2018 года начнет прием нефти от нефтяных компаний, ориентировочный объем - 1 млн т.
В отношении программы технического перевооружения, реконструкции и капитальных ремонтов, компания, учитывая текущую экономическую ситуацию, провела ее корректировку. В 2016 году данная программа была сокращена на 7 млрд руб. План на текущий год – 326,3 млрд руб. (2015 год – 333,3 млрд руб) При этом Алексей Сапсай добавил, что с 2017 года объем инвестирования по программе ТПР и КР будет снижаться от 30 до 50 млрд руб. в год, а реализация некоторых проектов будет перенесена на 2021 год.
В 2016 году компания планирует выполнить замену 1482 км трубопроводов на линейной части (на 15% больше по сравнению с показателем 2015 года), также планируется реконструкция 63 резервуаров.
О возможных рисках транспортировки нефти через Черноморские проливы
В контексте возможных рисков транспортировки углеводородов через черноморские проливы вице-президент Михаил Маргелов отметил, что сырье в российских портах продается на базисных условиях поставки FOB, и через указанные проливы транспортируется нефть, принадлежащая уже иностранным государствам, в основном, на судах под флагами иностранных государств.
Кроме того было отмечено, что даже в случае гипотетического возникновения негативных техногенных обстоятельств, ОАО «АК «Транснефть» готово к таким сценариям и обеспечит полное перенаправление объемов российской нефти для дальнейшей транспортировки потребителями по другим маршрутам в западном направлении.
До настоящего времени задержки рейсов прибытия судов под погрузку были связаны исключительно с погодными условиями.
О показателях транспортировки нефти и нефтепродуктов
Исходя из заявок, полученных ОАО «АК «Транснефть» от нефтяных компаний, план транспортировки нефти на 2016 год составляет порядка 476,7 млн т, из них 215,8 млн т – транспортировка на экспорт, сообщил вице-президент компании Сергей Андронов. В 2015 году по магистральной системе ОАО «АК «Транснефть» было транспортировано 481,4 млн т нефти, экспорт – 229,6 млн т.
Говоря о плане-графике отгрузки нефти в портах РФ на 2016 год, Сергей Андронов сообщил, что показатель составляет порядка 116,5 млн т нефти, из которых: порт Новороссийск – 27 млн т, порт Приморск – 35,5 млн т, порт Усть-Луга – 23 млн т, порт Козьмино – 31 млн т.
Об увеличении доли высокой серы в системе нефтепроводов
ОАО «АК «Транснефть» постоянно отслеживает ситуацию, связанную с потоками высокосернистой нефти в системе магистральных трубопроводов в тесном взаимодействии с Минэнерго РФ, сообщил Сергей Андронов. При этом он подчеркнул, что наблюдается ежегодный прирост сдачи высокосернистой нефти в систему нефтепроводов «Транснефти» - порядка 3–3,5 млн т, что негативно влияет на общее качество нефти в системе.
О поставках нефти в Китай
Вице-президент компании Сергей Андронов сообщил, что совместными усилиями ОАО «АК «Транснефть» и китайской стороны прокачка увеличена с 16 млн т до 16,5 млн тонн по маршруту Сковородино-Мохэ в 2016 году. «Мы представили в Минэнерго данные о технической пропускной способности порта Козьмино, она составляет 31 млн т. Как они будут распределены – это должно быть решение министерства», - пояснил С.Андронов.
Он также сообщил, что возможна транспортировка нефти в Китай и через территорию Казахстана, в 2015 году этот показатель составлял порядка 7,5 млн т. С учетом работ по реконструкции нефтепровода Сковородино - Мохэ, во второй половине 2016 года мощность данного направления вырастет до 10 млн т в год.
Вице-президент отметил, что ОАО «НК «Роснефть» обратилась в компанию по вопросу организации железнодорожных поставок нефти в Китай вне рамок существующего межправсоглашения. ОАО «АК «Транснефть» подтвердило возможность отгрузки через станцию Мегет порядка 3 млн т.
О биржевой торговле нефтью и нефтепродуктами
ОАО «АК «Транснефть» тесно взаимодействует с Санкт-Петербургской торварно-сырьевой биржей по вопросам биржевой торговли углеводородами. Со своей стороны компания гарантирует транспортировку объемов нефти, которые будут сдаваться нефтяными компаниями в систему нефтепроводов.
Заместитель вице-президента, директор департамента транспорта учета и качества нефтепродуктов Владимир Назаров отметил, что в 2015 году компания вела активную совместную работу с СПбМТСБ. В частности ОАО «АК «Транснефть» полагает, что при продаже топлива на бирже не покупатель должен определять базис транспортировки, а это должно быть условием биржевой сделки. Данная позиция была поддержана ФАС России. Таким образом, нефтяные компании в четвертом квартале 2015 года начали продажи как с использованием международного транспорта отгрузки, так и с использованием трубопроводного транспорта отгрузки. В ОАО «АК «Транснефть» полагают, что данный позитивный результат направлен на увеличение объемов транспортировки топлива на внутренний рынок с использованием биржевых инструментов.
О транспортировке нефтепродуктов
Плановый объем транспортировки нефтепродуктов в 2015 году составлял 31,9 млн т, при этом было транспортировано чуть более 32 млн т (на 4% больше чем в 2014 году). Существенный рост был обеспечен экспортными направлениями. Было зафиксировано снижение поставок нефтепродуктов на внутренний рынок по ряду объективных причин, таких как снижение спроса, конкуренция с железной дорогой.
На экспортных направлениях значительный рост транспортировки был отмечен в порту Приморск , где в 2015 году было отгружено 14,3 млн т, что почти на 3 млн т больше, чем в 2014 году. Рост частично обсуловлен перераспределением потоков с зарубежных портов в направлении российских портов.
Заместитель вице-президента Владимир Назаров сообщил, что в 2015 году компания завершила переход на транспортировку дизельного топлива класса «Евро-5» и с декабря прошлого года во всех конечных пунктах гарантирует сдачу клиентам дизельного топлива «Евро-5».
Владимир Назаров также отметил, что в 2015 году был реализован ряд проектов по перепрофилированию нефтепроводов для транспортировки нефтепродуктов. В частности, с Антипинского НПЗ был начат прием дизельного топлива «Евро-5» с использованием нефтепровода Тюмень – Юргамыш.
По материалам Издательства INVESTMAP RUSSIA