Времена дефицита ГСМ в нефтяном Казахстане уходят в прошлое. Теперь на повестке дня новый тренд – профицит бензина. Отечественные НПЗ планируют подвинуть на рынках Центральной Азии крупнейших поставщиков топлива – российские компании.
Уже в этом году Казахстан намерен начать экспорт ГСМ в соседние страны. «Мы думаем, что, начиная с осени этого года, мы сможем спокойно экспортировать нашу продукцию, прежде всего, в близлежащие страны – это Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан... Общий объем, который мы можем вывезти к концу года, составляет порядка 300–400 тыс. тонн», – сказал заместитель председателя правления по транспортировке, переработке и маркетингу нефти АО «НК «КазМунайГаз» Данияр Тиесов на конференции «Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2018».
По его словам, казахстанская продукция будет дешевле на центрально-азиатских рынках по сравнению с российской в связи с более низкой стоимостью транспортировки. На следующий год, если объемы загрузки заводов будут соответствовать заявленным планам, на экспорт может быть поставлено порядка 1–1,2 млн тонн топлива.
Уже сегодня, когда полностью модернизированы пока два НПЗ (Шымкентский НПЗ должен завершить модернизацию в августе), в Казахстане сформировались большие запасы топлива отечественного производства. Республика полностью покрывает внутренние потребности в бензине и дизтопливе. Именно поэтому в последнее время министр энергетики Канат Бозумбаев неоднократно поднимал вопрос о введении временного запрета на ввоз в Казахстан российских ГСМ.
По его мнению, данная мера обеспечит монополию на собственном рынке, даст возможность распродать скопившиеся остатки на нефтебазах и загрузить отечественные НПЗ. В 2019 году все три казахстанских НПЗ смогут работать на полную мощность, увеличив переработку с 14,5 до 18 млн тонн сырья в год при сбалансированной загрузке всех технологических установок.
Модернизация позволит выйти на выпуск качественной продукции, отвечающей стандартам К-4, К-5 (аналоги Евро-4 и Евро-5) по сравнению с К-2 и К-3 ранее. В новых стандартах имеются ограничения по предельному содержанию ароматических углеводородов в конечном продукте. При этом сами ароматические углеводороды станут ценным сырьем для развития отечественной нефтехимии.
Так, Атырауский НПЗ после завершившейся модернизации может уже работать по так называемому нефтехимическому варианту, когда идет максимизация выпуска параксилолов и бензолов. Параксилолов НПЗ сможет производить 497 тыс. тонн в год – это самая крупная установка на территории бывшего СССР. Также Атырауский НПЗ будет выпускать только светлые нефтепродукты, обнулив выпуск вакуумного газойля, печного топлива и значительно снизив выпуск мазута – с 2 млн тонн до 490 тыс. тонн в год. При этом Атырауский НПЗ готов отказаться от производства Аи-92 в пользу Аи-95, 98.
«Однако ситуация по внутреннему рынку такова, что есть большая потребность в Аи-92, поэтому мы не форсируем... За последние три месяца мы в разы увеличили производство Аи-95 на всех наших НПЗ. На сегодняшний момент практически все регионы залиты Аи-95 и мы хотим стимулировать рост потребления этого продукта и постепенно рассматриваем переход полностью на производство Аи-95 и Аи-98», – сказал Данияр Тиесов.
В связи с этим он прогнозирует относительную стабильность розничных цен на бензин в стране – даже несмотря на рост нефтяных котировок в мире. А вот розничные цены на дизельное топливо в Казахстане в ближайшее время вырастут, хотя республика полностью покрывает внутренние потребности. Но для этого роста есть другие причины, считает Данияр Тиесов.
«Это связано, во-первых, с повышенным акцизом в этот период, это автоматически добавляется к цене продукта. Плюс по дизелю все равно очень большая разница с сопредельными странами по цене с нами, что существенно влияет на картину спроса на дизельное топливо», – сказал он.
Чтобы ограничить рост цен только налоговыми или технологическими причинами, Данияр Тиесов предложил перейти на биржевую торговлю нефтепродуктами. Это позволит исключить излишние посреднические звенья в пути бензина от НПЗ до АЗС и обеспечить прозрачность ценообразования.
«На сегодняшний момент, когда мы профицитны по видам продукции, есть все основания, чтобы в стране продавались продукты через биржу, а издержки вывозились в сопредельные страны. В нашем понимании это будет понятный механизм для всех: и для госорганов, и для фискальных органов, и для участников рынка, и для потребителей. Все будет прозрачно», – резюмировал он.