От редакции:
Уважаемые читатели, в последнее время мы все чаще обращаемся к нашим экспертам и редакционной коллегии журнала, чтобы узнать их мнение о рынке. На форуме портала ARMTORG.RU все чаще возникают вопросы, что сегодня из конструкций трубопроводной арматуры наиболее перспективно, кто предлагает большее число инноваций, каким стал рынок 2016 года и что будет актуально в 2017 году? На все эти вопросы сегодня в нашем интервью для читателей «Вестника» даст ответы признанный специалист в арматуростроении, «Арматуростроитель года — 2015» и просто замечательный человек Сергей Александрович Истомин.
В. А.: Здравствуйте, Сергей Александрович! Прошёл ровно год с момента нашего последнего интервью, расскажите, пожалуйста, чем запомнился вам прошедший 2016 год и каким он стал для вашего института?
С. А.:Добрый день, Игорь! Да, что тут скажешь — время летит неумолимо! 2016 год стал для нас годом функционального развития наших возможностей: мы научились использовать в своей работе базы стандартов по API, ASTM, ISO, NASE и т.д. Причем мы не только закладываем требования этих стандартов в конструкторско-техническую документацию, но и разрабатываем технические решения по выполнению этих требований.
В прошедшем году мы в составе группы предприятий «Гусар» и «КОНАР» продолжили выполнение программы по импортозамещению для ПАО «Транснефть» и ПАО «Газпром».
Также мы приступили к работе над новыми для нас направлениями в арматуростроении: криогенная арматура, арматура и оборудование для подводных добычных комплексов
(ПДК). Большое внимание уделяется работе с лицензиарами основных технологий в области добычи, переработки углеводородов: General Electric, Aker Solutions, Linde.
Также стоит отметить, что мы расширили взаимодействие с ведущими научно-исследовательскими центрами в России: НИУ «МЭИ», МГУ им. М. В. Ломоносова, АО «НПО «ЦНИИТМАШ». Если подводить некий итог, то прошлый год, конечно, был напряженным, но интересным и, самое главное, полным развития и движения на избранном нами пути! Потому что, как заметил известный юморист Уилл Роджерс: «Даже если вы на правильном пути, вы не сможете на нем удержаться, если просто будете стоять на месте».
В. А. Если говорить о новинках и разработках СТАРКа, какие интересные решения разработал ваш институт в последнее время и в чем их уникальность?
С. А.: Когда 4 года тому назад мы с коллегами — Дмитрием Александровичем Березкиным (ООО «Гусар») и Эдуардом Игоревичем Сошниковым (АО «КОНАР») — обсуждали название нового института, то единодушно сошлись во мнении, что название института должно отражать основной принцип деятельности для достижения реальных результатов в арматуростроении. Так появилось название «СТАРК» — Современные Технологии Арматуростроительного Комплекса (что, кстати, в переводе с английского в одном из значений — «сильный»).
Нашей основной задачей является создание конкурентоспособной, надежной арматуры, отвечающей современным требованиям основных технологических процессов управления потоками различных сред. Термин уникальности арматуры, на мой взгляд, некорректен. Наоборот — арматура должна быть стандартно надежной, унифицированной и в то же время относительно недорогой. Поэтому при создании новых конкурентоспособных (для нас, а не для многообразного арматурного мира) конструкций мы стараемся применять современные референтные технологии и материалы.
Основные новые разработки коллектива ООО ЦНИПИ «СТАРК» в 2016 году тесно связаны с программами импортозамещения, проводимыми ПАО «Транснефть», ПАО «Газпром»
и Каспийским трубопроводным консорциумом. По разработанной институтом конструкторской документации были поставлены на опытно-производственную эксплуатацию:
- КОМПАКТНЫЕ ШИБЕРНЫЕ ЗАДВИЖКИ DN 100-600 PN 1,6-6,3 МПа для узлов учета нефти в «Транснефти» (импортозамещение оборудования Cameron);
- 4-ХОДОВЫЕ ШАРОВЫЕ КРАНЫ DN 150-600 PN 1,6-6,3 МПа для пунктов учета нефти в «Транснефти» (импортозамещение оборудования Cameron);
- ШАРОВЫЕ КОМПАКТНЫЕ КРАНЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ с повышенным ресурсом по герметичности DN 300-1200 PN 1,6-10 МПа для Каспийского трубопроводного консорциума;
- ШАРОВЫЕ КРАНЫ ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЙ СЖИЖЕНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА DN 15-100 PN1,6-10 МПа для «Газпрома»;
- ЗАПОРНЫЕ КЛАПАНЫ с повышенной длительной герметичностью в Y-образом корпусе DN 10-350 PN 2,5-16 МПа на Туапсинском НПЗ;
- ЗАДВИЖКИ С НИЗКИМ КОЭФФИЦИЕНТОМ СОПРОТИВЛЕНИЯ для блоков ПГУ и ГТУ тепловых электрических станций DN 100-400 PN 14-25 МПа, T ? 575°C и т. д.
Все эти работы выполнены в соответствии с тщательно разработанными совместно с конечным потребителем техническими заданиями. И мы считаем, что основным залогом
конкурентоспособной во всех отношениях продукции является именно выверенное и согласованное техническое задание, базирующееся на основе проектных условий, опыта эксплуатации, современных технологий, материалов, опыта и квалификации производства.
Кроме конструкторских разработок мы в своей работе уделяем большое внимание отработке новых технологий и материалов, возможных для применения в арматуре. В 2015-2016 годах нами проведены научно-исследовательские работы по применению различных технологий упрочнения, коррозионно-эрозионной стойкости уплотнительных поверхностей запорных и регулирующих элементов для задвижек, клапанов, шаровых кранов. Это PVD-процессы, газотермическое напыление, наноалмазный хром, химическое никелирование. Нами было проведено несколько работ по получению необходимых механических свойств сталей для корпусов арматуры в сложных условиях эксплуатации (-60°С, среды К2, К3) за счет процессов модификации сталей при выплавке и различных многоступенчатых режимов термической обработки.
Также в 2016 году начата интересная и очень полезная работа совместно с химическим институтом МГУ им. Ломоносова и НПО «Унихимтек» по созданию уплотнительной
техники, обеспечивающей герметичность арматуры к внешней среде в соответствии с требованиями экологического стандарта ISO 15848.
Нами разработана программа повышения квалификационного уровня специалистов, конструкторов и технологов завода. Практическая работа по обучению начата в 2016 г.
на ООО «Гусар», и она будет продолжена в текущем году. В основе этой программы заложены азы этапов проектирования, комплексной подготовки производства, опыт эксплуатации и новый для нас революционный метод управления качеством 6б («шесть сигм»).
Подытоживая ответ на второй вопрос, хочется подчеркнуть, что ничего уникального (единственного в своем роде) в нашей работе нет. Это обычная, последовательная, планируемая деятельность, основанная на взаимодействии с конечным потребителем, разработчиками новых материалов, технологий и оборудования, производственными предприятиями, надзорными органами, базирующаяся на комплексном дисциплинированном подходе при создании новой продукции.
В. А.: Часто приходится слышать, что в нашей стране импортозамещение не дает реальных положительных результатов и России больше подходит процесс локализации — заимствования зарубежного опыта производства, а не разработка собственных решений и технологий. Как вы прокомментируете данные мнения и как, по-вашему, должно осуществляться импортозамещение?
С. А.: Прежде чем ответить на этот вопрос, попробуем определиться в терминах. Импортозамещение — это процесс замещения товаров, технологий, произведенных в любой другой стране, кроме собственной, на товары и технологии, произведенные внутри страны.
Локализация — это процесс изготовления собственной продукции на территории другой страны, то есть для страны производства и, как правило, потребления это продукция по своему бренду, конструктиву первоначально иностранного происхождения. Эти процессы, конечно, взаимосвязаны, но это не одно и то же, а в некоторых случаях — даже наоборот.
Основным методом импортозамещения является протекционизм товаров, произведенных внутри страны, что, в свою очередь, толкает иностранных производителей на производство своего продукта в стране импортозамещения. То есть локализация в краткосрочной и среднесрочной перспективе не уменьшает импортозависимость, а, наоборот, ее увеличивает, так как основной целью локализации является увеличение продаж этой продукции в стране локализации, то есть масса товаров, произведённая по иностранной конструкторской и технологической документации, увеличивается.
То, что касается импортозамещения в арматуростроении, то этот процесс в чистом виде пока практически неосуществим, так как арматура — это продукт, зависимый от основных технологических процессов при добыче, транспортировке и переработке углеводородов, в химической и металлургической отраслях, в производстве электроэнергии и т. п. И применение арматуры в этих технологических процессах, особенно в новых проектах, целиком и полностью зависит от их уровня развития и от лицензиаров этих технологий.
Поэтому арматуроориентированные предприятия должны поддерживать постоянную связь и осуществлять взаимодействие именно с лицензиарами основных технологий как с иностранными, так и с отечественными. То есть мы должны, в первую очередь, поставить не размытую цель импортозамещения, а конкретную — войти в вендор- и шортлисты ведущих мировых компаний: «Транснефть», «Росатом», General Electric, Siemens, Аlstom, Linde, Shell, Technip, Exxon и т.д. Присутствие наших компаний в списках поставщиков
мировых лидеров — это показатель конкурентоспособности и экспортоориентированности продукции, и в этом случае импортозамещение будет реально осуществимо на конкурентном уровне.
В. А.: На ваш взгляд, российские предприятия способны сегодня конкурировать с зарубежными? И если так, то в каких сегментах отрасли?
С. А.: Четвертый вопрос тесно связан с третьим. Есть предприятия, которые реально занимаются повышением своей конкурентоспособности не только на своем рынке, но и на зарубежных. Поэтому я отвечу, что да, и такие примеры есть: это «Корвет», «Гусар», «Пензтяжпромарматура», МК «Сплав». Есть такое движение и в Барнауле — ЗАО «РОУ» сделало первичные шаги по получению сертификатов по PED (европейской директиве по оборудованию, работающему под давлением).
Конечно, это непростая работа, требующая и финансовых, и временных затрат, и определенного уровня квалификации, и определенного мужества, и здорового авантюризма. Важно понимать, что без программ повышения конкурентоспособности продукции наша промышленность все глубже опускается в яму затухающих производств (примеры — ЗАО « Энергомаш (Чехов) — ЧЗЭМ», «Алексинтяжпром арматура», «Тулаэлектропривдо» и т. д.).
В. А.: Какой, на ваш взгляд, сегмент отрасли в 2016 году получил наибольшее развитие и почему?
С. А.: Думаю, к таким сферам можно отнести производство электроэнергии на ядерном топливе, добычу и транспортировку нефти и газа и нефтехимию. В секторе производства электроэнергии на ядерном топливе мы реально находимся на лидирующих
технологических позициях в мире. Именно этим обусловлен наш экспортный потенциал: строительство АЭС в Китае, Индии, Турции, Финляндии, Венгрии и т. д. А нефть и газ — это наше все! Переработка углеводородов тесно связана с нефтегазовыми добычей и транспортировкой, а также с целым рядом экологических обязательств (напомню, что 2017 год в России назван годом экологии).
В. А.: За последние годы рост американской валюты к рублю сделал поставки европейской арматуры не выгодными, а как обстоит дело с Китаем? По вашим наблюдениям, сократилась ли доля китайской арматуры на российском рынке? Например, арматура для нефти и газа, теплоэнергетики?
С. А.: Рост американской валюты к рублю не оказал никакого влияния на поставки европейской арматуры в Россию по двум аспектам:
1. Доллар США — это не евро, это две совершенно разные валюты, имеющие собственные соотношения что с рублем, что с юанем.
2. По данным отраслевых СМИ, импорт арматуры в Россию в 2015-2016 годах составил 50-51% от общего количества потребления арматуры. В реальности доля импорта все же выше, учитывая процесс реальной локализации (например, таких международных холдингов как Emerson (Метран), ДС Контролз, AUMA и пр.). Сюда же относим локализацию в виде шильдизации (под шильдизацией подразумевается крупноузловая сборка готовых изделий под видом полноценного производства. — Прим. ред.).
Что касается наших китайских партнеров, то следует отметить, что у них процесс импортозамещения арматуры практически завершился на 3-4 блоках АЭС Тяньвань, в остальных отраслях арматура является экспортоориентированным продуктом, в том числе и в Россию по проектам западных лицензиаров (Technip, Cameron и пр.). Учитывая высокий уровень качества продукции крупных арматурных холдингов, таких как SUFA, Neway, Qiubao, при конкурентных ценах — это серьезный вызов нашим арматурщикам на российском рынке.
В. А.: Как вы считаете, обосновано ли заявление, что отечественной арматурой стали интересоваться за рубежом, в частности, в Европе, и что уже налажены планомерные поставки российской арматуры в Европу?
С. А.: Для ответа на этот вопрос достаточно посмотреть на две цифры по данным НПАА за 2015 год:
- импорт арматуры в Россию — 1.332 млн долл. США
- экспорт арматуры из России — 145 млн долл. США
То есть эти заявления некорректны, и причина здесь не в невостребованности нашей арматуры в Европе, а в её низкой конкурентоспособности с арматурными предприятиями других стран. Также у нас отсутствуют экспортоориентированные технологии, благодаря которым арматура во времена СССР и СЭВ (Совета экономической взаимопомощи)
поставлялась в 55 стран мира. Мы должны осознать, что очутились в экспортной яме (провале), и уж если мы там — в яме, то, снова цитируя Уилла Роджерса, «первое, что нужно сделать — это перестать копать», а уже потом начинать двигаться наверх.
В. А.: Один из самых спорных и важных вопросов — был ли вообще кризис в 2016 году? Хотелось бы узнать ваше мнение по этому моменту.
С. А.: Я считаю, что кризиса в 2016 году не было, есть смысл говорить только о, пожалуй, небольшом спаде на фоне общей стагнации. Конечно, общий уровень потребления арматуры в целом снизился: закончены крупные инфраструктурные проекты «Транснефти», в тепло- и электроэнергетике, введены санкции по морской добыче, приостановлены некоторые проекты по нефтехимии, СПГ и т. д. Все это оказывает влияние на конкурентный рынок арматуры, и многие предприятия это чувствуют по своим производственным программам.
Во многом ситуация усугубляется еще и тем, что наши предприятия жестко конкурируют друг с другом на отечественном рынке РЭН, но практически не конкурируют с западными и китайскими производителями в проектах крупных лицензиаров, и отсутствует конкуренция для экспорта в растущие страны — Китай, Индию.
В. А.: Как вы считаете — в связи с экономией бюджета и заморозкой многих проектов усилится ли доля серой и контрафактной арматуры на рынке? Или все-таки заказчик смотрит уже не только на цену, но и на качество продукта и его происхождение?
С. А.: Конечно, в условиях недофинансирования основным критерием конкурентоспособности продукции является цена при минимально допустимом уровне качества для безопасных условий эксплуатации. Плюс наша база нормативных стандартных требований в виде ГОСТов пошла по пути либерализации подтверждения выполнения нормативных требований (заявления, декларации и т. д.). В таких условиях появляются безответственные деятели по производству серой и контрафактной продукции. Слава Богу, что есть в стране компании, руководство которых четко понимает, что они выполняют важные задачи для функционирования экономики страны и должны обеспечивать это функционирование на безопасном уровне. В таких компаниях, как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», «Росатом», разработаны стандарты предприятий по требованиям к арматуре, и эти стандарты находятся на достаточно высоком уровне требований качества и безопасности, и, естественно, появление контрафакта там невозможно.
В. А.: Если все-таки вернуться к теме новинок и развития отрасли арматуростроения, какие направления в 2017 году будут наиболее перспективными и какие типы арматуры будут наиболее востребованными?
С. А.: Для того, чтобы быть конкурентным в арматуре, необходимо, во-первых, развивать свои традиционные продукты в соответствии с появляющимися проектными требованиями и, во-вторых, осваивать новые для себя (а не для мира) направления в арматуростроении, к которым я бы отнес следующее:
арматура для СПГ,
арматура для экспорта,
арматура для нефтехимии,
арматура для шельфовой и подводной добычи,
арматура для суперсверхкритических параметров пара для ТЭС,
арматура для агрессивных сред,
арматура с применением керамических материалов,
системное производство предохранительных устройств,
системное производство регулирующих систем.
В. А.: Поделитесь вашими планами на 2017 год? Над чем планируете работать в этом году?
С. А.: Мы будем продолжать работу по программам преодоления импортозависимости по СПГ, нефтехимии и пр. совместно с Гусевским арматурным заводом «Гусар» и заводом «КОНАР». Также в планах у нас работа над локализацией производства арматуры для АЭС в Индии, разработка стандартов предприятия по арматуре для ТЭС, разработка программы управления качеством проектирования и производства на основе «6б» («шесть сигм») и проведение НИР и ОКР по отдельным программам совместно с НИИ транспорта нефти.
В. А.: Хотелось бы услышать ваш прогноз на 2017 год: каким станет этот год для отрасли и рынка арматуростроения?
С. А.: Прогнозы — дело неблагодарное, но в основе ожидания результатов лежит планирование: годовое, двух-, трёхгодичное. Когда системы формирования планов разного уровня и горизонтов функционируют нормально, то годовой план на следующий год для арматурного предприятия в номенклатуре должен быть сформирован до августа текущего года. К сожалению, у многих арматурных предприятий этого не получилось, а некоторые предприятия вообще не имеют планов на 2017 год (именно планов, а не планируемых показателей) до сих пор.
На основе этого могу сделать предположение, что год будет сложным, отчасти неплатежеспособным, а конкурентная борьба вырастет.
В этой ситуации в конечном итоге выиграет тот, кто поймет, что нужно увеличивать свой рыночный потенциал не только за счет победы над конкурентом на своем поле, но и на поле противника – в других странах и отраслях.
В. А.: Спасибо вам большое за встречу и оказанное внимание! И напоследок — Сергей Александрович, ваши пожелания читателям журнала и коллегам по цеху.
С. А.: Желаю всем крепкого здоровья, трезвой самооценки, здравомыслия, постоянного, а иногда и ускоренного движения вперед. Нельзя просто стоять или сидеть на правильной дороге, иначе нас задавят. Желаю всем арматурщикам и их семьям благополучия и мирного неба над головой.
Опубликовано в журнале "Вестник арматуростроителя" № 3 (38)