Трубопроводная арматура является одним из самых массовых элементов технологических схем предприятий-потребителей. Многие предприятия имеют свои ремонтные участки, которые часто представляют собой мини-заводы по ремонту арматуры. Зачастую вокруг таких «заводов», особенно во время выполнения сервисных и ремонтных работ, вы можете увидеть «поля» арматуры, готовящейся к ремонту. Вся арматура, кроме ревизии, требует обязательного использования запчастей самого разного ассортимента и в разных количествах. Предварительно к моменту останова и выполнения плановых работ закупаются большие объемы запчастей, ремкомплектов, узлов и деталей. Они хранятся на складах и зачастую создают головную боль для различных служб предприятий, включая службы эксплуатации, отделы главного механика, главного метролога и коммерческие отделы.
В то же время развиваются современные подходы к организации консигнационных складов (складов временного хранения), способствующие повышению эффективности складского оборота. Сильным аргументом в пользу развития такой формы сервиса, как складское обслуживание запчастями и создание консигнационных складов компаниями-поставщиками, является то, что этот вопрос легко решается на основе внешнего аутсорсингового обслуживания, которое могут провести сильные
компании – производители трубопроводной арматуры. За рубежом до 30 % предприятий обслуживаются по форме внешнего сервиса, из них до 12 % крупных потребителей обслуживаются непосредственно производителями арматуры. На предприятиях России, к сожалению, этот подход не развит.
Методики расчета складского запаса и его оптимизации по разным причинам не применяются. По всей видимости, это связано с проблемами расчетов, оформления договоров и сохранности собственной продукции на другом, неподконтрольном поставщику предприятии. Также общим опасением является проблема передачи собственности и возникающие при этом риски. Однако, по нашему мнению, эти вопросы могут разрешаться путем повышения доверия между партнерами и грамотным оформлением договоров.
В статье мы приводим некоторые отправные положения, которыми можно воспользоваться для того, чтобы приступить к полноценному использованию практики управления складскими запасами. Это позволит серьезно снизить затраты, связанные с замораживанием средств, способствовать повышению оборачиваемости складов запчастей и уменьшению мертвого запаса.
ЦЕЛИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для лучшего понимания того, что даст концепция системы управления складскими запасами, мы приводим схему.
Функция системы управления складскими запасами состоит в поддержании адекватного уровня складских запасов изделий, как быстро, так и медленно оборачивающихся, которые хранились на избыточно высоком или на чрезмерно низком уровне.
ЗАДАЧИ СНАБЖЕНИЯ ЗАПЧАСТЯМИ
Снабжение запчастями должно быть организовано так, чтобы простой технологических линий, установок или оборудования от момента получения заявки до прибытия требуемой детали
занимал минимум времени:
• от 24 часов – срочный или аварийный заказ;
• несколько суток – нормативный заказ.
Вместе с тем, поскольку лежащие на складе детали являются омертвленным капиталом, их запас должен быть минимально необходимым, как по количеству, так и по номенклатуре.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАПЧАСТЯХ
При расчете склада и потребности в запчастях необходимо
принять во внимание:
• нормы расхода по данным прошлых лет;
• перечень наиболее часто выходящих из строя деталей и агрегатов;
• коррективы, учитывающие количество, структуру, возраст парка изделий, находящихся в эксплуатации;
• планы предприятий по приобретению изделий на ближайшие годы.
При планировании необходимо исходить из следующего:
• срок службы изделий отдельно по каждому году ввода в эксплуатацию;
• средний срок службы изделий данного типа по предприятию;
• качество рабочих сред, на которых применяется изделие;
• квалификация персонала, обслуживающего и эксплуатирующего изделия;
• технические возможности ремонтных подразделений и качество ремонта;
• условия работы.
Планирование вводится на период от 3 месяцев до года. Наиболее часто используется ступенчатое планирование с интервалом в 3 месяца. Количество, указанное для первого месяца, будет являться твердым заказом, а для последующих – прикидочным, уточняемым за 2‑3 недели до наступления последующего месяца. Объем заказа может быть изменен на 1‑5 % в сторону увеличения расчетного количества, чтобы избежать риска отсутствия нужной детали на складе.Ориентировочное планирование по рамочному договору может вестись на 12‑15 месяцев с разбивкой по кварталам. Расчетной базой при этом должен служить среднемесячный расход запчастей, отнесенный к парку
установленной арматуры будущего года.
Статистика расхода запчастей и установление норм расхода ведутся совместно компанией-потребителем и фирмой-изготовителем.
Ориентировочно затраты, связанные с работой складов запчастей, могут быть установлены в 18 % от совокупной стоимости хранящихся на них запасов со следующей разбивкой:
• содержание склада – 3 %
• страхование и налоги – 1 %
• погрузочно-разгрузочные работы и учет – 4 %
• потери от порчи, устаревания, уценки и др. – 5 %
• процент на вложенный капитал – 5‑12 %.
Работа склада должна быть организована так, чтобы обеспечить не менее чем 2‑3‑кратный оборот находящихся на них деталей в течение года (по отношению к среднему количеству хранящихся деталей). Для этого вся номенклатура должна быть разбита на 3 группы с ориентировочными долями:
А – 10 % наименований, составляющих 70 % потребления;
В – 30 % наименований, составляющих 22 % потребления;
С – 60 % наименований, составляющих 8 % потребления.
При большом объеме номенклатуры проводят разбиение на 5 групп, а иногда и более.
На консигнационных складах у заказчиков целесообразно хранить только детали группы А. Для крупных холдингов с большей централизацией склада и большим объемом потребления – детали групп А и В. Запчасти группы С хранятся на центральном распределительном складе фирмы-изготовителя. Условия и сроки их доставки оговариваются специальными соглашениями. Такая система, несмотря на сравнительно дорогую практику срочных поставок (DHL, самолет, срочные грузы автотранспортом), оказывается в конечном итоге дешевле, чем омертвление на складах 60 % деталей, требующихся очень редко.
Облегчение размещения на стеллажах достигается разделением всех деталей на группы. Критерием разбивки являются, как правило, габариты, объем и масса. Это позволяет до минимума
снизить расходы на размещение, хранение и транспортировку. Предлагается следующая разбивка на классы для арматуры массового потребления:
А – мелкие: болты, гайки, прокладки и др.;
В – длиной до 650 мм, объемом до 2,5 дм3, массой до 10 кг;
С – до 650 мм, до 4 дм3, до 15 кг;
D – до 900 мм, до 25 дм3, до 25 кг;
Е – все остальные.
Установленный спрос на запчасти должен нормироваться как 91‑96 % от запланированного в конкретные сроки.
Для облегчения планирования и контроля запасов детали
также подразделяются и по стоимости:
Х – 9 % наименований стоимостью за одно наименование свыше лимитной суммы (60 % суммы запасов);
У – 19 % наименований стоимостью за одно наименование 25‑90 % от лимитной суммы (26 % суммы запасов);
Z – 72 % наименований стоимостью за одно наименование менее 25 % от лимитной суммы (14 % от суммы запасов).
Обеспечивается страховой запас относительно плана, при этом применяют следующую методику: большой запас группы А, средний – группы В, нулевой группы С, строгий контроль группы Х, наблюдение за группой У, периодический контроль группы Z. Таким образом, будут минимизированы усилия по управлению запасами, гарантируется высокая степень удовлетворения заказа.
Оптимальное количество запчастей данного вида рассчитывается по формуле: F = (2МхN / Q) 1 / 2
где:
F – количество на складе;
M – годовое потребление данных запчастей;
N – стоимость запчастей;
Q – стоимость их хранения.
ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ПРОДАЖАМИ ЗАПЧАСТЕЙ ПО СКЛАДАМ И СЕРВИСНОМУ ЦЕНТРУ
1. На основе плана продаж на год определяется порядок закупки запчастей.
2. Проводится инвентаризация склада и контролируются остатки запчастей на складе. Контроль производится по стоимостным показателям и утвержденной номенклатуре.
3. Определяется политика по формированию единой цены для поставки запчастей через сервисный отдел и отдел запчастей. Прорабатывается единый прайс-лист и утверждаются скидки.
4. Выделяются наиболее значимые клиенты, работа с ними производится в первоочередном порядке. Приоритетность клиента определяется также по его связям со всеми отделами фирмы – сервиса, продаж техники и др.
5. Обеспечивается организация и контроль поставок запчастей со стороны компании по срокам, номенклатуре и платежам.
6. Контролируется дебиторская и кредиторская задолженность клиентов.
7. Проводится анализ оборачиваемости склада и финансовых средств.
Консалтинговый центр ВШТЭ СПбГУПТД оказывает услуги по расчету и оптимизации складских запасов на предприятиях – потребителях арматуры. Поскольку этот процесс неотъемлемо
связан с обучением сотрудников методикам управления складскими запасами, то мы также ведем курс
«Управление складом запчастей и оборудования», а для компаний – поставщиков оборудования – курс «Менеджер по продаже запчастей». Курсы проводятся в дистанционной форме без отрыва от производства с обязательным применением полученных знаний для оптимизации собственных складов. Наша работа будет способствовать постановке эффективной организационной структуры, улучшению документооборота, формированию эффективной политики складского хранения и разработке планов развития склада, повышению результативности использования складских запасов и предотвращению расходов, связанных с необоснованным замораживанием средств и складскими потерями.
Опубликовано в "Вестнике арматуростроителя" №6 (34), 2016 г.