Написание любой статьи преследует цель поделиться с читателем собственным опытом, различными фактами, имевшими место в деятельности повествующего или ставшими ему известными из реальных источников. В противном случае материал может носить оттенок формализма, недостоверности и вводить читателя в заблуждение.
Мой опыт работы в арматуростроении нельзя назвать большим. Есть много известных и уважаемых мною арматуростроителей с профессиональным опытом работы 45 и более лет. За 22 года работы, по ощущению пролетевшим очень быстро, мне посчастливилось работать в «Тяжпромарматуре» города Алексина, «Тулаэлектроприводе» поселка Плеханово Тульской области. С 2012 года работаю в ПП «Мехмаш» города Тулы, сам являюсь работодателем. В памяти немало историй становления, взлетов и падений арматурных заводов, примеров кадровых перетоков специалистов и многого другого. В этой статье постарался кратко поделиться собственным мнением по поводу самого главного и важного ресурса в деятельности любого предприятия – человеческого. На основе собственного опыта работы, примеров коллег попытался проанализировать некоторые процессы и их влияние на работу машиностроительных предприятий, специализирующихся в производстве трубопроводной арматуры. Хотя тема статьи, безусловно, очень и очень масштабная и заслуживает более серьезного внимания.
Говоря об арматуростроении, являющимся неотъемлемой частью машиностроения, как и в целом по отрасли, кадровый состав компании решает все и определяет его успешность (сравнение технической оснащенности в этом случае не рассматривается).
Каким бы совершенным не было применяемое для производства арматуры оборудование и технологии, человеческий потенциал имеет первостепенное решающее значение. Есть масса примеров в арматуростроении, когда менее технически оснащенные и малочисленные предприятия (фирмы, компании и т. п.) благодаря командной хорошо слаженной сплоченной работе всего коллектива добивались более серьезных и быстрых результатов в одном и том же направлении деятельности, нежели крупные компании (группы компаний, холдинги и т. п.).
Как и в машиностроении в целом, арматуростроительное предприятие, как правило, укрупненно состоит из технических служб (конструкторский и технологические отделы, отдел главного сварщика), службы технического контроля, производственных служб и отделов (управленцы, плановики, диспетчеры), непосредственных работников (исполнителей, владеющих рабочими профессиями), отдела нормирования, отделов маркетинга, продаж или реализации, снабжения, вспомогательных служб и отделов (энергообеспечение, ремонт и обслуживание основного и вспомогательного технологического оборудования), бухгалтерской и финансовой служб и других (в зависимости от численности вместо отделов могут быть работать отдельные специалисты по направлению, иногда и совмещающие служебные обязанности).
Работа арматурного завода мало отличается и схожа с работой практически любого машиностроительного предприятия. В производственных цехах или помещениях установлено металлообрабатывающее и сварочное оборудование, на котором задействованы работники рабочих специальностей. Это в большинстве своем операторы токарных, фрезерных и других аналогичных станков с ПУ, токари и фрезеровщики-универсалы, резчики на пилах, электрогазосварщики, термисты, шлифовщики, зуборезчики, зубодолбежники и другие. Формирование требуемого штата квалифицированных работников, от которых напрямую зависит изготовление трубопроводной арматуры и выполнение договорных обязательств, для работодателя сегодня составляет одну из самых ключевых задач.
И если еще относительно недавно серьезных проблем с набором требуемых рабочих специальностей в крупных промышленных городах не ощущалось, то сейчас по некоторым, ставшим, к сожалению, редкими профессиям, существует ярко выраженный дефицит. Первые в списке редких – токари и фрезеровщики-универсалы высоких разрядов. И это, как выясняется из общения с коллегами, характерно почти для всех машиностроительных предприятий и носит уже системный характер. Для небольших по численности городов и населенных пунктов, находящихся на большом удалении от крупных городов, поиск работника требуемой профессии составляет еще большую проблему.
Для решения подобных вопросов работодатели стараются создать максимально комфортные условия для работников, дополнительные удобства, компенсацию за проезд, доставку к месту работы и обратно транспортом предприятия, различные стимулирующие выплаты и доплаты. Вкладываются в подготовку нужных рабочих кадров, отправляя изъявивших желание обучаться или получить вторую или третью профессию за счет работодателя в среднеспециальные учебные заведения без отрыва от производства.
Понимая, что подготовка кадров для машиностроения должна начинаться со школьной скамьи, машиностроительные предприятия активно участвуют в реализуемой Союзом машиностроителей России по всей стране программе «Неделя без турникетов». Она направлена на популяризацию машиностроительных профессий у школьников старших классов, побуждая их в дальнейшем к выбору среднеспециального и высшего образования для работы в машиностроении. Для учащихся проводятся зрелищные очные и онлайн-экскурсии, подробно рассказывается о рабочих профессиях и специальностях, о востребованных машиностроительными предприятиями инженерными специальностями, об уровнях зарплат и многом другом.
Аналогичная картина с поиском хороших специалистов отмечается с электрогазосварщиками (ручная аргонодуговая, полуавтоматическая в среде защитного газа и др.). Ввиду нехватки на работу могут приниматься сварщики с минимальными навыками для их последующего обучения и дальнейшей аттестации в системе НАКС. Практически все рабочие профессии, связанные с металлообработкой, являются сегодня востребованными на рынке труда и заставляют работодателя думать об их привлечении на предприятие и удержании путем создания более лучших условий, чем на аналогичных производствах.
Важно понимать, что, чтобы стать оператором станков с ПУ без умения программирования (когда эту функцию выполняют наладчики) с нуля, требуется несколько месяцев. В то время как для подготовки высококвалифицированного сварщика, токаря-универсала или фрезеровщика-универсала требуются годы упорного труда. В течение которых постоянно накапливается без преувеличения бесценный опыт работы, автоматически повышающий ценность и привлекательность таких работников для работодателя.
Вторым, а может, и первым по востребованности в арматуростроении можно выделить мозг любого предприятия, определяющего его успех. Это разработчики – инженеры-конструкторы. Примеры обучения в вузах инженеров со специализацией «арматуростроитель» мне не известны. И если для крупных арматуростроительных заводов с полувековой историей процесс выращивания конструктора и создания достойной смены в лице молодежи, пришедшей после технического вуза, понятен (передача опыта и натаскивание при желании обучаемого), то для молодых арматурных предприятий или тех, кто пытается освоить новую для себя продукцию «Трубопроводная арматура», поиск опытного и состоявшегося инженера-конструктора, не говоря про его подготовку по профилю деятельности с нуля, напрямую влияет на создание новой продукции, правильность конструкторских решений, определяет скорость освоения продукции и, соответственно, успешность деятельности.
Почему сделан акцент на скорости. Арматуростроение является очень конкурентным. От скорости вывода на рынок изделия зачастую зависит благополучие компании, определяющее ее дальнейшее развитие.
Кроме инженеров-конструкторов подобные сложности с поиском профессионалов существует с инженерами-технологами (металлообработка), инженерами сварочного производства. Работодатели готовы приглашать на работу выпускников вузов без опыта работы и по крупинкам создавать их них технических специалистов требуемой квалификации.
При этом обязательно следует отметить, что, как и в любой профессиональной деятельности, успех специализированного предприятия по производству трубопроводной арматуры зависит не только от деловых и профессиональных качеств работников и управленцев всех уровней, включая непосредственных руководителей, но и от их личных качеств.
Для по-настоящему успешной деятельности важно гармоничное сочетание деловых и личных качеств сотрудников, определяющих для работодателя их ценность, позволяющее сделать работу всего коллектива комфортной и удобной. Работа в отделе или бюро, взаимодействие между подразделениями и службами предполагает постоянное общение исполнителей и их руководителей. От выстраивания и налаживания нормальных человеческих взаимоотношений между сотрудниками, от их психологической совместимости будет зависеть полнота, быстрота и качество выполнения решаемых ежедневно задач. И, что не менее важно, их непосредственный эмоциональный настрой, напрямую влияющий на выполнение служебных обязанностей, инициативность, усердие и трудолюбие.
Освоение новой продукции, опытно-конструкторские работы, по сути являющиеся экспериментами, предполагают командную работу, в максимальной степени исключающую проявление собственных амбиций в угоду важности и значимости, замедляющих плановые сроки окончания работ или просто мешающие внутренним процессам. И, наоборот, стремление найти варианты решения различных производственных вопросов, а не самоустраниться от их решения (в силу разных причин – от желания в какой-то степени повоспитывать коллег с меньшим опытом работы или более успешных, на их взгляд, или с большей зарплатной мотивацией и др.) благоприятно отражается на результате работы коллектива в целом.
Существующие реалии на рассмотренных примерах деятельности арматурных предприятий наглядно отражают важность кропотливой кадровой работы по созданию коллективов профессионально подготовленных сотрудников, составляющих самый дорогой ресурс предприятия и способных своевременно выполнять все производственные задачи, определяющие успешность арматуростроительного бизнеса в целом.
Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №6 (75)