«Корвет» сегодня объединяет несколько предприятий. Головная организация – собственно АК «Корвет», предприятие, основанное в 1964 г. Филиалы – ООО «Литейный центр», ООО «Шумихинское машиностроительное предприятие», ООО «Каргапольский машиностроительный завод». Основные группы оборудования, которые выпускаются на этих предприятиях – арматура фонтанная, трубопроводная и энергетическая, манифольды, емкости. Качество изделий гарантируется интегрированной системой менеджмента ISO, соответствие российским и международным стандартам подтверждается сертификатами.
Armtorg: Здравствуйте, Павел Викторович! Расскажите, в каких направлениях сегодня развивается ваш завод, как он чувствует себя на рынках России и ближнего зарубежья.
П. В.: АК «Корвет» ― предприятие, поставляющее оборудование для нефтегазового комплекса. Это в первую очередь устьевое добычное оборудование и запорно-регулирующая арматура. С момента зарождения производства устьевого оборудования наше предприятие было, есть и будет импортозамещающим. Оно было организовано еще в советский период и начало работать в первую очередь на обеспечение нужд военно-промышленного комплекса ― прежде всего, это была запорно-регулирующая арматура для подводных лодок. В годы перестройки, в рамках конверсии, предприятие выбрало курс на производство трубопроводной арматуры для нефтегазового комплекса и сразу же решило, что будет заниматься именно импортозамещающей продукцией, так как вступать в конкуренцию с российскими предприятиями было бы малоэффективно. Сейчас вся Россия ориентируется на импортозамещение, а наше предприятие всегда было готово к этому, и свидетельством является то, что, несмотря на кризис в стране, оно продолжает наращивать производство, объемы не только не снижаются, а увеличиваются.
Линейка продукции «Корвета» ― пожалуй, самая обширная среди всех аналогичных предприятий России. Мы производим устьевое добычное оборудование давлением до 1050 атм., проходом до 180 мм. Трубопроводную арматуру ― давлением до 500 атм. и проходом до 600 мм.
В частности, если говорить про устьевое оборудование, то мы поставляем и традиционные блочные «елки» (то есть фонтанное оборудование, «елки» ― это профессиональный жаргон), и так называемые «моноборы» ― современные конструкции устьевого добычного оборудования для ускоренного бурения. Моноборы становятся все более востребованными у российских нефтяников и газовиков, так как позволяют значительно экономить время при строительстве скважин. Поставщиками данного вида устьевого оборудования традиционно считались только иностранные компании. Однако благодаря разработкам наших конструкторов, усилиям наших технологов и производственников мы освоили данный вид продукции и полностью вытеснили иностранные компании, в частности, с Уренгойских месторождений. Выпускается оборудование в коррозионностойком исполнении ― в первую очередь, для Астраханского газоконденсатного месторождения, где поставщиками были исключительно иностранные компании. На сегодняшний день уже пройден весь комплекс квалификационных испытаний, в том числе на полигоне ООО «Газпром добыча Астрахань», и сейчас в производстве находится серийная продукция для предприятия «Газпром добыча Астрахань». Кроме того, имеется договоренность по разработке и поставке на испытания фонтанной арматуры для морских платформ. Мы понимаем, что эта работа важна как для «Корвета», так и для заказчиков, чтобы обеспечить независимость в условиях санкционного режима. Что касается трубопроводной арматуры, также с самого начала был взят курс на замещение импорта. Освоено серийное производство регулирующих осессимметричных клапанов типа «Моквелд». АК «Корвет» очень внимательно подходит к освоению продукции. Главной особенностью клапанов «Моквелд» является реечная пара, которая требует чрезвычайной точности изготовления. Специально для этого было закуплено новое оборудование. Оно узкоспециализированное, поэтому загрузить его на сто процентов нечем. Тем не менее, мы приобрели его, чтобы обеспечить высокое качество продукции. Качество является одним из важнейших приоритетов АК «Корвет» наряду с импортозамещением. При проектировании новых изделий, наряду с разработкой конструкторской документации, ведется и подготовка к производству. Этап проектирования технологии изготовления изделия является одним из наиболее сложных и важных этапов производства. Мы знаем: мало разработать конструктив ― надо еще понять, как его изготовить. Все это в комплексе помогает достигнуть качества. Качество ― это лейтмотив многих совещаний, в том числе у генерального директора завода. Если не будет качества, заказчик просто отвернется, и отвоевать утерянные позиции будет очень сложно.
Armtorg: Много раз слышал, что при выборе импортозамещающей продукции заказчики требуют материалы в соответствии с API. Так ли это?
П. В.: Как с отечественными компаниями-заказчиками, так и с совместными компаниями, действующими на территории России, мы согласовываем российские аналоги сталей. Если это серьезный клиент с большим заказом, согласовывается практически каждая гайка, не говоря уже о материалах. Безусловно, в сложившейся ситуации с нестабильным курсом рубля мы ориентируемся на отечественных поставщиков, у которых приобретаем 95 % стали.
Armtorg: А суперсплавы?
П. В.: К сожалению, российская промышленность пока не может предложить суперсплавов и наплавочных материалов должного качества, обеспечивающих стабильность производственных процессов. Их мы по-прежнему приобретаем за рубежом. Безусловно, мы пробуем разные варианты, но пока не нашли должного качества.
Armtorg: Как вы считаете, в чем основное конкурентное преимущество европейских производителей? И готовы ли мы к импортозамещению в полной мере?
П. В.: Самое главное преимущество иностранных коллег ― это опыт. Мы смогли заместить все простые, стандартные конструкции. Но нам пока не по силам уникальные конструкции ― оборудование для шельфовой добычи, сложная регулирующая или предохранительная трубопроводная арматура и т. п. Европейская промышленность и наука шли к этому шаг за шагом, не спеша, планомерно. Мы же теперь вынуждены преодолевать это расстояние рывком. Сейчас, когда во главу угла встало импортозамещение, многие к нему просто не готовы. «Корвет» все-таки с самого начала взял курс на освоение новых изделий, а многие российские предприятия выпуска- ли привычную продукцию и не стремились развиваться. Мы к этому шли, но некоторые вещи тоже приходится наверстывать быстрым темпом, а ведь спешка порой приводит к ошибкам. Мы их, конечно, пытаемся предвидеть и предотвратить, но все же времени катастрофически не хватает.
Есть еще один нюанс. За рубежом очень высок уровень кооперации. У нас такого нет ― каждое предприятие старается делать продукцию полностью у себя. В российской действительности это оправдано ― ни для кого не секрет, как часто подрядчики срывают сроки поставок. Ну и, конечно, негативно сказывается общее состояние нашей промышленности. В России полностью погублено станкостроение, инструмент мы по большей части приобретаем тоже за рубежом. Мы искали его в России, даже частично перешли на отечественного поставщика (ОАО «КЗТС», г. Кировград), но отечественный инструмент пригоден только для черновых операций, и то далеко не для всех.
Armtorg: Что вы можете сказать о сегодняшней системе стандартов?
П. В.: Надеюсь, что разработчикам ГОСТов знаком ваш журнал и портал, и что с этих страниц можно к ним обратиться. Все мы видим, что стандарты, которые разрабатываются сейчас, по большей части переписываются либо с советских ГОСТов, либо с иностранных стандартов ― и, к сожалению, порой переписываются бездумно. К примеру, в иностранных стандартах имеются разные уровни качества производимой продукции, соответственно, разные требования к продукции, а из этого вытекает и разная стоимость. Наши же разработчики стандартов непонятно по какой причине повторяют наименования уровней качества, но когда дело касается детального описания, наполнения стандарта ― указывают одинаковые максимальные требования. Такие стандарты совершено не соответствуют реальности, с ними сложно работать. В Советском Союзе был единый стандарт, и неважно, куда мы поставляли оборудование ― требования к нему были одинаковые. Это обеспечивало серийность производства, унификацию (а это и качество, и себестоимость, и, как следствие, конкурентоспособность). А сейчас у каждого заказчика свои требования. У кого-то они отличаются больше, у кого-то меньше. Мы сертифицируем продукцию и по API, и по ISO, и по стандарту «Газпрома», по максимуму стараемся удовлетворить нужды каждого клиента. Но из-за этого страдает серийность. А там, где мелкая серия ― там и повышенные затраты. И это, опять же, наш минус по сравнению с иностранными коллегами, которые предлагают единый конструктив своей продукции, не идя на поводу у каждого заказчика. За счет этого можно обеспечить и унификацию узлов, и серийность, и сроки, и качество. Хотелось бы, чтобы крупные игроки ― «Газпром», «Газпромнефть», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ» ― все-таки выработали единые правила игры. Может быть, это должно происходить на уровне государства или отраслевых объединений. И в этом случае, я уверен, можно будет снизить стоимость, повысить серийность и качество.
Armtorg: Вернемся к импортозамещению. Насколько эффективно оно проходит, на ваш взгляд?
П. В.:
Бизнес диктует свои законы. Там, где продукция была достаточно простая, наших иностранных коллег давно нет. Осталась продукция технически сложная. Это те же клапаны «Моквелд», высокотехнологичное устьевое шельфовое оборудование и т. п. Чтобы запустить хотя бы опытный образец, на подготовку может уйти от полугода до нескольких лет, не говоря уж о том, чтобы выйти на серию. Сейчас российские предприятия находятся на стадии опытно-промышленных разработок, которые пришлось начинать с нуля. Конечно, есть яркие примеры импортозамещения ― например, Астраханское месторождение. В данном случае «Газпром» оперативно провел полигонные испытания и сейчас первая партия продукции готовится к отправке.Повторюсь, много где мы смогли заместить импорт еще до санкций. Но в целом ситуация нелегкая. Думаю, более заметные плоды импортозамещения мы сможем увидеть не раньше, чем в конце 2016 года, а более вероятно ― в 2017–2018 годах. Не осталось простой продукции для замещения ― теперь только сложная, поэтому нужно много времени. Но мы готовы к кропотливой работе.
Безусловно, сотрудничать с потребителями теперь стало проще. Если раньше нам приходилось стучать в закрытые двери, то теперь заказчики сами настойчиво зовут нас, подгоняют. Ситуация поменялась кардинально: российские потребители сами хотят найти российских же поставщиков. Дело за нами ― как мы сможем реализовать те возможности, которые нам предоставляет и государство, и конечные потребители.
Armtorg: Напрашивается вопрос: ведете ли вы НИОКР?
П. В.: Разработки постоянно ведутся серийными подразделениями. В конструкторском отделе работает порядка 40 человек, а инженеров-технологов, металлургов, сварщиков у нас более 50 человек. АК «Корвет» непрерывно наращивает объемы производства, а в условиях конкурентной борьбы это сложно. Наши российские коллеги тоже очень хорошо работают, у них есть и талантливые инженеры, и качество на достойном уровне. По- этому наращивание объемов возможно только за счет освоения новых изделий. У нас постоянно в разработке новые образцы продукции на разных стадиях. Чтобы не быть голословным ― сейчас разрабатывается устьевое добычное оборудование для платформ, о котором я уже упоминал. Выходит на промышленные испытания регулирующий клапан проходом 300 мм. Выходит на серию шаровой кран проходом 5 мм на давление 700 атм.
Закончена постановка на серийное производство фитингов для монтажа гидравлических трубок в самых разнообразных гидросистемах, в том числе гидравлических станций управления фонтанными арматурами. Более 40 процентов моего рабочего времени уходит на контроль всей этой деятельности.
Armtorg: А как испытываются все эти новинки?
П. В.: У нас есть собственная лаборатория, в том числе термокамера, которая позволяет проводить испытания при температуре от −60 до +120 градусов (ведь некоторое наше оборудование работает в условиях Крайнего Севера). У нас есть партнеры, которые проводят исследования материалов на коррозионную стойкость. Это ВНИИТнефть (г. Самара), «Газпром ВНИИГАЗ» (г. Москва). Сейчас мы заключаем до- говор с ИТЦ «Роснефти» (г. Саратов). Конечным этапом является опытно-промышленная эксплуатация. Мы изготавливаем опытный образец и безвозмездно передаем его заказчику, предварительно согласовав программу испытаний. Как минимум в течение года оборудование эксплуатируется под контролем на месторождении, проверяется его работоспособность, легкость монтажа, удобство в работе, ремонтопригодность. Если заказчик доволен, то можно выходить на серийное производство.
Armtorg: Серьезным преимуществом в борьбе за клиента часто становится сервис. Как у вас обстоит с этим дело?
П.В.: «Корвет» является одним из лидеров в предоставлении сервисных и шефмонтажных услуг. У нас существует специальный сервисный центр, где работает более 20 опытных инженеров. Мы в круглосуточном режиме обслуживаем, ведем шефмонтаж фонтанной арматуры для таких заказчиков, как «Тоталь», «Роспан», «Ачимгаз». Ведутся переговоры с «Газпромом», «Роснефтью». Мы всегда приветствуем желание клиента заказать услуги шефмонтажа. Наше оборудование порой требует высокой квалификации персонала при монтаже, а от того, как его смонтируют на скважине, зависит, насколько долго и надежно оно будет работать. Сервисный отдел постоянно развивается, подбираются новые специалисты под планируемые проекты и задачи. Действительно, это одно из важных направлений, делающее компанию еще более конкурентоспособной.
Armtorg: Обобщая все сказанное выше ― что сегодня представляет собой «Корвет» в цифрах и объемах?
П. В.: На сегодняшний день это объединение предприятий. Головная организация ― непосредственно сама акционерная компания «Корвет». Площадь предприятия ― 37 га, парк оборудования ― более 1000 единиц, штат ― более 2500 сотрудников. АК «Корвет» имеет два филиала в районных центрах Курганской области, где в общей сложности работает более 150 человек и десятки единиц оборудования. Несколько лет назад в объединение «Корвет» вошел литейный центр в г. Верхний Уфалей, откуда мы получаем литые заготовки. В прошлом году объем продукции перевалил за 5 миллиардов рублей.
Armtorg: Какие у предприятия планы на ближайшую перспективу?
П. В.: Готовиться к чему-то невозможно, рыночная ситуация сейчас непредсказуема. Во главе угла, конечно, экономия. Людей увольнять мы не собираемся ― ни в один кризисный период мы этого не делали. Более того, предприятие никогда не сокращало рабочие дни. Чтобы производство работало стабильно, предпринимаем превентивные меры. Повторюсь: экономия, экономия и еще раз экономия. В частности, благодаря инвестициям в современное оборудование с повышенной производительностью, уменьшенным энергопотреблением, меньшими занимаемыми площадями, которые нужно обслуживать, обогревать и т. п. И самое главное ― это сохранение позиций, завоеванных на сегодняшний день. Рецепт прост ― качество плюс непрерывное освоение новых продуктов.
Armtorg: Что пожелаете и посоветуете коллегам со страниц нашего издания?
П. В.: Хотел бы пожелать всем пережить этот непростой период, выйти из него с выгодой для себя. Тяжелые времена нужно воспринимать не как угрозу бизнесу, а наоборот, как возможность сделать его более эффективным, найти новые ниши и способы для развития.
Опубликовано в «Вестнике арматурщика» № 7 (27) 2015
Размещено в номере: "Вестник арматурщика" № 7 (27) 2015