Справка:
Благовещенский арматурный завод - один из крупнейших в России заводов по выпуску трубопроводной арматуры. Расположен в Республике Башкортостан, в городе Благовещенске. Основан в 1756 году и является градообразующим предприятием: здесь работает каждый десятый житель города. На производстве трубопроводной арматуры БАЗ специализируется с 1949 года. С 2013 года предприятие входит в состав Объединенной металлургической компании (ОМК).
Профилирующая продукция Благовещенского арматурного завода – трубопроводная арматура из углеродистых, низколегированных и нержавеющих марок сталей диаметром условного прохода от 25 до 800 мм и номинальным давлением от 16 до 250 кгс/см2.
Предприятие располагает четырьмя основными производствами: сталелитейным, кузнечно-прессовым, механосборочным и цехом по отгрузке и транспортировке. БАЗ осуществляет производство по полному технологическому циклу: от изготовления заготовок и деталей до сборки, испытаний и контроля качества готового изделия. Это одно из главных конкурентных
преимуществ завода.
Основные клиенты – крупнейшие компании топливно-энергетического комплекса страны, такие как «Газпром», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», «Транснефть».
В период 2014-2015 годов Благовещенский арматурный завод изготовил и успешно провел предварительные испытания опытных образцов фонтанной арматуры, а также предохранительных клапанов шестого поколения.
Биография:
Сергей Николаевич Филипьев родился в 1972 году.
Окончил Уральский государственный технический университет по специальности «обработка металлов давлением»;
В 2010 году получил второе высшее образование в Уральском федеральном университете по специальности «менеджмент организации».
В 1995 году С. Н. Филипьев начал трудовую деятельность в должности помощника мастера на горячем участке прокатного стана старопрокатного цеха ОАО «ЧМЗ»:
В 1998 году назначен заместителем начальника, а в 2002 году – начальником старопрокатного цеха завода;
В 2004-2009 годах возглавлял дирекцию по техническому развитию ОАО «ЧМЗ»;
С октября 2009 года по июнь 2010 года являлся главным инженером филиала ОАО «ОМК-Сталь» в городе Выкса Нижегородской области (литейно-прокатный комплекс);
С июня 2010 года занимал должность начальника металлургического комплекса стан-5000 ОАО «ВМЗ»;
С ноября 2012 года возглавлял дивизион труб большого диаметра ЗАО «ОМК»;
С августа 2013 года по октябрь 2015 года являлся генеральным директором / управляющим директором ОАО «ЧМЗ».
Чусовской металлургический завод под руководством Сергея Филипьева продолжил модернизацию технологий авторессорного производства и освоение новой рессорной продукции, в том числе прошел сертификацию концерна «Вольво». С ноября 2015 года С. Н. Филипьев назначен на пост управляющего директора Благовещенского арматурного завода.
Здравствуйте, Сергей Николаевич, рады вас видеть! Для начала - расскажите, пожалуйста, о работе Благовещенского арматурного завода в 2016 году? Каким стал этот год лично для вас и для предприятия в целом?
Добрый день, Игорь! 2016 год для Благовещенского арматурного завода сложился достаточно хорошо: заказов было много, поэтому производственные мощности практически до конца года у нас были загружены. Кроме того, на предприятии наблюдалось множество изменений касаемо технологий и процессов производства.
И главное событие уходящего года – 260-летний юбилей предприятия. Это был один из самых масштабных праздников, который объединил не только сотрудников предприятия, но и всех жителей города. Завод задолго до празднования юбилейной даты начал преподносить жителям города подарки: поздравил выпускников-медалистов школ города, профинансировал установку детской игровой площадки, для ветеранов и пенсионеров предприятия был организован юбилейный концерт. Заводчане приняли активное участие в подготовке и праздновании юбилейного мероприятия. Этот знаменательный день объединил еще два события – это 75-летие города Благовещенска и День металлурга. Напомню также, что в 2017 году свое 25-летие отмечает Объединенная металлургическая компания, в состав которой входит БАЗ.
Если говорить подробнее о модернизации, что конкретно было заменено или усовершенствовано на заводе? Мы знаем, что, несмотря на все негативные факторы со стороны экономической ситуации, БАЗ занимает устойчивое положение на рынке трубопроводной арматуры. Что бы вы могли рассказать об этом?
Во-первых, мы перешли на технологию разливки стали с помощью холодно-твердеющих смесей. Такое решение позволяет улучшить качество производимой нами продукции. Во-вторых, был реализован проект по объединению механосборочных цехов №01 и №02. Улучшение логистики позволило выстроить непрерывный производственный процесс, сократить время выполнения заказов. Также объединение цехов позволило эффективно использовать производственные площади, снизить затраты на энергоресурсы. В настоящий момент на предприятии два механосборочных цеха: это объединенный механосборочный цех и механосборочный цех №4. Они различаются между собой по типу собираемой арматуры: в одном цехе мы собираем арматуру до DN 200, а также осваиваем новые виды техники, во втором производим крупную арматуру и обратные клапаны.
В 2016 году вы из двух цехов создали новых механосборочный цех. Может быть, у вас уже намечены планы по дальнейшей работе в этом направлении?
Да, и один из первых вопросов, который нам предстоит решить - модернизация цеха покраски. В настоящий момент ведутся работы по установке двух линий покраски продукции, с подготовкой поверхности, промывкой, сушкой и наложением двойного или тройного слоя любой краски любым методом нанесения по требованиям наших заказчиков. В июле 2017 года планируется запустить их в эксплуатацию. Кроме того, у нас продолжается работа касательно литейного производства: в планах ряд мероприятий по выстраиванию работы в соответствии с экологическими стандартами, установка новой индукционной печи. Также планируется внедрение сопутствующих литейному процессу технологий: новое оборудование для приготовления холодно-твердеющих смесей, вентиляционное оборудование для улучшений условий труда. Запланировано обновление парка оборудования для механической обработки, станков. Будет проведена модернизация в службе
логистики, отделе транспорта и т.д. Все эти работы позволят нам быстрее выпускать продукцию и сократить сроки поставок оборудования.
Многие участники рынка отмечают, что в 2016 году в нефтегазовом секторе рынка трубопроводной арматуры наблюдался спад из-за определенных экономических факторов. Что, по вашему мнению, сегодня представляет собой рынок, если учитывать показатели объёмов сбыта, спроса и проч.?
В начале 2016 года нагрузка по этому направлению у нас была приличная, в четвёртом квартале 2016 года общий объём заказов для этой отрасли уменьшился, но объяснялось все тем, что нефтедобывающие компании наблюдали за изменениями на мировом рынке нефти и многие проекты подверглись тщательной инвентаризации. К счастью, сегодня рынок нефти понемногу восстанавливается, и мы продолжаем работу в этом направлении.
Насколько сильно отражается политика импортозамещения на деятельности вашего предприятия? Как вы думаете, эффективно ли это направление сегодня вообще, даёт ли оно реальные результаты?
Думаю, что да. «Газпром» и все его подразделения достаточно активно вовлекаются в эту тему, и многие отечественные крупные компании заинтересованы в продукции, произведённой в рамках программы импортозамещения. Каждая встреча производителей трубопроводной арматуры и конечных потребителей (таких, как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть» и проч.) лишний раз подтверждает, что импортозамещение, как процесс, работает и даёт очень хорошие результаты.
Исходя из ваших предыдущих ответов, правильно ли я понимаю, что вы связываете понятия «импортозамещение» и «оптимизация»?
Да, совершенно верно. Речь именно о пересмотре ассортимента закупаемой продукции и поиске более выгодных аналогов либо альтернатив.
Прошедшая в декабре немецкая выставка Valve World показала, что с каждым годом у зарубежных потребителей все активнее растёт интерес к российской продукции. Скажите, пожалуйста, затронула ли эта тенденция вас в последние годы?
Это точечные заказы для таких компаний, как, например, Shell и Total, которые продолжают активно развивать бизнес в СНГ и России. К слову, приёмочные испытания в этих компаниях показали, что изготовленное нами оборудование полностью соответствует зарубежным стандартам качества и всем утверждённым техническим требованиям. В общем, работа с подобными компаниями была достаточно успешным опытом, поэтому мы планируем, что таких заказов и таких заказчиков в будущем станет больше. Наше предприятие является предприятием
полного цикла с полноценным инженерно-конструкторским отделом и желанием расширяться, в том числе и на внешние рынки!
Бытует мнение, что в России не соблюдаются технологии литья, и что каждый второй производитель так или иначе нарушает их. Как вы прокомментируете данное заявление?
Не согласен с подобным утверждением: Россия является второй страной в мире по качеству технологий разливки и изготовлению стали по ряду причин. В последние 10 лет большинство предприятий очень серьёзно модернизировали сталелитейное производство. Этот тип производства в массовом виде у нас стартовал с некоторым опозданием, но, тем не менее, мы довольно часто видим новости о том, что какой-либо завод заявляет о начале строительства либо открытии собственного литейного цеха. Каждое предприятие при этом выбирает свою технологию производства, вырабатывает свой уникальный подход к повышению качества отливок. Поэтому я
бы в корне не согласился с мнением критиков о том, что в нашей стране мало хороших литейщиков. Мне кажется, в 2017-2018 году уже можно будет наблюдать результаты изменений от процессов, которые происходили в последние годы в виде реконструкции и модернизации литейных процессов. По сути, российский рынок в ближайшее время увидит совершенно новое качество продукции, которое повлияет на всю отрасль машиностроения в целом.
Добрые слова! Хочется, чтобы так и происходило! Однако, давайте поговорим о новинках вашего завода: к примеру, в 2016 году на Газовом Форуме (Санкт-Петербург) вы представили разработки предохранительных клапанов типа СППК шестого поколения. Возможно, на сегодняшний день у завода появились ещё какие-то интересные серийно освоенные разработки?
Во втором полугодии мы уже начали поставки предохранительных клапанов типа СППК. Это направление будет и дальше развиваться. «Бум» для клапанов 6-го поколения наступит в конце этого года, когда об этой новинке узнает необходимое количество конечных потребителей и проектных институтов. Кроме того, сейчас мы проводим «рестайлинг» выпускаемой продукции. Суть работы заключается в том, чтобы облегчить трубопроводную арматуру, увеличив при этом её срок службы.
Наши конечные потребители ставят задачу увеличить срок гарантийной работы арматуры до 50 лет без изменения ее ценового сегмента. Однако изготавливать трубопроводную арматуру, которая прослужит 50 лет, для нас далеко не предел. Одним из преимуществ нашей продукции являются материалы, используемые в литейном производстве. Мы поставили перед собой задачу уменьшить массу продукта, увеличив срок его эксплуатации. Именно над этим мы сейчас плотно работаем. Сегодня мы работаем со сталью 20ХН3Л - это коррозионностойкая сталь, которая не будет особо отличаться по цене от сталей 20Г и 20ГМЛ, при этом срок службы арматуры, произведённой из такого литья, увеличивается в среднем в 2 раза.
Постоянный мониторинг рынка трубопроводной арматуры дает понять, какую продукцию предлагают наши конкуренты, какие новые технологии появляются на рынке, какие новые материалы активно применяются в промышленности. Все это делается с одной целью - чтобы мы могли производить более совершенную трубопроводную арматуру по показателям стойкости и долговечности, ничем не отличающимся от зарубежных аналогов. В 2016 году нами был получен сертификат API 6D (ред. – стандарт Американского Нефтяного Института), ведутся собственные
разработки, чтобы в будущем производить трубопроводную арматуру, соответствующую самым жестким американским стандартам.
То есть вы сегодня готовы изготавливать отливки по американским техническим стандартам, в частности, по ASME и ASTM, по сути, заменяя зарубежные аналоги, производимые именно по подобным технологиям?
Да, именно так. В этом направлении и была проделана очень кропотливая работа в предыдущие годы.
В последнее время со стороны конечных потребителей снова звучит идея о ремонте трубопроводной арматуры. Планирует ли ваша компания брать на ремонт трубопроводную арматуру или выпускать сервис-комплекты, организовывать отдельное сервис-направление?
К нам уже неоднократно поступали запросы и заказы на изготовление подобных комплектов, и вскоре мы планируем поставки запасных частей к арматуре нашего производства. В последнее время к нам обращаются компании по вопросам ремонта, перенастройки трубопроводной арматуры. Были случаи, когда к нам поступал запрос на ремонт арматуры, которая была произведена на нашем заводе уже более 20 лет назад. И даже в этом случае мы не отказываем и всегда идем навстречу нашим клиентам, проводя осмотр, определяя, насколько ремонтопригоден представленный продукт. Направление ремонта я считаю очень интересным и, на самом деле,
весьма перспективным для нашего завода, которое мы будем развивать в ближайшее время.
Есть ли у вас планы по созданию сервисного центра, занимающегося ремонтом арматуры?
Уже сегодня самостоятельно выезжаем к нашим конечным потребителям, помогаем им с установкой и настройкой нашей арматуры. Так что, безусловно, в наших планах по дальнейшему развитию этот пункт уже имеется.
Какие преимущества вашей продукции вы бы могли отметить, прежде всего, для проектирующих организаций и конечных потребителей?
Знаете, все всегда начинается с проекта, с мысли, идеи. Так и у нас: прежде чем осваивать новый вид или модернизировать уже выпускаемую трубопроводную арматуру, мы начинаем с её детального просчета. Конструкторам приходится решать задачи из многих областей: механики, гидравлики, трения, износа, коррозии, температурного воздействия и т.д. Апогеем этой работы стал тот факт, что сейчас мы уже можем предложить быстрые сроки построения, так как у нас, повторюсь, полный цикл производства трубопроводной арматуры. Автоматизированный
комплекс от проектирования до отливки и механообработки позволяет оптимизировать затраты на изготовление арматуры. Ну и, конечно же, тот факт, что у нас имеется 75-летний успешный опыт работы на этом рынке. Я считаю, что это тоже ведь о чём-то говорит.
Если вернуться к теме рынка, какие его основные проблемы вы бы сегодня могли обозначить?
Я бы не называл это «проблемами», это просто меняющиеся условия рынка, которые следует воспринимать как ориентир в развитии компании. Конкуренция, импортозамещение, требовательные заказчики - всё это помогает развиваться предприятиям, становиться им сильнее, а потребитель в итоге получает более качественный товар по самой адекватной цене. Вот это я бы мог назвать основными задачами, которые некоторые коллеги воспринимают как проблемы... Для нас это, повторюсь, не проблема, а больше фактор развития, который помогает нам держать планку.
В финале нашей беседы, традиционный вопрос - ваши пожелания коллегам, клиентам, читателям журнала.
Хотелось бы пожелать, в первую очередь, вам, Игорь, и всему коллективу медиагруппы Armtorg успешного развития! И спасибо вам большое за то, что вы делаете и как вы это делаете. Для нас ваши проекты становятся показателем оптимистичности и веры в отечественное машиностроение!
Ну и, конечно же, всем, кто нас знает и работает с нашим предприятием, хочется
пожелать здоровья и благополучия во всех делах и начинаниях!
Спасибо и вам за добрые слова, Сергей Николаевич! Ждем новых встреч и желаем вам и всему коллективу Благовещенского арматурного завода новых успехов, уверенного движения вперед и роста как качественного, так и количественного!
Опубликовано в журнале "Вестник арматуростроителя" № 2 (37)
2017
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 2 (37) 2017