Любителям «приключений», прилетевшим в Дюссельдорф, есть, где отдохнуть в столице Nordrhein-Westfalen, а если покажется мало, то в 40 км – 7-этажный PASCHA, а в 2,5 часах езды – Амстердам с его кварталом «Красных фонарей». Так как мы приехали работать – чем мы, собственно, занимаемся 365 дней в году – а не развлекаться, то нас к себе манили совсем другие «бабочки»! Не «ночные», а те, что из металла – «butterflyvalves»! О них и пойдет речь. Благо, что с 29.11 по 01.12 их всех можно было найти в одном месте – Valve World Expo 2016.
Рынок 3-х эксцентриковых затворов переживает, наверное, уже не «бум» («бум» был зафиксирован нами и порталом Armtorg.ru оценочно в 2014-2015 гг. – см. предыдущие репортажи с DIAM, ACHEMA, Valve World), а некоторое насыщение, по крайней мере – в Западной Европе, о чем можно сделать вывод по посещению Valve World 2016. Также в нашей стране, к слову, за последние 2?3 года явилось (а не появилось) много новых «производителей» (в кавычках, так как на мировом рынке они не котируются), включая множество азиатских, азиатско-российских (родился в Китае, воспитывался в российской семье, носит российскую одежду – шильдик), для многих из которых принадлежать к семейству «3-х эксцентриковых» означает лишь иметь такую запись в паспорте, но не быть такими на деле.
О насыщении, на наш взгляд (мой и главного редактора Игоря Юлдашева) также говорит факт наличия различных изощрений в конструкциях, к слову – довольно спорных, которые мы увидели в выставочных образцах. Репортаж будет именно о них – о «нестандартке».
В предыдущем номере мы сказали пару слов насчет дисковых затворов, представленных на выставке в Дюссельдорфе, сделав ссылку на то, что раскроем «тайны Букингемского дворца» в следующем номере «Вестника». Не будем терять время и начнем как раз с представителя «туманного Альбиона»!
Сразу заметим, чтобы никого не обижать, мы сознательно не будем называть затворы по их именам (производителя – прим. автора), так как данная статья носит исключительно характер некого гида, обзора, но никак не рекламы. Иными словами, обзор представляет собой абсолютно независимый взгляд аналитика портала Armtorg.ru.
Оригинальный англосакс имел не менее оригинальный «шлем» (привод, по виду напоминающий CK от ROTORK) (фото 1). На Valve World Expo, как я уже рассказывал в своем репортаже в 35-м номере, не принято делать бесплатную рекламу, пусть даже производителям приводов. По этой причине было достаточно мало арматур с раскрученными немецкими и английскими приводами (понятно, о каких брендах идет речь) в отличие от российских выставок, на которых демонстрация на малоизвестном затворе хорошо известного привода – это как пропуск в высший свет, деталь, повышающая в определенной степени авторитет арматурной марки. Бросилась в глаза хилая насечка на валу – подобие мощных зубьев на толстых валах затворов солидных марок для высоких давлений. Насколько оправдано такое решение, не берусь сказать. Вероятно, производитель считает такое исполнение надежным, и вместе с тем оно дешевле, чем делать в валу (толстом) канавку под призматическую шпонку.
Отдаленно похожее крепление имел еще один англосакс (американец), который особо не хотел фотографироваться с нами, судя по табличке перед затвором (фото 2). Мы привыкли, что крепление диска к арматуре (затвору) традиционно осуществляется с помощью полигонного соединения, мощных законтренных и утопленных штифтов из н/ж стали или призматических шпонок + штифтов для фиксации хода диска вдоль вала (менее массивных, чем штифты, которые держат диск на валу, фиксируя от проворота), не считая редкого зубчатого крепления на редких затворах, как правило Ру 64 и выше.
У следующей «бабочки» бросились в глаза сразу 4 детали: прижимное кольцо диска, фиксирующее ламинарное уплотнение, имеет вид, скорее, прижимной тарелки (без дна). Безусловно, массивная деталь из н / ж стали добавит к себестоимости продукции, но привлекло внимание крепление: вместо традиционного – болтами с потайными головками и внутренними шестигранниками, расположенными (важно!) по внешнему периметру кольца (очевидно, что так ламинарное уплотнение будет лучше зафиксировано) – здесь использовано очень оригинальное во всех отношениях исполнение, впору патентовать!
Далее мы обратили внимание на крепление диска к валу (фото 3,4), но смиримся с тем, что штифты не спрятаны в конструкции диска, а явно выступают наружу.
Отметим то, что обычно производители стараются оптимизировать форму диска, «утопить» крепеж, уменьшить таким образом сопротивление, возмущение потока. Здесь же мы видим, что отечественный конструктор вдохновлялся, видимо, «Тиграми» времен Великой Отечественной Войны, в то время как моду на мировом рынке задают «Т-34» с их наклонной лобовой броней (читай – аэродинамически оптимизированным по форме диском), в отличие от расположенной под прямым углом лобовой брони «Тигра» (T-VI). T-VI был, как мы помним, хорошим танком: мощный дизель, крепкая крупповская броня, которая потеряла в последние годы войны в качестве за счет сокращения поставок ценных компонентов стали типа Mn и др. из оккупированных стран (Швеции, например), благодаря действиям наших подводников, авиации и наступлению союзников; 88 мм эффективная пушка, первоначально хорошо зарекомендовавшая себя в качестве зенитного орудия,также широкие гусеницы. Но лучшим танком II-ой мировой войны был признан Т-34 (фото 5).
У желтокожей «бабочки» (фото 6,7) из Азии «ростом» DN 500 и «объемами» PN 10 оказалась нестандартная строительная длина: она больше классической для затворов DIN F4, но меньше DIN F5 (классика для задвижек – 700 мм для DN 500). Возможность смены диска без съема с трубопровода не нова, такие затворы мы упоминали в статье Valves Battle (выпуск №27 «Вестника», стр. 139, фото справа вверху), но в представленных в ней затворах крышка с болтовым креплением играла также роль ревизионного окна: открыл, проверил, если все нормально, то можно закрутить обратно. Здесь жекрышка больше для ремонта. Крепление диска и его форма также выдают «рисовые ноу-хау», примененные при конструировании, ухудшая Kv и Zeta арматуры. Поставь такой затвор (Ду 500) на НС, качающую теплоноситель предприятиям и населению, глядишь – потери давления за год выльются в такие потери мощности (киловатты) насосного оборудования, что превысят стоимость качественного оборудования, которое можно было смонитровать изначально, если бы не… Такие расчеты уже приводились на страницах «Вестника арматуростроителя» (см. выпуск № 27, стр. 72-73), результаты бездумного подхода к покупке ответственной арматуры удручающие и очень ощутимо бьют по карману сетевой компании, а в итоге домовладельцев – нас с Вами, ведь потери тоже закладываются в тариф!
И да! Диск крепится с помощью болтов с гайками к площадкам, которые, в свою очередь, крепятся к валу с помощью 3 штифтов сверху и 3 штифтов снизу. Размер штифтов довольно скромный. Это и понятно, так как мощные штифты в количестве 3?х штук в одном месте не разместить, потому что это снизит прочность вала на изгиб.
Далее, в том же зале в наши сети попалась не ТОПовая, но все же европейская «бабочка» (фото 8). Очень похожа на азиатскую качественную классику, которую нам впаривают, прежде всего, немецкие компании под шильдой «сделано в Германии», а теперь даже «сделано в Швейцарии» (на ACHEMA-2015). Продавать азиатских «бабочек» с европейским «гражданством» – это тенденция последних 10 лет. Глобализация! Как у нас говорят: «...не мешки ворочать». Что-что, а это немцы, работая на рынке СНГ, хорошо усвоили.
Еще один Западный европеец (фото 9-10), прошедший за последние 10 лет через процедуру банкротства, сменивший нескольких руководителей, владельцев и «хвостики» в названии (по непроверенной информации текущим владельцем является индийская компания) представил свою «бабочку» в полураздетом виде. У нее все чинно, солидно! Но зачем 2 (или 3?) цилиндрических штифта, пирсинг на каждое ухо? Это может «поднапрячь» и без того нетолстый вал сразу в двух местах. Здесь, на выставочном разрезанном образце, подошел бы один из классических вариантов (по мнению редакции и судя по исполнению законодателей моды, что встречались нам на выставке): средних размеров штифт (или 2 штифта) и 2 призматические шпонки.
«Азиатка» с серой кожей! И этим все сказано! (фото 11,12,13) Крепеж из обычной черной стали, видимо, по этой причине окрашен в серый цвет, чтобы не проржавел. На удивление покусанным ржавчиной оказался шильдик арматуры, и это понятно – его не закрасить краской. Непонятно, что мешало провести консервацию перед отправкой несколькими методами:
а) покрытие составом или смазкой против коррозии
б) тщательная герметичная упаковка с силикагелем, ведь это считается стандартом для европейца!
Также вопросы вызывало внешнее покрытие затвора, больше похожее или на «гаражный сервис», или «Я его слепила из того, что было» (ПФ-115). Совсем НЕ ТОПовый вид изделия на ТОПовой выставке.
А это уже «средневековый» рыцарь из Европы: придраться не к чему, тело господина надежно закрыто со всех сторон. Даже свалив одного рыцаря с коня на землю, аналитикам Armtorg.ru, вооруженным кинжалами, не удалось нанести всаднику какого-либо значимого ущерба. (фото 14-17)
В качестве традиционного постскриптума для читателя в этой статье будет одно единственное фото с многозначительной подписью, заставляющей задуматься. Пусть этот овощ служит Вам напоминанием о важности правильного выбора арматуры и не только.
Рекламный лозунг «Что делает этот автомобиль конкурентов на нашей стоянке? Мы не предлагаем своим клиентам ездить на моркови» можно переиначить: «Вам нужны реальные 3-х эксцентриковые затворы или Вы - домохозяйка и пришли за морковью?». Вот примерно так должен задавать себе вопрос покупатель, каждый раз стараясь сэкономить при покупке затворов и посматривая в сторону дешевой и непроверенной продукции сомнительного качества, в сторону тех самых «бабочек».
Опубликовано в журнале "Вестник арматуростроителя" № 1 (36) 2017
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 1 (36) 2017