В условиях экономического кризиса многие потребители пытаются искать и приобретать более дешевую арматуру. Мы решили подробно рассмотреть проблему на примере задвижек с обрезиненным клином, которые широко применяются в водоканалах на системах водоснабжения. Тем более, что на носу авторитетный «ЭКВАТЭК», в котором наш журнал обязательно примет участие.
Для сравнения мы взяли два образца, которые далее условно так и называются – Образец №1 и Образец №2. За Образец №1 мы взяли условно качественную задвижку, бренд на слуху, производство – Китай, приобретена в торговой сети. Она должна была «дать бой» Образцу №2 – задвижке с обрезиненным клином типа V2-05 производства MIV, Хорватия. Мы сознательно отказались сталкивать с европейской арматурой (Образец №2) откровенное азиатское барахло, которое проиграло бы MIV’у по еще большему количеству пунктов, выбрав достаточно качественное китайское изделие, «с именем», чтобы читатель почувствовал «градус» схватки, а не игру в поддавки. No fight, no glory!
Итак, почему азиатское изделие стоит очень дешево и почему не стоит покупаться на низкую цену? Чем обусловлена низкая цена? Обо всем, как говорится, по порядку.Начнем с ВЧШГ – материала, из которого изготавливается задвижка. У завода, выпускающего качественную продукцию, проводится постоянный контроль литья, его химических и механических характеристик.
Предположим, что и у Образца №1 качество литья также строго контролируется, поставим оба изделия в равные условия. Однако, если у Образца №2 (MIV) с поставкой идет химический анализ партии литья (с номером) и на корпусе задвижки методом литья указан номер партии, то у Образца №1 (Китай) нет ни номера партии литья на корпусе задвижки, ни, как вы поняли, уважаемые читатели, химанализа.
Поэтому «поверим на слово» Образцу №1, что арматура выпущена из качественного ВЧШГ.
Что тогда цепляет глаз? В первую очередь, цепляет разница в весе задвижек Образца №1 и Образца №2. На практике менее качественная азиатская задвижка может очень сильно проигрывать в весе, более значительно, чем Образец №1, условно считающийся «качественным Китаем», проигрывает Образцу №2 (MIV). «Европеец» на 50-70% (!) тяжелее «китайца»! И фастфуд здесь ни при чем! Мы о задвижках! Спорный «выигрыш» в весе дает «китайцу» 20-50% выигрыша в цене изделия №1, частично оправдывая почти 3-кратную разницу в цене. В отношении Ду 300 разница катастрофична в абсолютных и относительных цифрах: 82,5 кг (Образец №1) против 136 кг (Образец №2). Смотрим таблицу.
Далее обратим внимание на диаметр штока арматуры, при условии, что у обоих образцов для изготовления были применены равноценные н/ж стали. Естественно, это также накладывает свой отпечаток на цену: более тонкий вал – это меньший вес, меньшая себестоимость. Разница в 10 мм в диаметре вала для задвижек Ду 500 между изделиями №1 и №2 на практике означает, что для изготовления вала у изделия №2 использовано по объему (и массе) на 56% больше н/ж стали. Дорогостоящая н/ж сталь и ее меньшее количество, использованное для изготовления Образца №1, дают 8-15% выигрыша в цене в пользу изделия №1.
Крепежные изделия Образца №1 сделаны из оцинкованной стали, крепежные изделия образца №2 из качественной н/ж стали А2, которая по умолчанию считается стандартом у европейских производителей качественной арматуры. Этот момент также идет в зачет низкой стоимости Образца №1, оправдывая несколько процентов ценовой разницы. Обратим внимание, что один из болтов на Образце №1 уже познакомился с подружкой-коррозией.
Не нужно говорить о том, что покрытие арматуры играет очень важную роль. Во многом благодаря качественному покрытию арматура будет служить 50 лет и более. Общепризнанным стандартом для задвижек с обрезиненным клином принимается эпоксидное порошковое покрытие производства AkzoNobel типа Resicoat. Среди российских водоканалов популярны цвета RAL 5005 и 5015 (темно-синий и голубой). Зарубежные потребители порой требуют от поставщиков и производителей определенный цвет, например, водоканал Берлина получает изделия защитного-зеленого цвета. У изделий по типу Образца №1 покрытие, как правило, не идентифицируется по производителю, цвет по RAL 5010.
Хорошее покрытие по типу Resicoat защищает задвижки не только от обычной коррозии, но и от электрокоррозии – коррозии чугуна под воздействием блуждающих электротоков. И это факт. Кроме того, толщина покрытия и технология нанесения (и реальный контроль) также ставят свой отпечаток: декларируемые у Образца №1 (Азия) минимальные 250 мкм на практике могут оказаться таковыми только на бумаге, покрытие может быть более тонким. Плохая адгезия – нарушения в технологии покраски проявляются в том, что покрытие легко снимается (отковыривается ногтем). У Образца №2 (MIV) минимальные 250 мкм являются таковыми на практике. Толщина покрытия оптимальна (слишком толстые покрытия также нежелательны).
Помимо защитной функции, на покрытие можно посмотреть и с другой стороны. Так как задвижки с обрезиненным клином устанавливаются преимущественно на трубопроводы питьевой воды, согласитесь, что немногим захотелось бы пить воду из-под крана, пусть даже кипяченую, содержащую химические вещества, а попросту – это самое защитное покрытие. Но жизнь диктует свои правила: на Западе – строжайшая сертификация, у нас – «увы и ах»!
Специалисты догадались, что мы говорим о так называемых сертификатах GSK, которые выдаются на защитные покрытия, материалы, арматуры и трубопроводы, и которые гарантируют абсолютную безопасность для потребителей с точки зрения гигиены. Приходится констатировать, что у нас этот момент в абсолютном большинстве случаев игнорируется – такие сертификаты на конкурсах не запрашиваются. На Западе забота о здоровье потребителей – это часть политики водоснабжающих компаний или, как минимум, элемент социальной ответственности (компания добровольно несет повышенные расходы, заботясь о здоровье населения, покупая изделия, имеющие GSK). Мы же пока не доросли ни до первого, ни до второго: водоканалы в большинстве своем не готовы платить за здоровье потребителей дополнительные деньги.
Материал клина. Неправы те, кто думает, что ЕПДМ – он и в Африке ЕПДМ. В Западной Европе на производстве эластомеров как сырья специализируется с десяток фирм, продукция которых пользуется заслуженной репутацией. Например, для Образца №2, задвижки с обрезиненным клином MIV V2-05, используется сырье ЕПДМ производства Gummiwerk KRAIBURG (Германия). Качественный эластомер отличается, помимо прочего, сроком службы, а также повышенной износоустойчивостью. Хорошее изделие должно служить и служит не менее 10 лет, в этом заслуга, в том числе, и обрезиненного клина, а именно качества ЕПДМ. Не стоит говорить, что ЕПДМ у Образца №1 может похвастаться сроком службы, долговечностью, износоустойчивостью. Кто-то считает, что, если задвижка с обрезиненным клином прослужила 2-3 года, то это достаточно. Директор ОАО «Водоканал» г. Чебоксары В.С. Васильев, интервью с которым опубликовано в этом номере, не только убежден, что качественная задвижка с обрезиненным клином должна служить 10 лет и более, но и знает на личном опыте, что так и обстоят дела у известных европейских производителей. Разница в стоимости эластомера также вносит свой вклад в разницу цены между Образцами №1 и №2.
Важным преимуществом Образца №2, на которое нужно было сразу же обратить внимание, являются направляющие клина в корпусе из ПОМ-пластика (высокотехнологичный термопластичный синтетический полимерный материал, отличающийся высокими показателями упругости при растягивающих и изгибающих нагрузках. Материал обладает отличными антифрикционными свойствами и характеризуется высокой устойчивостью к воздействию органических растворителей). Благодаря этому значительно снижается износ обрезиненного клина, а также требуется меньший крутящий момент для открытия/закрытия задвижки. У Образца №1 такие направляющие, видимо, в целях удешевления, отсутствуют.
Уплотнение шпинделя – у качественной задвижки (Образца №2) тройное, шпиндельная гайка – латунная, цельная. Для смены уплотнения у Образца №1 требуется полная разборка задвижки. У Образца №2 полная разборка для замены сальника не требуется. Бронзовый (?) подшипник Образца №1 состоит из двух частей (полукругов), так более дешево, но менее надежно (смотри фото на второй странице статьи в правом верхнем углу).
Верхняя часть клина у Образца №2 полностью прорезинена, это выглядит более надежно и солидно, чем у дешевого Образца №1. Это достаточно важный момент: когда задвижка полностью открыта, то у Образца №2 прорезиненный сверху клин служит дополнительной гарантией от протечек по валу, герметизируя сальниковый узел, уплотняясь под крышку.
Дополнительные подшипники из полиацеталя у Образца №2 снижают трение, уменьшают крутящий момент на штурвале, требуемый для управления задвижкой. У Образца №1 такие подшипники отсутствуют. Полиацеталь сочетает высокую жесткость и достаточную твердость полимерного монолита с хорошей стойкостью к динамическим, в особенности к ударным, нагрузкам. Погодно-климатические факторы воздействия, губительные для других полимеров, не оказывают существенного влияния на изделия из полиацеталя, поэтому детали из него могут эксплуатироваться в самых жестких условиях открытого пространства.
Упаковка и документация. Каждое изделие у Образца №2 имеет свой серийный номер, свой паспорт, включая протоколы тестирования арматуры и протоколы тестирования литья, руководство по эксплуатации – как минимум. Изделия аккуратно упакованы на деревянных паллетах или сложены в ящики. Китайское чудо продавалось без документов. Паспорт мы получили позже, электронной почтой. На нем нет серийного номера (как и на задвижке), даты выпуска, Ду, Ру, наименования мо дели.
Последнее из сравнений (но отнюдь не самое последнее у любого товара) – это срок гарантии. Для западной компании со славной многолетней историей поставок, уверенной в своем изделии, за счет внимания ко всем перечисленным выше пунктам не составляет проблем обеспечить для потребителя 10-летний срок гарантии на бумаге и на деле. Азиатские компании также, в некоторых случаях, могут обеспечить такой срок, по крайней мере, на бумаге. Как обстоят дела в реальности – полагаю, что многие читатели, сэкономившие на арматуре и купившие азиатские изделия, знают на личном опыте.
Как видим из небольшого (будем критичны к себе), поверхностного анализа – не поспоришь, что Образец №2 (арматура MIV) стоит своих денег, разница в цене удивления теперь не вызывает. Тот же В.С. Васильев, интервью с которым публикуется в этом номере журнала, считает, что первичные обязательные расходы (покупка, монтаж плюс расходы по демонтажу некачественного изделия), а затем – по покупке и последующему монтажу такого же нового изделия наверняка превысят первоначальную стоимость качественного и более дорого изделия – Образца №2. В любом случае, выбор всегда за вами, уважаемые читатели – потребители трубопроводной арматуры! Мы лишь дали вам свою точку зрения, которая, тем не менее, имеет право претендовать на истину в последней инстанции.
N.B.: Следует отметить, что за последние 5-10 лет цены на задвижки из ВЧШГ с обрезиненным клином у компании MIV, думается, что и у других европейских производителей, значительно (на 10 и более процентов) снизились. Снизились прежде всего благодаря ценовому давлению крупных арматурных объединений, перенесших свое производство в Азию или заказывающих арматуру по аутсорсингу в странах с дешевой рабочей силой. Этот момент не могут игнорировать более мелкие, чем арматурные корпорации, производители полного цикла, такие как MIV. «Металлическая индустрия Вараждина» (MIV) не может отдать на аутсорсинг производство исторически и политически (имеется в виду политика фирмы в целом, ее структура, включающая мощный литейный комплекс и политика качества) и вынуждена снижать рентабельность данного направления, так же понижая цены, как и конкуренты. Радует лишь то, что от этого выигрывают потребители, в том числе российские города, в которых мы с вами живем. Снизившиеся цены дают возможности даже небогатым водоканалам покупать хорошую продукцию хороших европейских компаний, которые предлагают на рынке продукцию с лучшим соотношением цены и качества, заботясь о самом главном – здоровье и спокойствии своих потребителей!
Опубликовано в "Вестнике арматуростроителя" № 2 (30) 2016