В 1878 году в Санкт-Петербурге на Каменноостровском проспекте саксонским промышленником Грошем был основан небольшой литейно-арматурный завод. В 1887 году его покупает немецкий подданный, коммерции советник Рихард Лангензипен.
Продукция завода в короткий срок становится известной в России и за рубежом. Это трубопроводная, котельная, пожарная арматура, насосы, медные трубы, пожарные краны, манометры, медная посуда в основном для военного ведомства. Завод Лангензипена интенсивно развивался, перестраивался. В 1895 году на нем работало 650 человек. Кроме завода Лангензипена в Санкт-Петербурге арматуру изготавливали предприятия Михоэля и Нобеля.
Несколько позже в Москве организуется производство аналогичной продукции на заводах Вартце и Мак Гиль, манометров на заводе Гаккенталь и Кº, санитарно-технической арматуры на заводе Дергачева и Гаврилова, а также Ефремова. В целом по уровню промышленного производства Россия (в нее входили Финляндия, Польша, Малороссия, Белоруссия, Туркестан, Прибалтика) занимала 4-е место в Европе и 5-е в мире, уступая по важнейшим показателям таким странам, как США, Германия, Великобритания, Франция.
АО «Лангензипен и Кº» бурно развивается, открывает отделения в Москве, Риге, Киеве, Варшаве, Харькове и представительства в других городах. Его продукция завоевывает золотые награды на выставках в Милане, Казани, Полтаве, Юрьеве, Одессе, Омске, Царском Селе. Продукция была непростая и могла бы сделать честь многим нынешним арматурным предприятиям. Это шаровые самозапорные клапаны для паропроводов DN 25 – 250, PN 8; «продувательный» клапан для котлов DN 25 – 80, PN 25; редукционные клапаны системы Розенкранц DN 15 – 150, PN 20; бронзовые запорные клапаны DN 8 – 20, PN 450; гидравлические пружинные предохранительные клапаны DN 6 – 15, PN 600, чугунные задвижки Лудло DN 50 – 400, PN 10, 16 и другие.
В апреле 1912 года Лангензипен покупает несколько корпусов завода Тильманса на Школьном переулке, 5 за Нарвской заставой (ныне территория АО «Армалит»). Сюда переводится большая часть литейного производства, а на Петербургской стороне остаются механические мастерские, часть чугунолитейного производства и склады готовой продукции. АО выпускает ежедневно 1000 пудов чугунного литья, 200 пудов бронзового литья. На заводах имеется 4 вагранки, 5 печей Баумана, вращающаяся печь, 36 формовочных машин, 540 станков. Количество работающих превышает 1300 человек.
Руководство АО уделяет серьезное внимание техническому прогрессу. В каталоге 1912 года можно найти продукцию, изготавливаемую по изобретениям. Это «продувательный» клапан для котлов «Оригинал Либерман», конденсационный горшок «Эклепс» (привилегия инженера Хлебникова), редукционные клапаны системы Розенкранц, Зальцман и др.
К 1912 году относится производство первой задвижки Лудло Георгиевским чугунолитейным и механическим заводом, основанным в 1907 году. За первое полугодие 1913 года этот завод изготовил 200 задвижек. Средний выпуск арматуры, приходящийся на один завод, составлял в 1912 году 70 тонн в год.
В 1918 году большинство заводов было национализировано и остановилось. В 1921 году арматурное производство начало оживать. На заводах Лангензипена работают 66 рабочих и 11 технических работников. Завод переводится на хозрасчет. В 1922 году он переименовывается в «Государственный Петроградский арматурный завод «Знамя Труда». На 30 сентября 1922 года на двух территориях завода числилось уже 250 рабочих и 30 служащих.
В 1923/24 хозяйственном году производство арматуры в сопоставимых ценах увеличилось втрое по сравнению с предыдущим периодом. 25 сентября 1923 года оформляется Московский арматурный трест в составе заводов «Манометр» (бывший Гаккенталь и Кº), им. Е. Маленкова (бывший Вартце и Мак Гиль) и «Арматура» (бывший Дергачев и Гаврилов). 2 сентября 1924 года образуется трест «Знамя Труда» в составе механического завода на Петроградской стороне и чугуно-медно-литейного завода за Нарвской заставой Ленинграда. В декабре 1929 года в трест «Знамя Труда» включается завод «Красный судостроитель» им И.И. Лепсе, в мае 1930 года – завод Пелла.В 1928 – 1933 гг. была не только решена задача возрождения арматурного производства, но и осуществлено формирование арматуростроения как отрасли, включающей ряд специализированных заводов.
В 1928 году задвижки DN 500, 600 и 700 мм треста «Знамя Труда» оснащаются электроприводами. Время закрытия задвижек вручную составляло 30 минут, а электроприводом – 1,5 минуты. В 1932 году завод им. Молотова (ныне «Армалит») изготавливает для Кузнецка и Магнитки газовые задвижки DN 1500, 1700, 2200, 2400 мм. Их обозначали ГМК – газовая Магнитка, Кузнецк. Высота задвижки диаметром 2200 составляла 7, а 2400 – 10 метров.
В октябре 1930 года Московский и Ленинградский арматурные тресты ликвидируются, а входящие в них предприятия включаются в Республиканский арматурный трест «РОСАТ». Местонахождением правления треста определяется Ленинград. Техническим директором треста назначается талантливый инженер, получивший образование в Бельгии, Яков Семенович Постернак. Он посвятил свою жизнь арматуре, руководил разработкой планов развития арматуростроения, разработкой стандартов, кодирования и классификации, первых советских каталогов, являлся основателем и первым директором Проектно-конструкторской конторы («Армконструктор»), созданной при «РОСАТ» в декабре 1932 года на правах самостоятельного предприятия, и образованного на базе ПКК в мае 1945 года Центрального конструкторского бюро арматуростроения. В 1935 году «РОСАТ» ликвидируется, и все предприятия переходят в Главное управление арматурной и литейной промышленности (Главармалит) сначала Народного Комиссариата тяжелой промышленности, а затем – общего машиностроения.
Заводов, производящих арматуру, на тот момент было 29, из них специализированных – 9. Средний выпуск одного завода составлял 370 тонн в год. По сравнению с 1913 годом производство арматуры к 1940 году возросло в 6 раз. Коренным образом изменилась и номенклатура продукции. Преобладающее значение приобретает промышленная арматура.
Дальнейшее мирное развитие страны прервала Вторая мировая война. В 1941 году ПКК и часть производства завода «Знамя Труда» эвакуируются в Пензу. В этом же году там начал выпуск арматуры Пензенский арматурный завод. В 1942 году Благовещенский завод выпускает первую задвижку. В 1943 году законсервированный ранее завод «Знамя Труда» возобновил изготовление арматуры. В сентябре 1942 года в рабочем поселке Венюково Лопасненского района Московской области на базе механического завода № 507 решением Госкомитета обороны создается завод энергетической арматуры. Через несколько лет Венюковский завод становится крупнейшим в арматуростроении, производит арматуру на высокие параметры для тепловых электростанций. С 1976 года он стал называться Чеховским заводом энергетического машиностроения.
В 1945 году Гусь-Хрустальный завод оборудования для стекольной промышленности № 802 преобразуется в арматурный и начинает серийное производство задвижки Лудло.В Туле в 1946 году создается завод «Электропривод», вскоре ставший основным производителем современных электроприводов для арматуры.
В 1946 году ЦКБА и завод «Знамя Труда» начинают работу по созданию принципиально нового вида арматуры – арматуры для ядерных реакторов, способной длительно работать без обслуживания. Вместо сальниковых уплотнений в ней применяются совершенно новые уплотнительных элементы – сильфоны. Через два года атомная промышленность получила первую партию такой арматуры. Сначала сильфоны были сварными, несколько позже – цельнотянутыми.
13 сентября 1949 года Председатель Совета министров, первый секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин подписал постановление Совета министров от № 3810 «Об увеличении мощностей по производству промышленной арматуры». Этим постановлением Министерство машиностроения и приборостроения обязывалось провести до 1 января 1950 года проектно-изыскательские работы и составить проектные задания на строительство арматурных заводов в Армавире, Пензе и Кургане.
Уже в 1951 году начал выпуск продукции, пока на арендованных площадях, 2-й Пензенский арматурный завод (позже «Пензтяжпромарматура»), а в 1954 году – Курганский арматурный завод. Завод в Армавире построен не был.
В 50-60-е годы арматурными КБ и заводами была проведена громадная работа по разработке и освоению в производстве арматуры и приводов для атомных электростанций и корабельных установок, была создана арматура для атомного ледокола «Ленин», атомных подводных лодок. Арматура первого контура ядерных установок была поставлена заводом «Знамя Труда». Родилось целое направление по атомной арматуре. Послевоенные годы были использованы на восстановление народного хозяйства. К изготовлению арматуры и приводов подключаются предприятия, освободившиеся от изготовления оборонной продукции. В 50-х годах объем производства машиностроения, химии и нефтехимии, электроэнергетики увеличился в 4–5 раз.
Проектированием арматуры и приводов в то время, кроме ЦКБА, занимались КБ по проектированию промышленной арматуры (КБ ППА), организованное в августе 1952 года на базе Государственного союзного московского арматурного завода им. Е.Маленкова (ныне Московское ЦКБА), и отдел арматуры ГИПРОНЕФТЕМАШа под руководством Леонида Васильевича Колотилова.
КБ ППА проектировало конические и шаровые краны для систем газоснабжения и магистральных газопроводов. Им был спроектирован единственный в мире конический кран со смазкой DN 700, PN 64, освоенный Мышегским арматурным заводом (ныне Алексинский арматурный завод «Тяжпромарматура»), первые гермоклапаны для систем вентиляции, самые крупные в мире в то время шаровые краны DN 1000 и 1200 на PN 64.
Гипронефтемашем спроектированы ряды задвижек КЗЛ, ЗКЛ, ЗКС, ЗШХ, ЗКЛПЭ, кранов КПМ, КСР, КРП, КЦО, КППК, КТС, обратных клапанов ОКП, КП, КОП, предохранительных клапанов ППК, СППК, ПДРК, клапанов запорных ВУС, ВХ, ВПМ, ВПФ, и других, размещаемых на Благовещенском арматурном, Юго-Камском машиностроительном и других заводах.
Электроприводы ЭПВ, разработанные Гипронефтемашем, изготавливали Тульский «Электропривод» и завод «Ленводоприбор». Для Венюковского (Чеховского), Барнаульского и Таганрогского заводов арматуру и приводы проектировали ЦКТИ в Ленинграде, Московское отделение ЦКТИ, ВНИИНМАШ.
В 1962 году был создан Московский, а в 1964 году – Пензенский и Украинский филиалы ЦКБА. УФ ЦКБА поручили создание арматуры для космических объектов. С этой задачей арматуростроители блестяще справились. Появилось новое направление в арматуростроении – космическое. Были созданы малогабаритные агрегаты, блоки и элементы автоматики, которые успешно эксплуатировались на межпланетных станциях «Венера», «Вега», «Фобос», «Астрон», космических орбитальных станциях «Салют», «Мир», кораблях «Союз» и других.
В 1965 году арматурные заводы вошли в подчинение Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР. За 20 лет министерству удалось провести реконструкцию и техническое перевооружение 17 предприятий, построить 8 новых мощных арматурных заводов.
Для бурно развивающихся магистральных газо- и нефтепроводов создаются комплексы крупногабаритной арматуры с диаметрами до 1400 мм на давление до 80 атмосфер. Для выполнения этих программ на Алексинском арматурном заводе «Тяжпромарматура» строится комплекс цехов с обрабатывающими центрами, реконструируются вспомогательные производства. Ряд шаровых кранов для Мингазпрома изготавливает «Пензтяжпромарматура». В Казахстане в короткие сроки возводится Усть-Каменогорский арматурный завод.8 декабря 1991 года прекратил существование СССР. Получив всю полноту власти, российское руководство с первых дней 1992 года приступило к проведению экономической реформы. Второго января было объявлено о либерализации цен, что в условиях монопольного характера экономики и товарного голода привело к их многократному росту, а также к обесцениванию денег на счетах предприятий и вкладов населения в Сбербанке. Практически одновременно началась форсированная приватизация государственной собственности, во многих случаях не подкрепленная необходимыми правовыми актами. Приватизация на первом этапе не только не способствовала оживлению промышленного производства, но, напротив, привела к свертыванию целых отраслей промышленности, породила такие явления, как коррупция, отток отечественных капиталов за рубеж и другие злоупотребления.
Созданная в октябре 1990 года Всесоюзная ассоциация арматуростроителей с 1992 года стала именоваться Научно-промышленной ассоциацией арматуростроителей. Заводы, лишившись опеки со стороны государства и оказавшись в сложном финансовом положении, вошли в ассоциацию и получили возможность опереться на опыт коллег, вырабатывать общую линию по организации производства в рыночных условиях. Сбытовые структуры были рады подключиться к создающейся базе данных о потребителях и производстве, ближе познакомиться с изготовителями, установить деловые и личные контакты. Ассоциация помогла многим предприятиям наладить успешный бизнес, изучая запросы участников сообщества и предлагая соответствующие им решения.
Сферы деятельности НПАА: координация деятельности предприятий отрасли и защита их интересов в органах власти; организация работ по техническому регулированию в арматуростроении; осуществление деятельности третейского суда «Торгово промышленный арбитраж при Научно-промышленной ассоциации арматуростроителей», маркетинговые исследования и экономический анализ арматуростроения, противодействие распространению фальсифицированной арматуры и приводов, организация семинаров, конференций; организация и участие в выставках, издание отраслевого журнала; содействие в публикации научно-технической литературы по арматурной тематике.
В 1995 году уровень ВВП России снизился по сравнению с 1990 годом на 40%. Особенно ощутимым было сокращение производства в машиностроении и легкой промышленности, что обусловлено низкой конкурентоспособностью производимой ими продукции. В результате инфляции курс рубля упал в течение 5 лет (с весны 1992 до весны 1997 года) в 16 раз. Усилилась зависимость страны от международных финансовых организаций и наиболее развитых государств Запада. Углублялся экономический кризис. Вторая половина 90-х гг. характеризовалась нарастанием экономических трудностей, резким снижением жизненного уровня населения, связанного с катастрофическим падением производства, инфляцией, задержкой выплат зарплаты, пенсий и стипендий.
В 1996-1999 годах производство арматуры составляло 30% от уровня 1990 года. Менялась структура продукции – резко сократилось количество производимых чугунных клапанов, кранов и задвижек, а также наукоемкой продукции, возросло производство стальных задвижек, шаровых кранов и дисковых затворов. В 2000 году, в связи с общим подъемом экономики России, производство арматуры и приводов выросло за год на 37%, достигнув 50% к уровню 1990 года.Постепенно стальная арматура стала вытеснять чугунную. В 1999 году в России производилось 788 тысяч штук стальной арматуры и 6840 тысяч чугунной, в 2001 году соответственно 1108 и 4050. Много заводов, изготавливающих чугунную и цветную арматуру, остались на Украине и в других бывших республиках СССР. Заводы, специализированные на выпуске массовой арматуры, как правило, разорялись. Там, где были дальновидные руководители, наряду с чугунной, постепенно уходившей из производства, осваивалась стальная арматура, вместо вагранок появлялись сталеплавильные печи. В формовочном хозяйстве стали применять новые современные смолы для улучшения качества литых заготовок. Ряд предприятий приступил к изготовлению арматуры из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом.
Изготовление арматуры и приводов осуществлялось даже в самые трудные годы. Наиболее разумные руководители предприятий осваивали систему рыночных отношений, искали нестандартные решения. На базе региональных отделений Госснаба образуются акционерные общества, занимающиеся продажами, а в дальнейшем создающие собственные производственные мощности. Их средства в значительной степени помогают заводам выжить в трудные годы. Позже они приобретают контрольные пакеты акций арматурных заводов, а затем выступают инвесторами, создавая новые предприятия. В девяностые годы хорошо заработали «Арматэк», «Ярдос», «Фобос», ряд других предприятий, строится Саратовский арматурный завод.
В это время производство арматуры в России составляло около 30% от уровня последнего года существования СССР, качественно меняясь. Наряду с ростом производства стальной арматуры, обновляется ее номенклатура. Получает развитие изготовление шаровых кранов, дисковых поворотных затворов. Эта тенденция сохранилась и в новом тысячелетии. В 1990 году изготавливалось 14 тысяч стальных шаровых кранов, в 1999 – 65 тысяч. В 2013 году их было изготовлено 1,77 миллиона штук.
В 2000-е годы происходит процесс смены собственников арматурных заводов. Новые хозяева зачастую приводят свою команду – людей, далеких от арматуростроения. В результате конфликтов интересов опытные кадры уходят, а заводы теряют позиции на рынке. Так прекратил свое существование Юго-Камский машиностроительный завод, арматурное производство Бежицкого сталелитейного завода, на некоторое время ухудши- ли свое положение на рынке Георгиевский «Арзил», Чеховский завод энергетического машиностроения, чьи позиции в мировом арматуростроении были достаточно крепкими. Испытывали трудности, вызванные сменой собственников, Курганский завод «Икар», ОАО «Армагус», завод «Армалит» и другие.
Однако лучшие опытные кадры, ушедшие с действующих предприятий, остались в арматуростроении. Арматурные инвесторы воспользовались возможностью привлечь потенциал настоящих специалистов – техников и управленцев на новых предприятиях. Создается новый успешный завод «Гусар», действующий на арендуемых площадях, а ныне строящий новые собственные корпуса для расширения производства ультрасовременной арматуры. В восточном арматурном центре – Кургане заново построен завод «Курганспецарматура», способный производить уникальную даже по мировым меркам арматуру диаметром до 3,5 метров, полный комплект арматуры для атомных станций, арматуру для нефтяников и газовиков, отвечающую требованиям международных стандартов Американского института нефти. Создается НПО «Регулятор» в Ярославле. Большую пользу арматуростроению приносит деятельность крупных корпораций – «Аркор». «Саратовэнергомашкомплект», «Интерарм» и других.Все больший объем научных исследований для арматуростроения проводят государственные университеты – Санкт-Петербургские Политехнический, Технологический, Военно-механический, Иркутский, Московские Энергетический, Химического машиностроения, Нефти и газа им. Губкина, Тульский политехнический и другие. Курганский государственный университет готовит специалистов арматуростроителей. Ряд фирм проводит исследования для собственных нужд. Отечественные предприятия уверенно занимают подобающее место в международном сообществе, ни в чем не уступая признанным лидерам мирового арматуростроения.
Опубликовано в "Вестнике арматурщика" № 4 (17) 2014
Размещено в номере: "Вестник арматурщика" № 4 (17) 2014