В НПОА «Знамя труда» серийно изготавливались запорные клапаны на 16, 40 атмосфер и другие давления с жестким уплотнением для сред с высокими температурами. Производственники не любили эти заказы, т. к. обеспечить герметичность в затворах с жестким уплотнением было трудно.
Клапаны были спроектированы по традиционной заводской конструктивной схеме. Золотники шарнирно закреплялись на штоках, поэтому при каждом открытии и закрытии их уплотнительные поверхности соприкасались с кромками седел в новых точках. Конструкторы, по-видимому, не придавали значения основному правилу проектирования арматуры высокого давления – конический золотник, смяв при первом закрытии острую кромку седла, должен при последующих циклах приходить в соприкосновение с теми же точками, с которыми контактировал ранее. Если это условие не выполнялось, никакая притирка в крупносерийном производстве не могла привести к положительному результату.
Генеральный директор предприятия С. И. Косых, обеспокоенный состоянием сдачи продукции и плохими перспективами выполнения плана, направил в цех начальника научно-исследовательского отдела уплотнений ЦКБА Виктора Андреевича Соловьева. Незадолго перед этим на научно-техническом совете объединения был заслушан доклад с изложением содержания диссертации сотрудника Украинского филиала ЦКБА Давида Ароновича Мендельсона по уплотнениям клапанов. Он исследовал разные виды уплотнений и одним из наиболее эффективных определил упругое уплотнение в седле, образованное тонкостенным кольцевым выступом, которое деформировалось коническим золотником, обеспечивая надежную герметизацию соединения. Это устройство Д. А. Мендельсон назвал «обтюратор», что в приближенном переводе обозначало «обтягиватель».
Слово «обтюратор» произвело на В. А. Соловьева очень сильное впечатление. Придя в цех, он заявил заместителю начальника, что с небольшой доработкой корпуса самого плохого клапана добьется герметичности без всякой притирки. Видавший виды производственник, конечно, не поверил этому. Было заключено пари на стандартных для арматурщиков условиях. Соловьев начертил эскиз, корпус быстро доработали, собрали клапан и поставили на стенд. Клапан оказался герметичным даже при малом усилии на маховике. Удивлению изготовителей не было предела.
К сожалению, в короткие сроки не удалось создать нормативный документ по методам расчета и конструктивным особенностям обтюраторного уплотнения, завод старался принимать заказы на клапаны с фторопластовыми уплотнениями, а позже начался крутой перелом в жизни страны, и хорошая идея была забыта.