Накануне Агентство нефтегазовой информации взяло интервью у вице-президента Союза производителей нефтегазового оборудования Александра Романихина. В беседе он рассказал о перспективах развития различных отраслей отечественной промышленности, о роли государства в этом процессе, высказал мнение об импортозамещении и многое другое.
О работе Фонда развития промышленности, субсидирующего импортозамещающие проекты:
«Идея правильная. Но без минусов не обходится. Так, определяет, кому выделить деньги, экспертный совет. В составе которого нет ни одного специалиста нефтегазового комплекса! На мой взгляд, решать, какому предприятию давать средства на производство нефтегазового оборудования, должны потребители — нефтяники и газовики. Им ведь потом использовать эти технологии и технику, а не представителям «Деловой России» или РСПП».
О роли государства в поддержке нефтегазового машиностроения:
«Целесообразно субсидировать закупку нефтяниками и газовиками нового передового отечественного оборудования. На первом этапе, до запуска серийного производства, российское оборудование может быть дороже иностранного. Госбюджет должен также помогать создавать и совершенствовать испытательные полигоны для их использования разными предприятиями».
О работе Минпромторга в сфере импортозамещения в нефтегазовом комплексе:
«Не готов оценивать деятельность федерального органа исполнительной власти, тем более что руководитель Минпромторга России Денис Мантуров возглавляет наблюдательный совет нашего Союза. Могу сказать только, что в целом, по моим ощущениям, в сфере импортозамещения в нефтегазовом комплексе пиара и разговоров значительно больше, чем дела. Причем делают что-то конкретное нефтегазовые компании и заводы, которым от «координатора», смутно представляющего отраслевые технологии и технику, пользы мало. Есть ощущение, что из импортозамещения пытаются сделать кормушку. К сожалению, вокруг этой темы крутится много случайных людей».
Об оценке работы по импортозамещению в нефтегазовом комплексе:
«Надо брать крупнейшие инвестиционные проекты, например, «Ямал СПГ» или «Амурский ГПЗ», и анализировать, сколько технологического оборудования из России используется для их реализации. Вот это нужно делать, а не вкладывать бюджетные деньги во всякие АИС «Импортозамещение». Значительная часть того, что замещено, сделано на деньги и по инициативе самих нефтегазовых компаний, как это было и в 90-е годы. Тогда нам надо было восполнить потребность в нефтегазовом оборудовании, которое до этого производилось в Азербайджане и на Украине. Не надо обюрокрачивать процессы. Порядок выделения государственных денег на импортозамещение должны курировать потребители, а не чиновники и функционеры. В конце концов, работать на этом оборудовании нефтяникам и газовикам, а не чиновникам, которые в большинстве своем весьма слабо во всем этом разбираются».
О путях защиты российского рынка от экспансии иностранного нефтегазового оборудования:
«Самые масштабные закупки — в сфере нефтегазопереработки. Почему? Да потому, что закупаются иностранные лицензии и уже лицензиар начинает диктовать условия. Так что пока в России не начнут использовать собственные технологии, не будет своих UOP, CB&I, KBR, Amec, нам остается наблюдать масштабные закупки технологического оборудования…Кстати, американцы защищают свой рынок не с помощью таможни, а путем введения стандартов. Они касаются и технологии изготовления, и комплектующих, и материалов… Разработкой и продажей стандартов занимается Американский нефтяной институт — обычная ассоциация, но весьма авторитетная. Именно API и собирает статистическую информацию о нефтяной промышленности, публикует отраслевую статистику, финансирует и организует проведение необходимых исследований, осуществляет обучение. Не государство все это делает, не ФГБУ «РЭА» или кто-то еще, а сами нефтяники. Несмотря на то, что бюджет США на порядок больше российского, там делает многое бизнес, а у нас пытаются вопросы решать расширением бюрократических структур, занятых освоением бюджетных средств. Попытки создать Российский нефтяной институт, по аналогии с API, пока не увенчались успехом. Да, создаются многочисленные «национальные» институты, палаты, ассоциации, форумы, объединения, но национальные они по названию, а не по сути. Одни пытаются банально «хапнуть» из госбюджета, а другие пытаются сразу получить властные полномочия, чтобы чем-то «рулить», что-то разрешать, согласовывать, кого-то допускать, аккредитовывать, сертифицировать, контролировать… Все же авторитетные ассоциации в большинстве стран мира идут по другому пути».
Справка:
Александр Владимирович Романихин — вице-президент Союза производителей нефтегазового оборудования (1998-2015), член президиума Российского Союза товаропроизводителей. член комитета по ТЭК ТПП России, член Союза журналистов России с 1993 года. Родился 4 сентября 1964 года в Грозном, в 1983 году окончил Институт нефти и газа по специальности «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов». В 1990 году окончил Институт народного хозяйства имени Г.В. Плеханова по специальности «Маркетинг».
С 1983 по 1986 год – инженер, научный сотрудник НИИ нефтяного машиностроения.
С 1986 по 1992 – заместитель директора рекламного агентства «АСКО».
С 1992 по 1994 год – директор АООТ «Темп».
С 1994 по 1996 год – директор ОАО «Союзнефтемаш».
С 1996 по 1998 год – директор ФГУП «Тяжмашкомплект».