Armtorg: Здравствуйте, Роман Александрович! Рады вас приветствовать на Арматуростроительном Форуме! Как вы, с точки зрения специалиста, можете охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в российском арматуростроении? Что вы думаете об импортозамещении?
Р. К.: Общий уровень отрасли сегодня довольно высокий. Проблемы, которые есть в арматуростроении, всем известны. Что касается импортозамещения ― это огромная тема, которой занимаются многие. Хотя особого развития я здесь не вижу: те краны, которые выпускались много лет назад, выпускаются и до сих пор. Меня волнует то, что мы всегда отстаем от Европы. Посмотрите каталоги ведущих фирм ― там такая масса изделий и исполнений, что удивляешься: где они находят время для разработки всего этого? Я работал с Италией, Германией, Израилем и понял, что мы отстаем именно в разработке новых наукоемких подходов. Почему? Потому что мы занимаемся зарабатыванием денег. У нас все нацелены на получение прибыли. Оторвать людей от этого занятия в пользу нового проектирования становится очень трудно. Например, мы организовываем специальный отдел, который должен заниматься проектированием, потом оказывается, что не хватает людей для оформления заказов, мы снимаем их на заказы и получается, что новыми разработками они занимаются очень мало. Возможно, программа импортозамещения и подтолкнет к каким-то действиям. Если люди раньше нас о чем-то додумались, где-то ушли вперед ― мы тоже можем это освоить, мы не глупее, не хуже. Если мы признаем, что где-то сделали оборудование лучше нашего ― самое время разработать что-то подобное или позаимствовать технологию. Наша компания ведет переговоры с зарубежными производителями о передаче документации, чтобы делать ту арматуру, которая здесь востребована. Я понимаю, насколько это сложно ― все-таки мы не благотворительностью занимаемся, а бизнесом. Нужно выбирать направление, которое будет пользоваться спросом. И в этом отношении «Газпром» сделал за нас половину работы. Опубликован перечень той импортной арматуры, которая востребована в России и предлагается к импортозамещению. У нас в компании обратили на это внимание, проанализировали и поняли, что мы можем договориться о передаче технологий и чертежей наиболее востребованной арматуры, что-то сделать самостоятельно и начать производство в России. Мне кажется, как раз программа импортозамещения должна дать стимул к деятельности. Сейчас как раз то время, когда нужно обновить ассортимент и прийти к высокотехнологичным изделиям.
Armrtorg: И с какими же проблемами могут столкнуться арматуростроители на этом пути?
Р. К.: Главная проблема всегда была и будет ― обеспечение герметичности арматуры. Может быть, дело в рабочих средах. По работе с зарубежными партнерами я понял, что у них среды чище, для них достаточно самого обычного крана. У нас среды неподготовленные. Взять, например, подземное хранение газа. Там и песок, и камни, арматура не выдерживает. Поэтому главные требования к арматуре на сегодня ― хорошие уплотнения, износостойкие, прочные, с большим ресурсом работы. Я предпочитаю эластомер.
Armrtorg: Разве уплотнение «металл по металлу» не решает проблему?
Р. К.: Это особая отрасль. Вот возьмите опросные листы «Газпрома». Им нужен «металл по металлу» с герметичностью класса «А». Потом посмотрите нормативную документацию: класса «А» для уплотнений «металл по металлу» нет ни в России, ни на Западе. Ни в правилах безопасности, ни в новых ГОСТах, ни в API 6D нет класса «А». Этот класс предполагает нулевую протечку, отсутствие задиров. А ведь если пылинка попадает между двумя металлическими частями, ее сразу не удалишь. Разумеется, на момент испытания и сдачи арматура имеет идеальную герметичность, а на объекте ― уже не факт. Ну и, разумеется, точность изготовления должна быть очень высокой, твердость подложки не менее 300 единиц (это по нынешним требованиям «Транснефти»).
На прошедшей конференции один из докладчиков долго рассказывал о покрытиях, хвалил их, а в конце заявил, что они не абразивостойкие. Спрашивается, зачем они тогда вообще нужны? На тех же испытаниях на саратовском полигоне мы специально сыпем и песок, и обрывки электродов.Какие материалы сейчас используются в уплотнениях «металл по металлу»? Карбид вольфрама, у итальянцев есть опыт с карбидом кремния. Правда, мы испытывали такие образцы в Оренбурге, и они не прошли испытаний. Поэтому к металлическим уплотнениям я пока отношусь настороженно. Повторюсь ― по моему мнению, герметичны они лишь на момент приемо-сдаточных испытаний. Тот же сварочный грат настолько тверд, что поцарапает любое уплотнение. Эластомер эти царапины перекрывает и все работает. Хотя, конечно, в случае с металлом износ меньше. Делают также двойное уплотнение ― и мягкое, и металлическое. Давно и очень успешно их применяет немецкая фирма RMA. Кстати, они сейчас тоже работают по программе импортозамещения, построили в Алабуге завод, и теперь наша компания «Норрексим Рус» ― эксклюзивный продавец российского предприятия «RMA Рус».
Armrtorg: Кстати, как вы вообще относитесь к тому, что создаются совместные предприятия с зарубежным уставным капиталом и их называют российскими?
Р. К.: Насчет капитала ничего сказать не могу ― финансами я никогда не занимался, но в СП работал. В 1991 году было создано совместное предприятие «Камеронволгомаш» (самарский завод «Нефтемаш» и Cameron). Я работал там со дня открытия. Сама по себе форма СП хороша, но я знаю одно: те предприятия, где более 50 % уставного капитала принадлежало западной фирме ― работают, а все те, где контрольный пакет был российский ― развалились. Вот такой жизненный факт. Конечно, я субъективен и, возможно, многого не знаю. С точки зрения техники ― да, это западный опыт, технологии, чертежи, это хороший вариант, чтобы продвигать в России изделия, которые давно зарекомендовали себя на западе.
Armrtorg: Насколько я знаю, ваша компания планирует открытие завода. Расскажите о проекте подробнее.
Р. К.: Компания «Норрексим Рус» занимается дистрибьюцией оборудования, в том числе и зарубежных производителей. В какой-то момент пришло понимание, что нужно открывать свое производство. Завод будет располагаться в Московской области. Закупается хорошее специализированное оборудование, идет набор специалистов. Это будет не банальное зарабатывание денег ― наше руководство понимает, что надо выходить на новый уровень. Тем более что компания всегда продавала качественное оборудование, и производить свою продукцию уровнем ниже не хочется. Это будут краны
высокого класса.
Armrtorg: Каков ваш прогноз на 2015 год? Нужно ли опасаться кризиса?
Р. К.: Думаю, если «Газпром» будет строить трубопроводы, которые запланировал, если «Транснефть» будет вести свои проекты ― отрасль будет развиваться. Все заинтересованы в том, чтобы работать и зарабатывать, приобретать новое оборудование, осваивать новую продукцию. Все зависит от заказчиков. Мы же не самодостаточны, не можем делать краны сами для себя. Газпромовские проекты очень всех взбодрили. Если подобные проекты будут еще, то в этом году отрасли ничего не грозит.
Armrtorg: Спасибо за беседу! Было очень интересно услышать ваше мнение. Что вы сегодня пожелаете клиентам, коллегам, читателям?
Р. К.: Читателям Armtorg и «Вестника арматурщика» я желаю всегда одного: больше читать специальную литературу, учиться и развиваться, потому что просто так ходить на работу нельзя. Желаю всем здоровья, и пусть работа всегда приносит только удовольствие!
Опубликовано в "Вестнике арматурщика" № 5 (25) 2015
Размещено в номере: "Вестник арматурщика" № 5 (25) 2015