Armtorg: Здравствуйте, Сергей Юрьевич! Рады побывать на вашем предприятии «Кварк». Расскажите, с чего начиналась ваша работа, что подтолкнуло создавать именно редукторы?
С.Б.: Здравствуйте, Игорь! Наше предприятие формировалось, скажем так, от простого к сложному. Начали мы, естественно, с реализации арматуры, так как в городе Кургане очень много заводов, и в то время за такую работу не брался только ленивый. Занимаясь поставками, мы мало-помалу начали понимать, что на одной торговле далеко не уедешь. У нас тогда был еще один партнер – Борис Александрович Суханов, который и предложил идею создать производственное предприятие. Тогда такие крупные предприятия, как «Икар», «Корвет» и другие старались сворачивать «лишние» линейки, которые мешают производству арматуры. И нам удалось, как говорится, оказаться в нужное время в нужном месте. В поле зрения попал именно привод для управления запорной арматурой. Мы взяли за основу и сравнили приводы, которые изготавливал «Икар», Пензенский арматурный завод, «Корвет». Суммировали свои наблюдения, оптимизировали конструкцию и начали производить привод. В начале при изготовлении приводов мы воспользовались для комплектации некоторых узлов готовыми деталями автопрома, что сократило время производственного цикла. Дальше – больше, мы начали развиваться: новые приводы, новые пары, специальные разработки. Выпустили новую линейку приводов. На «Икаре» проводили много испытаний – на долговечность, на ресурс, на прочность. В итоге, на данный момент мы – одно из узнаваемых предприятий в сфере арматуры и ручных приводов.
Затем мы разработали полную линейку многооборотных приводов, закрыли спрос по всем типам. Развиваем линейку четвертьоборотных приводов. Они предназначены в основном для шаровых кранов и крупных затворов, где требуется небольшой угол поворота. Основные наши конкуренты сейчас – зарубежные компании: Rotork, AUMA, Mastergear и т. д. Сейчас, на волне импортозамещения, у нас есть преимущество перед ними.
Конечно, существуют разные проблемы и нюансы в изготовлении приводов. Не всегда получается дешевле. В основном те предприятия, которые сейчас работают с нами, привыкли к импортным приводам – тут играют роль и масса, и габариты, и открывающие моменты, и даже эстетическая составляющая. К этому мы тоже стремимся, осваиваем новые подходы. В соответствии с технологиями, которые мы обычно применяли, привод всегда получается тяжелее, мощнее, ведь при расчетах заложены 5- или 10-кратные прочностные характеристики.
Armtorg: Мы не раз посещали ваше предприятие и знаем, что у вас налажено полноценное производство, начиная от заготовительного. Почему вы в свое время не стали работать по аутсорсингу, возить комплектующие из Китая?
С.Б.: Мы изначально с настороженностью относились к недорогому Китаю. Решили, что сами сможем себя всем обеспечить. Искали российских поставщиков здесь – конечно, это было проблематично. Качество литья страдало по всей стране, хотя сейчас ситуация понемногу исправляется. Например, мы работаем с компанией «Чебоксарский завод силовых агрегатов» – это наш основной поставщик корпусов и дополнительных изделий для определенного вида приводов. В то же время мы сотрудничаем с ООО «АРКО» (г. Набережные Челны), потому что там качество литья лучше, хотя территориально поставщик расположен дальше. Сейчас в целях облегчения привода мы хотим перейти на алюминиевый сплав, который к тому же позволяет работать при низких температурах. Но экономическая ситуация в стране сильно мешает. Да, кто то в свое время ушел в Китай, а ведь это убивает отечественную промышленность.
Armtorg: Что же вас от этого удержало?
С.Б.: Скорее всего, вера в силу своего предприятия и понимание, что сотрудничество с Азией все равно выйдет боком. Почему их продукция дешевая? Да потому, что сделана неизвестно из чего. Чудес не бывает. Приведу пример. В свое время, еще работая с «Икаром», мы поставляли туда свои приводы. После поставки очередной партии товара нам звонят и говорят, что в процессе перевозки опирали изделия на штурвал, и у них отломились ведущие валы. Как может обломиться автопромовская сталь? Ее можно согнуть, но не сломать. Приехали, стали изучать проблему. И правда, слом – красивый, ровный, искрящийся. Оказалось, что приводы не наши – сделаны в Китае «под нас». Мы даже точно узнали название фирмы. Из чего же были сделаны ведущие валы, что они сломались при перевозке? Зато, наверное, было дешево. После этого случая «Икар» к нам претензий не имел.
Кстати, за время своей работы мы выпустили на рынок уже около 60 тысяч приводов. И у нас не было, по большому счету, ни одной рекламации, ни одной претензии. Только по подделкам.
Armtorg: Ощущается ли сейчас государственная поддержка промышленности? Видите ли вы перспективы в создании Курганского территориально-отраслевого комплекса?С.Б.:
Арматуростроительный кластер для Кургана – правильная тема. Здесь достаточно предприятий, которые занимаются производством арматуры и приводов. Есть и у нас конкуренты в Кургане – правда, не знаю, как они себя чувствуют в кризис. В одиночку предприятию тяжело пробиваться, а кластер позволит выработать общие методы, облегчить проникновение в наши монополии. Это и помощь в производстве, в разработках – сейчас создается центр по испытаниям арматуры. Ведь чтобы попасть в списки того же «Газпрома» или «Транснефти», надо пройти их центры испытаний. А если у нас будет свой, не хуже – почему бы нет? К тому же, можно будет делать это здесь, в Кургане, а не в Саратове. Думаю, планы КТОК этим не ограничатся. Мы тоже хотим принять в этом участие, войти в кластер с собственным конкретным предложением.Хотелось бы надеяться, что объединение поможет в работе на рынке, что будет легче общаться с конечными потребителями. Возможно, стоит выработать какой то единый механизм для продвижения продукции. Если компания входит в КТОК, то ее продукция в первую очередь должна рассматриваться другими компаниями-участниками. В рамках таких структур очень важно налаживать внутреннее сотрудничество, иначе зачем объединяться?
Armtorg: Какие планы на 2016 год в вашем нелегком деле – российском производстве?
С.Б.: Соглашусь с вами: производить продукцию в России сложно во всех отношениях, но другого варианта у нас нет. Жизнь покажет, что будет дальше. Работа есть, до определенного периода мы загружены заказами. Только хотелось бы, чтобы финансовая ситуация в стране как то разрешалась, по крайней мере, на нашем уровне. Дебиторская задолженность растет, заказчики требуют отсрочки платежей за поставленную продукцию. А в остальном все хорошо.
Сейчас мы хотим «добить» линейку импортозамещающих приводов, чтобы полностью закрыть любой запрос потребителя, но проблема в нехватке финансирования, с кредитами и инвесторами сложно. Все сократили планы и ждут, что будет дальше. Мы надеемся на лучшее, продолжаем конструкторские разработки и надеемся, что предприятия, где востребован российский четвертьоборотный привод, повернутся к нам лицом.
Опубликовано в "Вестнике арматуростроителя" №4 (32), 2016
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя» № 4 (32) 2016