Сургутская ГРЭС-2 ― самый крупный производитель электроэнергии в России. Это вторая по мощности (5597 МВт) и по годовой генерации тепловая электростанция в мире (первая ― Тайчжунская ГРЭС на Тайване, установленная мощность которой ― 5780 МВт). Шесть энергоблоков по 800 МВт каждый были введены в эксплуатацию в 1985–1988 г. С 2006 года Сургутская ГРЭС-2 входит в состав ОАО «Э. ОН Россия» как один из пяти филиалов. В 2008–2011 гг. на станции была реализована инвестиционная программа: введены в эксплуатацию два парогазовых энергоблока № 7 и 8, по 400 МВт каждый, что дало станции дополнительную суммарную прибавку мощности в 800 МВт. Энергоблоки имеют высокий электрический КПД ― 51–58 %.
ГРЭС-2 работает на природном газе ― 95 % и попутном нефтяном газе ― 5 %. Трубы электростанции имеют длину 270 метров. Третья из них была запущена в эксплуатацию в 2014 году. На нее выведен 6 энергоблок. С начала эксплуатации Сургутская ГРЭС-2 выработала 926 895 258 млн кВт∙ч электроэнергии. Рекорд был поставлен в 2012 году, когда станция выработала почти 40 млрд кВт∙ч.
Armtorg: Здравствуйте, Юрий Теодорович! Начнем с конкретного вопроса ― сколько единиц арматуры приходится на один блок 800 мегаватт?
Ю. С.: В среднем на блок 800 МВт приходится порядка трех тысяч единиц арматуры. Если же считать всю арматуру, включая вспомогательное оборудование в производственной цепочке, то можно насчитать порядка 9 тысяч единиц арматуры, которую необходимо поддерживать в действующем состоянии для работы энергоблока.
Armtorg: Чем занимается Цех централизованного ремонта? С какими целями он был создан?
Ю. С.: ЦЦР занимается поддержанием работоспособности практически всего многообразного оборудования станции. За создание ЦЦР хочется выразить благодарность руководителям Сургутской ГРЭС-2, директору и главному инженеру, которые выступали за то, что станции нужна своя ремонтная служба, и сумели это доказать вышестоящему руководству. Дело в том, что без собственных ремонтников станция несет большие затраты на подрядчиков, при этом качество обслуживания оборудования и ремонта у них может, мягко говоря, хромать. Что ни говори, а к своему собственному всегда относишься внимательнее ― в своем доме плохо не сделаешь. Хотя мы в любом случае контролируем подрядные организации, когда они выполняют те или иные работы у нас на станции, и оказываем им необходимую помощь.
Armtorg: Как осуществляется контроль качества оборудования на ГРЭС-2?
Ю. С.: На станции существует отдел подготовки и проведения ремонта, его инженеры всегда присутствуют при дефектовке оборудования и на контрольных точках сборки. Сборка проверяется не только ими, но и инженерно-техническими работниками самого ЦЦР. На основании проверок, актов дефектовки и перечня выполненных работ проводится анализ, составляется план на следующий год по приобретению запчастей и оборудования, по объему работ, намеченных на будущее. Этот учет ведется на очень серьезном уровне.
Armtorg: Ощутили ли вы в своей работе результаты импортозамещения?
Ю. С.: Конечно, и я очень этим доволен. Продукция импортного производства не всегда так хороша, как ее презентуют менеджеры и продавцы, в том числе на совместных предприятиях. Основной минус ― европейская продукция не обладает тем запасом прочности, который был у советских и есть у российских изделий. Ремонтопригодность у импортных изделий очень низкая. Расходные материалы можно использовать только фирменные, вплоть до смазки. Каждый производитель требует свое, нет никакой унификации, и часто цена запчастей составляет едва ли не две трети от цены готового изделия. Плюс большие сроки поставок, долгие таможенные процедуры, риск вообще ничего не получить в нынешней политической обстановке. Нет, я не против хороших импортных изделий, но могу сказать, что наши ничем не хуже, а по многим параметрам даже лучше.Armtorg: Готов ли российский производитель полностью заместить импортную продукцию?
Ю. С.: По регулирующей арматуре ― думаю, нет. По предохранительной на высокие параметры, а также по запорной арматуре ― да. Но такую качественную арматуру может производить только Чеховский «Энергомаш» и еще максимум 1–2 российских производителя. К сожалению, больше я пока не видел достойных изделий. Хотя, может быть, я просто слабо знаком с рынком.
Armtorg: Часто ли на станции выходит из строя арматура?
Ю. С.: Чересчур серьезных поломок обычно не бывает. Порой возникают незначительные дефекты, которые устраняются во время технического обслуживания.
Armtorg: А вы довольны квалификацией персонала, который занимается устранением таких дефектов?
Ю. С.: Как сказать? Старые кадры уходят, а на обучение новых необходимо время. Чтобы подготовить хорошего арматурщика, нужно два года. Ведь к нам сейчас по данному направлению приходят не готовые специалисты, а ребята после армии, с 11 классами образования и тягой к технике. Мы их у себя воспитываем, посылаем на курсы, в общем, занимаемся их обучением сами, а не ждем какой-то особой помощи от государства. Та система профтехучилищ, которая в советские времена обеспечивала заводы рабочими руками, по разным причинам разрушена, а то, что создано на ее обломках, пока должного эффекта не дает. Всюду требуются рабочие руки, но молодежь занимать эти вакансии на предприятиях не торопится. Да и имеет ли она соответствующее образование? Желание? Сомневаюсь.
Armtorg: На ваш взгляд, нужны ли российским генерирующим компаниям цеха, подобные вашему ЦЦР?
Ю.С.: Тем, у кого нет собственной ремонтной службы, обязательно следует создать ее. По западному принципу, с сервисными компаниями, работать не получится. В России совсем другое оборудование, другие подходы к работе и менталитет. Без ремонтников станция жить долго не сможет. Ремонтник ― это «доктор» для оборудования, а хороший доктор должен постоянно учиться. Раньше на многих станциях была своя механическая обработка. Мы ее тоже начинаем возрождать на базе цеха централизованного ремонта, закупаем станки. За это спасибо, опять же, руководству станции. Главный инженер И. И. Скосарь у нас, кстати, тоже бывший ремонтник. Думаю, через год-два все будет налажено, и мы будем делать полноценный заводской ремонт. На многих станциях есть парки токарного оборудования, но они заброшены либо распродаются. А можно ведь просто оставить их для ремонтных служб. Когда-то на нашей станции был даже кузнечный молот, делали свои поковки.Armtorg: Сталкивались ли в 2015 году с задержками поставок арматуры или ухудшением ее качества?
Ю. С.: У нас задержек нет. Замечательно работают службы закупок. Наши партнеры в этом году не просрочили ни одной поставки, а компания рассчиталась с ними согласно заключенным договорам. Хотелось бы, чтобы так было и впредь.
Armtorg: Что бы вы хотели пожелать коллегам в новом году?
Ю. С.: Желаю всем крепкого здоровья и понимания в семье. Женой энергетика быть трудно, кто знает ― тот поймет. А что касается работы ― постоянно учите материальную часть, поднимайте российскую энергетику на былые высоты! Условия и возможности для этого есть.
Опубликовано в «Вестнике арматурщика» № 8 (28) 2015