Дорогие друзья, постоянно стремясь сделать наш журнал еще чуточку интереснее, из номера в номер мы предлагаем вашему вниманию компании, которые заслуживают отдельного интереса, выделяясь своими уникальными и во многом гениальными и технологичными разработками в области трубопроводной арматуры.
В представленном интервью мы познакомим вас с компанией, которая смогла расширить возможности шаровых кранов, по сути, доведя применение шаровой арматуры до совершенства! Речь пойдет о компании Hartmann Valves & Wellheads, производящей арматуру. Название компании отражает ее специфику и говорит само за себя: от англ. valves и wellheads – клапаны и устьевое оборудование. Но это не совсем обычная арматура в привычном понимании. Главной особенностью этого оборудования, работающего на сильно загрязненной и агрессивной среде, достигающей давления несколько сотен атмосфер, является шаровый кран.
Нашим собеседником станет человек, который является потомственным арматуростроителем в третьем поколении, вся его жизнь посвящена любимому делу – производству трубопроводной арматуры. Управляющий директор Hartmann Valves & Wellheads Вернер Хартманн вместе с братьями управляет компанией, которая входит в число ведущих производителей шаровых кранов, кранов для применения в фонтанном и устьевом оборудовании для скважин.
Сегодня в эксклюзивном интервью Вернер Хартманн расскажет об истории и деятельности компании, ее разработках и решениях, и пояснит, почему в компании отказались от применения традиционной задвижки и решили использовать шаровый кран с уплотнением металл по металлу в одном из опаснейших и ответственных видов эксплуатации трубопроводной арматуры – в нефтегазовом комплексе.
Отметим, что это интервью в очередной раз демонстрирует и доказывает тот факт, что шаровый кран – это уникальная инновационная конструкция, которая находится в постоянном и непрерывном развитии, безостановочно эволюционирует и способна заменять собой многое.
«В.А.»: Здравствуйте, господин Хартманн. Очень рады Вас видеть! Спасибо за оказанный прием и знакомство с вашим производством. Расскажите для начала о компании Hartmann Valves & Wellheads, ее истории.
В.Х.: Со своей стороны хотим поблагодарить вас за приезд, за ваше стремление рассказать про нашу компанию и даже снять о ней фильм. Я представитель компании HARTMANN VALVES в третьем поколении. У истоков компании стоял еще мой дед. Начал он свою деятельность с конструирования первого шарового крана. С течением времени все последующие поколения развивали и совершенствовали эту конструкцию. На сегодняшний день мы достигли высоких показателей применения шарового крана при высоких давлениях и высоких температурах, в высокоабразивных и коррозионных средах. Также мы начали использовать шаровый кран в фонтанной арматуре по стандарту API, и успешно развиваемся по настоящий момент, увеличивая свое присутствие в России и странах СНГ.
«В.А.»: Расскажите об основной философии компании. Какие основные продукты вы выпускаете на сегодняшний день?
В.Х.: Основная философия компании заключается в том, что мы концентрируемся на выпуске не массовой, а конкретно приспособленной под потребности заказчика продукции. Мы работаем с заказчиком, а заказчик работает с нами. Он доводит до нас суть проблемы, с которой вынужден сталкиваться при использовании шарового крана, а мы помогаем эту проблему решить. Мы конструируем шаровый кран для высоких давлений и высоких температур, грязных сред. Наша система металлического уплотнения шарового затвора обеспечивает максимально долгий срок эксплуатации.
«В.А.»: Когда мы прогуливались по производственной площадке Hartmann Valves & Wellheads, у нас возникло множество вопросов. Хотелось бы задать самый важный: почему вы применяете именно уплотнение металл по металлу? Ведь сегодня огромная часть производителей шаровой арматуры ориентируется прежде всего на «мягкие уплотнения», ведь это массовый продукт. Мы понимаем, что вы производите эксклюзивные инженерные решения, но ведь это достаточно тернистый путь – создать такое уплотнение (металл по металлу), которое будет соответствовать практически всем условиям эксплуатации и нормам герметичности при столь агрессивных условиях, как, например, солевые растворы с содержанием 33 %.
В.Х.: Переход на чисто металлические уплотнения шарового затвора был продиктован условиями эксплуатации и временем. Производство и добыча нефти и газа в нашем регионе сопровождается сильным загрязнением рабочей среды (песком, парафином и другими частицами твердой фазы), что в свою очередь приводит к быстрому износу «мягких уплотнений», поскольку давление нарастает. Раньше работы проводились при низких давлениях, но со временем бурение становилось глубже, давления повышались, и «мягкие уплотнения» начали стремительно изнашиваться.
Таким образом, было решено разработать систему металлического уплотнения шарового затвора именно для такого рода условий. Это позволяет значительно (чрезвычайно значительно!) увеличить срок эксплуатации шарового крана без ремонта. Это достаточно долговечная конструкция. Безусловно, эта технология изготовления обходится производителю значительно дороже, и для заказчика такая арматура не будет дешевой. Но в этом и заключается наше партнёрство с заказчиком, который доверяет нам и осознает, что, потратив чуть больше денег на приобретение такого шарового крана, в будущем в процессе эксплуатации он сэкономит значительно больше средств за счет исключения простоев.
«В.А.»: Инжиниринговые разработки – это одна из сильных сторон компании Hartmann Valves & Wellheads. Как изготовитель вы можете работать по техническому заданию заказчика и осуществлять любые его пожелания. Расскажите поподробнее об этом направлении деятельности вашей компании. Какие плоды реализации вы можете предложить своему заказчику уже сейчас?
В.Х.: Поскольку мы выпускаем все-таки индивидуальную продукцию, каждый последующий продукт обязательно отличается от предыдущего. Это могут быть другие фланцы, другая композиция материалов, другая конфигурация. Например, сегодня вам представлен шаровый кран с расположенной сверху крестовиной, в следующий раз вы увидите все это объединенным в один блок. Таким образом, в каждом новом проекте происходит некое изменение конструкции (или создание новой в связи с пожеланиями заказчика). Наши инженеры постоянно озабочены созданием новинок.
На сегодняшний день нам не известны другие производители, которым удалось бы объединить производство устьевого оборудования (колонных головок) и шаровых кранов (которые разработаны для того, чтобы полностью заменить шиберную задвижку) по стандарту API 6А.
«В.А.»: Самым главным откровением при посещении завода Hartmann Valves & Wellheads для нашей команды стал тот факт, что сотрудники предприятия придумали и реализовали проект эксплуатации шарового крана металл по металлу в устьевом оборудовании, в оборудовании для добычи. В этом можно убедиться, приехав на ПХГ (подземное хранилище газа – прим. ред.), и своими глазами увидеть, как в реальных условиях эксплуатируется трубопроводная арматура Hartmann. Как вам пришла идея использовать шаровый кран в столь сложном и действительно трудоёмком процессе, как добыча? Почему вы не пошли по пути использования шиберной задвижки? В чем заключается главная особенность применения шарового крана?
В.Х.: Естественная тенденция развития конструкций фонтанных арматур в газовых хранилищах осуществлялась по пути увеличения проходного диаметра в стволовой части фонтанной арматуры. При некоторых параметрах (большие размеры, вертикально построенное расположение, высокие давления) шиберная задвижка оказалась уже не в состоянии обеспечить герметичность, в то время как требования по герметичности на газовых хозяйствах существенно возросли. Вот тогда-то и возникло решение применить шаровый кран, потому что в сложившихся условиях он мог удовлетворить все появившиеся требования (в том числе и по диаметральному ряду, и по показателям давления). Существует два основных принципиальных отличия между шиберной задвижкой и шаровым краном. Основная разница заключается в технических показателях. Если речь заходит о шиберной задвижке размером в 10 дюймов, то важно понимать, что ее вес достаточно велик, необходимо давление скважин, которое будет прижимать ее к верхнему седлу, чего не требуется в шаровом кране (т. к. у него работают седла).
И второе принципиальное отличие: шиберная задвижка должна регулярно смазываться. Осадок, твердая фаза, песок, которые идут из скважины, попадают в задвижку и оседают в ее полости, что в дальнейшем приводит к сложностям ее закрытия. Чтобы этого не происходило, полость задвижки необходимо постоянно заполнять смазкой, причем это не однократный процесс. Соответственно, необходим дополнительный персонал для обслуживания задвижек и смазывания их на месторождении. В этом смысле шаровый кран работает «на сухую», ему смазка не требуется. Таким образом, при использовании шарового крана производитель работ экономит существенные средства на той услуге (смазка задвижки), которая ему становится не нужна.
«В.А.»: Какие сегодня ставятся задачи по развитию новых продуктов в Hartmann Valves & Wellheads? Чего ожидать потребителю в плане развития новых конструктивов, которые вы, возможно, скоро представите?
В.Х.: Сегодня мы работаем совместно с проектантами газохранилищ, перед которыми стоят серьезные задачи по интеграции различных измерительных приборов, которые проходят через колонную головку, и эти линии должны обязательно быть герметичны. Мы вместе с ними разрабатываем интегрированные системные измерения, в т. ч. термальное расширение обсадной колонны.
«В.А.»: Конечный потребитель – это человек, который постоянно желает невыполнимого, неких новых прорывов и достижений конструктивов. Что еще принципиально нового вы можете предложить конечным потребителям?
В.Х.: В связи с современным развитием технологий возобновляемых видов энергии у нас намечено множество проектов. Например, глубинная геотермия, когда копают скважины глубиной 3-4 км (по глубине это уже класс нефтяных и газовых скважин). Объектом продукции геотермии является термальная горячая вода, которая очень сильно минерализована, что в свою очередь вносит серьезные требования к композиции тех материалов запорной арматуры, которые работают в контакте с этой средой. В настоящий момент мы занимаемся этой темой.
Также для нас представляет интерес тот факт, что соляные каверны (их используют для хранения нефти, газа или нефтепродуктов) могут применяться для хранения, например, водорода. Приведу пример. Соляные каверны устанавливают там, где стоят ветряные парки, производящие электроэнергию, которая в настоящий момент не может быть востребована. Она используется для того, чтобы расщеплять воду на водород и кислород. Водород и кислород также закачивают в каверны и хранят в них до тех пор, пока снова не понадобится сделать из них воду и получить энергию. Это одна из тем накапливания энергии не просто в электрическом аккумуляторе, а за счет реакции. Хранение таких газов, как водород в каверне в больших объемах и под большим давлением тоже вносит свои коррективы в те требования, которые будут применяться к запорной арматуре.
«В.А.»: В настоящее время эти потрясающие и удивительные технологии в России почему-то не применяются.
В.Х.: Всему свое время. Многое находится еще в стадии опробования и пока не является рентабельным. Это только первые попытки.
«В.А.»: Спасибо большое за интересную беседу! В нашем журнале мы стараемся объединять мнения практически всех арматуростроителей (причем не только российских, но и зарубежных) и обсуждаем интересные и технологичные разработки компаний-производителей, делаем анализ и стараемся рассказать насколько сложна, важна и интересна наша отрасль арматуростроения.
Господин Хартманн, как Вы, арматуростроитель в третьем поколении, представляете будущее арматуростроения? В какую сторону, по Вашему мнению, сместится вектор развития?
В.Х.: По моему мнению, в последнее время возрастают требования в связи с развитием тренда возобновляемой энергии, а также очень серьезно ужесточаются требования к безопасности применяемого оборудования. Поскольку очень многие объекты (особенно в Европе) расположены в непосредственной близости от жилых объектов, городов, деревень, сельскохозяйственных угодий. Общество посредством интернета сегодня отлично информировано. Промышленность обязана обеспечить безопасность людей, даже не просто обеспечить, но и доказать ее людям.
Также мы стремимся развивать нашу продукцию в отрасли химии и петрохимии, чтобы обеспечить выполнение тех процессов, которые сегодня трудновыполнимы или вовсе не выполнимы из-за особенностей среды, в которой приходится работать арматуре. Мы обеспечиваем высокую цикличность переключений арматуры и долгий срок её службы в активных грязных средах.
«В.А.»: Что Вы как руководитель компании, которая задает темп развития в отрасли арматуростроения, можете пожелать читателям нашего журнала и, конечно, потенциальным потребителям продукции Hartmann?
В.Х.: Большое спасибо, что вы приехали и предоставили нам возможность предстать перед читателями вашего журнала и российскими потребителями. Со своей стороны мы хотели бы пожелать читателям успехов, удачи и процветания в арматуростроении, а конечным потребителям – попробовать нашу продукцию. Не бойтесь обращаться в Hartmann Valves & Wellheads, мы поможем решить вам самые сложные задачи, сделать вашу работу еще надежнее и оказать помощь в любой момент и в любых вопросах, которые находятся в компетенции нашей компании. Мы всегда готовы к сотрудничеству!
«В.А.»: Господин Хартманн, еще раз спасибо за беседу. Остается пожелать Вам и всему коллективу компании успешной и интересной работы, а также развития и новых инновационных продуктов!
Уважаемые читатели, мы рады знакомству с еще одной по-своему уникальной компанией, которая продемонстрировала очередную возможность применения шаровых кранов. В ближайших номерах мы будем продолжать развивать тему эксплуатации и применения подобных конструкций. Мы открываем в журнале новую рубрику: «Новые технологии и решения в трубопроводной арматуре». Следите за нашими выпусками и подписывайтесь на новостной канал портала Armtorg.ru, доступный на платформах iOS (App store) и Android (Google Play Market) по запросу ARMTORG.
В прошлом, когда шаровые краны еще не оснащались металлическими уплотнениями, у потребителей, использовавших краны с «мягкими» уплотнениями, возникали серьезные проблемы с герметичностью на высокотемпературных и абразивных средах. Причиной тому служило наличие твердой фазы в рабочей среде, а также воздействие термальных эффектов.
При закрытии запорного органа присутствующие в потоке частицы примесей могут повредить уплотнительный элемент или даже разрушить его. Поверхность шара также может получить повреждения в виде рисок или царапин. В результате кран теряет герметичность. Как следствие, требуется трудоемкий ремонт и связанная с ним остановка производства.
В середине 80-х прошлого столетия в компании Hartmann Valves GmbH серьезно занялись проблематикой шаровых кранов с «мягкими» уплотнениями. В результате была создана система уплотнений металл по металлу (абсолютно герметичных при испытаниях в бассейне), надежных и не требующих обслуживания в течение длительного времени эксплуатации.
Эти системы предлагают много преимуществ:
- конструкция с разборным корпусом;
- изготовление из кованной стали;
- тщательная подборка покрытия шара и седел в соответствии с особенностями рабочей среды;
- увеличенный размер шара;
- ручная притирка седла к шару до достижения полной герметичности по классу А;
- температурный диапазон – от –200 °C до +550 °C;
- рабочее давление - до 70 МПа;
- высокая цикличность – до 200 000 циклов в год;
- рабочие среды: нефть, газ, синтетический газ, кислород, гелий, пар, термальные воды, угольная пыль, шлам, шлаки и зола, полимеры, целлюлоза, абразивные и обезжиривающие жидкости;
- функция DIB обеспечивает прижатие каждого седла к шару при любом направлении потока;
- система двойной блокировки и продувки;
- долгий срок службы без технического обслуживания.
Заказчиками компании являются предприятия нефтегазовой и химической отраслей со всего мира. Если необходимо обеспечивать эксплуатационную безопасность и долговечность оборудования в сложных условиях эксплуатации, специалисты компании Hartmann Valves & Wellheads готовы предложить подходящее решение на основе собственных наработок, находящихся в эксплуатации по всему миру.
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 6 (48) 2018