В предыдущих номерах «Вестника арматуростроителя» (№ 23, 24, 25, 26) была опубликована информация о преимуществах арматуры аварийного закрытия (комбинированных клапанах) MIV типа V3-06H и приводных системах для управления потоком типа HAWL фирмы HYDROMAT, специализирующейся на выпуске High End-приводов. Статьи вызвали интерес к подобной арматуре со стороны наших читателей, и поэтому когда от компании MIV пришло предложение побывать на испытаниях такой арматуры, тем более для российского заказчика, мы не раздумывая приняли предложение.
Итак, в июле 2016 года компаниями MIV и HYDROMAT были протестированы и отгружены клапаны аварийного закрытия Ду 2200 Ру 6 для одного из строящихся российских энергоблоков. Со слов хорватского производителя, продукция была произведена в очень короткий срок – 2 месяца. Это оказалось возможным ввиду исключительной компетенции производителей, солидного опыта производства таких систем у MIV и HYDROMAT и, главное, важности быстрой поставки – вопрос находился под личным контролем генерального директора крупнейшей энергокорпорации.
Рассказать на конкретном примере о такой мультифункциональной арматуре, обратив внимание читателей не только на ее преимущества, но и, пользуясь случаем, на одно из направлений, в которых развивается зарубежное арматуро- и приводостроение – чем не hot-тема для репортажа?
Итак, комбинированный затвор (клапан) V3-06H объединяет функции обратной и запорной арматуры. Причем обе эти функции в качестве опции несут дополнительные возможности для заказчиков.
При нормальных условиях эксплуатации затвор открыт. Диск удерживается в положении «полностью открыто», минимизируя потери давления на арматуре, в отличие от обычного обратного клапана. В итоге такая арматура экономит электростанции очень значительные суммы ежегодно (более подробно об этом читайте в журнале «Вестник арматуростроителя» № 27, стр. 42‑45), окупая себя в сравнении с обратным клапаном (с расходами, связанными с потерями мощности насосов) в среднесрочной перспективе.
При прекращении питания соленоида привода HYDROMAT, которое происходит при аварийном отключении насосов, затвор закрывается под действием рычага с грузом. Диск затвора в нормальном рабочем состоянии удерживается в открытом положении гидроприводом. В закрытом положении диск может быть дополнительно заблокирован точечно механическими блокираторами, расположенными в корпусе арматуры-привода с помощью металлического пина в положениях «полностью открыто» и «полностью закрыто». Во время испытаний затворов на заводе специалистами были сымитированы различные ситуации / режимы работы арматуры, включая кратковременное отключение (короткое замыкание, когда насосы отключаются на секунду и снова начинают работу).
Гидравлический привод с грузом компании HYDROMAT (типа HAWL) разработан в соответствии с двумя концепциями. Первая – это Plug&Play, которая подразумевает легкий монтаж на большинство типов арматуры, выпускаемых по европейским стандартам, и быструю настройку / запуск. Вторая – это user friendly, которая означает, что пользователь с первой секунды понимает (сразу «врубается»), как управлять предметом. Собственно, эти две концепции присутствуют во многих современных товарах, например, в бытовой электронике, а не только в современном арматуростроении.
Наверное, не ошибусь, если предположу, что именно в бытовой электронике эти концепции получили первоначальное развитие и проявляются наиболее ярко и понятно для потребителя.
Привод HAWL оснащен собственным электрогидравлическим блоком – маслостанцией для автономной работы, которая обеспечивает необходимое давление 70‑200 бар. Управление гидроприводом производится с местного щита управления (шкаф), который входит в комплект поставки, предусмотрено подключение к АСУ ТП.
Способы управления затвором:
1. МЕСТНО – с помощью переключателей и кнопок на распределительной коробке гидравлического привода.
2. УДАЛЕННО – подключение к обозначенным клеммам в распределительной коробке (место расположения клемм к соединению (провод к проводу) для кнопки и сигнальных лампочек.
3. БЛОКИРОВКА – с помощью переключателей на распределительной коробке гидравлического привода.
Пользователь может осуществлять удаленное управление:
– простым нажатием кнопки на удаленной консоли;
– с помощью специального пользовательского программируемого логического контроллера.
Приведем основные характеристики гидропривода и расскажем о принципе действия.
• максимальный момент на закрытие под действием рычага с грузом – 26 000 Н•м;
• максимальный момент демпфирования – до 90 000 Н•м.
Открытие затвора с помощью гидропривода происходит путем откачивания масла насосом (электрическим или ручным) из камеры цилиндра со стороны штоковой полости и из резервуара для масла. Это создает давление со стороны штока цилиндра, что поднимает рычаг с грузом. В автоматическом режиме открытие происходит от электродвигателя, время открытия регулируется в диапазоне от 60 до 90 секунд с помощью клапана регулирования скорости на приводе.
Использование режима «Сервис» позволяет надежно заблокировать клапан в открытом или закрытом положении для безопасности в случае обслуживания / ревизии клапана и /или трубопровода. Открытие затвора может осуществляться при перепаде давления ΔР до 0,4 МПа, что было также сымитировано на испытаниях в присутствии заказчика.
Закрытие затвора осуществляется с помощью груза с выключенным двигателем в два этапа.
1. Первый этап. Затвор открыт на 100 % → закрытие на 20 % – затвор в положении «закрыто» на 20 % – протекает через обесточенные клапаны. Время закрытия на первой стадии можно настроить с помощью дроссельного клапана TV1, T1 min-T1 max=15‑40 сек.
2. Второй этап. Затвор открыт на 20 % → полное закрытие 0 % открыт (закрыт). Время закрытия на первой стадии можно настроить с помощью клапана управления потоком FCV2, T2 min-T2 max=10‑50 сек.
Подробное описание имеется в ТО / РЭ на гидравлический привод. Блокировка диска в закрытом или открытом положении при нормальном режиме работы выполняется автоматически. В случае необходимости диск затвора можно заблокировать на любом этапе открытия-закрытия сигналом обратной связи (4‑20 мА).
Если затвор из‑за какой‑либо неисправности начинает закрываться и закрытие достигнет 100‑10 = 90 % от открытой позиции, сработает сигнал концевого микровыключателя LS «4S7» и автоматически включится насос, который возвращает клапан в открытое положение. Положение запуска насоса, то есть активацию автоматического удержания, можно отрегулировать до нужного размера с помощью концевого выключателя LS «4S7».
В случае необходимости, после запуска в направлении закрытия, и если клапан не закрывается в расчетное время,
например в условиях интенсивного обратного потока, когда силы крутящего момента недостаточно для закрытия клапана, автоматически активируется закрытие гидравлического клапана с помощью соленоидных клапанов и электрического насоса (в соответствии с логической схемой).
Остановить процесс закрытия или открытия затвора в любом положении можно при нажатии на кнопку «СТОП» на местном пульте управления или дистанционно.
Затвор оснащен тремя концевыми выключателями для сигнализации положения запорного органа – диска и для контроля насоса электродвигателя.
Распознаются и сигнализируются следующие действия:
1. Положение «Закрыто».
2. Положение «Удержание» – автоматическое удержание открывания клапана (возможность регулировки необходимого процента открытия – стандартное значение настройки 90 %).
3. Положение «Открыто».
Все затворы с гидроприводами (точнее: гидроприводы), как отмечалось, оснащены ручным насосом (помпой) для аварийного ручного управления открытием диска.
При необходимости для осуществления технического обслуживания клапана его можно закрепить механически с помощью сервисного (стопорного) болта. Диск затвора можно заблокировать в двух положениях: 1) в 100 % открытом положении и 2) в закрытом положении.
Гидравлический привод снабжен сенсорным экраном для контроля функционального состояния привода и арматуры, а также ПЗУ, фиксирующим ошибки, дату и время, состояние арматуры и выводящим эту информацию на экран, включая прорисовку графиков открытия / закрытия арматуры.
Как видим, большие сенсорные экраны и ПЗУ, фиксирующие работу арматуры и ее важнейшие характеристики, повсеместно входят в жизнь «железа» – арматуры, – упрощая работу персонала: легче управлять, легче контролировать, легче обслуживать.
С учетом требований по сейсмике у затвора усилены некоторые элементы, в частности укорочен и усилен рычаг. Размещение груза на рычаге и его закрепление также учитывает указанную заказчиком специфику.
Концепция user friendly проявляется и в таких мелочах, как, например, автоматическая подсветка при открытии дверцы шкафа управления, розетка 220 В в шкафу, пластиковые бирки на шлангах ВД, обеспечивающие их простую идентификацию для замены и др. В таких случаях говорят: «мелочи, а приятно».
Как видно, чтобы быть успешным на рынке, пробивать заказы, компании нужно обладать не только высоким качеством, исключительной компетенцией и другими традиционными ключевыми факторами, но и быть
везде, где можно, user friendly, чтобы при размещении нового заказа клиент – конечный получатель БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНО обратился к поставщику снова. А это, согласитесь, дорогого стоит.
Опубликовано в «Вестнике арматуростроителя» №5 (33) 2016
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя» № 5 (33) 2016Статьи по тегу MIV
-
Upgrade модернизация демпфирующих устройств типа HSAU, HYDROMAT на обратных клапанах MIV... -
Статьи про обратные клапаны MIV, опубликованные в двух предыдущих номерах журнала, вызвали значительный интерес у читателей. В редакцию и к представителю завода пришло более 20 обращений с вопросами ― прежде всего, по обратным клапанам с гидравлическ... -
Уважаемые читатели Мы продолжаем цикл статей, посвященных теме выбора арматуры ― подготовке требований технического задания на конкурс, которые позволят уже на этапе подачи документов выделить качественную современную арматуру.... -
Каким должен быть идеальный обратный клапан Наверное, самое важное в работе идеального обратного клапана ― это надежно и плотно закрыться с падением давления в трубопроводе в нужный момент и за нужный период времени, исключив после закрытия движение ...