Весь период 2016–2017 гг., несмотря на неоправдавший ожидания рост экономики Китая, в целом мы наблюдали продолжающееся значительное инвестирование в литейную отрасль. Восстановление роста экономики США привело к увеличению спроса на литье, который, скорее всего, будет удовлетворяться за счет усиления производственных мощностей Мексики. Кроме того, появились намерения модернизировать литейные мощности стран Северной Африки. Все это позволяет говорить о том, что глобальный рынок литья начинает возвращать себе уверенность.
В европейских странах сложилась иная ситуация. В прошлом году здесь произошел слом старых тенденций, обусловленных влиянием недавнего кризиса и спада производства. Европейская литейная отрасль вошла в кризисные времена с довольно большими, эффективно работающими производственными мощностями, которые из-за падения спроса на литье пришлось сокращать. Некоторые литейные производства были закрыты. Оставшиеся на рынке компании существенно сократили затраты, чтобы остаться на плаву. Так как уровень эффективности прямых затрат уже был достаточно высок, предприятиям не оставалось ничего другого, как сокращать накладные расходы, включая расходы на исследования и проектирование.
Но, похоже, эта печальная фаза завершилась в прошлом году, и, хотя пока здесь не возникла немедленная потребность в увеличении инвестирования в новые мощности, владельцы стали вкладываться в разработку инновационных идей. Целью таких инвестиций становится создание долгосрочной базы для прорывного повышения конкурентоспособности за счет высокого качества при меньших производственных затратах. Такие инновации сосредоточены в сфере роботизации рабочей среды, создания более прозрачных и гибких производственных процессов, позволяющих быстро реагировать на колебания спроса на отдельные продукты литья и повышать выход годного литья на единицу трудовых затрат.
В российской литейной отрасли также происходили довольно интересные явления, хотя совершенно другого характера. Существенное снижение стоимости рубля сделало невыгодным импорт литейных изделий, и, можно сказать, потребители повернулись лицом к российским литейщикам. Немало литейных производителей заявляли и заявляют о значительном повышении загрузки своих производственных мощностей. Многие из них работали даже на пределе своих производственных возможностей. Самое время расширяться? Но что делать, когда инвестиционный капитал практически недоступен, а в стабильности роста нет неуверенности? В любом бизнесе при такой неопределенности, которая, к сожалению, существует на сегодняшний день, даже при наличии нужного капитала мало кто рискнет инвестировать в расширение.
Но у российской отрасли литья пока есть другие возможности для роста без существенных капиталовложений. Как это ни странно прозвучит, но те сложности, с которыми сталкивается сегодня российская экономика, являются уникальным импульсом для тех отечественных компаний, которые хотят развиваться. Давайте посмотрим, что происходило с российской литейной отраслью в последние 10-15 лет. На многих предприятиях совершенно изношенное и устаревшее оборудование советских времен было заменено (где-то частично, а где-то существенно) на современное, были построены новые литейные заводы. Однако литье российского производства не стало глобально конкурентным из-за высокой себестоимости и несопоставимого с европейским литьем качества. Девальвация рубля улучшила ситуацию, повысив загрузку мощностей, но этот потенциал уже исчерпан. Теперь нужно искать источники повышения конкурентности и уровня производства внутри, т. е. снижать себестоимость, повышать качество и коэффициент использования оборудования. Эти три параметра взаимосвязаны между собой. При выполнении ряда мероприятий технологического и организационного характера вы получите существенный эффект улучшения по всем направлениям. Проведя соответствующий анализ текущего производственного процесса, вы удивитесь тому, сколько предприятие теряет на лишнем сырье, зря потраченной электроэнергии, ненужном перемещении материалов и изделий по цеху, зарплате рабочим, которые не произвели то, что могли бы. Все это потенциал роста, который можно и нужно использовать.
За несколько десятилетий работы на глобальном рынке литья, компания GEMCO накопила огромный опыт в эффективной помощи предприятиям по выходу из сложных ситуаций. Мы разрабатывали, адаптировали и совершенствовали инструменты измерения потенциала роста, используя внутренние возможности предприятий без существенных капитальных вложений.
Накопленные нами знания лучших практик в области технологических и организационных процессов применяются в качестве ориентиров повышения конкурентоспособности, а внедрение пошаговых детальных программ улучшений ведут к росту показателей производственной эффективности в достаточно короткие сроки.
Задачи по повышению эффективности производства обычно выполняются в два этапа. На первом этапе производится замер потенциала роста путем детального обследования производства и применяемых практик. Затем выявляется потенциал роста путем сравнения текущих производственных показателей по всем производственным переделам с лучшими практиками. Эти данные становятся основой программы повышения эффективности с поставленными задачами по достижению качественных и количественных показателей в конкретные сроки. Расчеты финансового эффекта улучшений в результате реализации такой программы дают руководителям производства четкое представление о том, как такие малозатратные меры могут повысить прибыльность их бизнеса, с одной стороны, и возможность занимать более выгодную позицию на рынке, с другой.
Просчитав потенциальные выгоды и имея пошаговый план соответствующих мероприятий, можно приступать ко второму этапу — собственно реализации программы. GEMCO имеет целый штат высококлассных специалистов с практическим опытом работы на производстве, начиная от технологов, инженеров, финансистов и заканчивая управленцами, которые не понаслышке знакомы с лучшими мировыми практиками и точно знают, какой комплекс мер нужно внедрить, чтобы достичь наилучшего результата.
Мы готовы работать вместе с вами для достижения вашего успеха! В следующем номере мы расскажем о том, как мы используем симуляционную программу для разработки оптимальной внутрицеховой логистики.
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 1 (43) 2018