Выставка проходила с 18 по 21 сентября в Санкт-Петербурге в «Экспофоруме». Медиагруппа ARMTORG по традиции стала информационным партнером выставки. Обзорный ролик о выставке уже на нашем Первом арматурном канале, а также на портале ARMTORG .RU и во всех пабликах и соцсетях.
На ключевом отраслевом событии года собрались 646 экспонентов. Из них 539 – российские компании и 107 – зарубежные.
В этом году выставка «НЕВА» заняла четыре выставочных павильона КВЦ «Экспофорум» E, F, G, H, межпавильонное пространство и пассаж. Площадь выставки составила 39 937,7 кв. м.
Суммарное количество посетителей – 34 171 человек из 25 стран. 421 специалист принял участие в мероприятии со статусом VIP, 890 стали делегатами. В рамках деловой программы 408 спикеров поделились экспертным мнением по самым острым вопросам, волнующим отрасль.
Самые яркие события деловой программы «НЕВА 2023»
На торжественной церемонии открытия с приветствиями к участникам выступили представители профильных министерств и другие уважаемые персоны.
«Мы видим большой интерес к «НЕВЕ», о чем свидетельствует количество участников – около 700 компаний сегодня представляют свою продукцию и достижения, – отметил статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов. – Очень внушительные делегации приехали из Турции и Китая. В целом палитра участников очень широкая: это страны СНГ, Индии, Индонезии, Вьетнама, ЮАР и других государств. В рамках деловой программы будет обсуждаться много важных вопросов в области судоходства, судостроения, развития шельфовых месторождений и портовой инфраструктуры. Но особый акцент я хотел бы сделать на вопросах замены критического судового комплектующего оборудования – это основной вызов для российского судостроения, который мы все вместе должны в кратчайшие сроки преодолеть. Уверен, что на площадке выставки мы увидим все те возможности, которыми богаты отечественные промышленные предприятия. При этом мы не отказываемся от сотрудничества с нашими ближайшими партнерами, которые также участвуют в «НЕВЕ».
После церемонии состоялся обход экспозиции. VIP-делегация ознакомилась со стендами Объединенной судостроительной корпорации, Корпорации морского приборостроения, Российского морского регистра судоходства, Крыловского государственного научного центра, ГК «Росатом», ССК «Звезда», СК «Ак Барс», Центра технологии судостроения и судоремонта, Онежского судостроительно-судоремонтного завода, НПК «Морсвязьавтоматика», машиностроительного предприятия «Винета», компаний «Ситроникс», «Протон-Электротекс», «Нордик Инжиниринг», «Нева Тревел» и ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова.
Главным событием деловой программы стало пленарное заседание «Морская отрасль России: новые приоритеты на фоне глобальных вызовов». Ключевые участники морской отрасли спустя полтора года работы в новой реальности рассказали, как Россия преодолевает существующие ограничения и какие вопросы еще предстоит решить, а также представили ключевые задачи на годы вперед. В качестве экспертов в дискуссии приняли участие более 30 членов оргкомитета «НЕВЫ 2023».
Среди приоритетов на ближайшее будущее Виктор Евтухов назвал развитие двух коридоров: Север – Юг и Серморпуть, грузооборот по которым теперь прогнозируется даже выше базового сценария. Также он акцентировал внимание на необходимости увеличения производительности труда, что возможно только за счет повышения квалификации персонала и технологического перевооружения предприятий отрасли. Образцом в этом смысле может служить ССК «Звезда».
Заместитель министра транспорта России Александр Пошивай оценил общую ситуацию как стабильную. Грузооборот портов не упал, а даже вырос: по итогам 2022 года это 840 млн т, а за 8 месяцев 2023 года рост составил 9 % к аналогичному периоду прошлого года. Портовые мощности тоже растут. В прошлом году – на 36,6 млн т, в этом году будет введено еще дополнительно 41 млн т. Многие инвесторы сдвинули проекты на 1–2 года вперед, но никто не отказался от своих планов. Не менее важная тема – перенаправление грузопотоков. По словам замминистра, основная заслуга принадлежит бизнесу, который оперативно среагировал на новые вызовы, переориентировал грузопотоки на Дальний Восток. Поначалу Восточный полигон был перегружен, но сейчас ситуация стабилизировалась, контейнеры пошли по расписанию, загрузка портов тоже нормализовалась.
На пресс-подходе по итогам пленарного заседания заместитель генерального директора – директор дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Вячеслав Рукша подчеркнул, что работы по импортозамещению в области судостроения продолжаются даже в тех направлениях, где уже получен положительный результат. По плану идет строительство ледоколов проекта 22220, которые на сегодняшний день являются самыми большими и мощными во всем мире.
Арктический вектор
Одной из центральных тем стала арктическая повестка. Основная дискуссия развернулась на конференции «Северный морской путь как основа экономического суверенитета и фактор новой мировой логистики: реализация потенциала магистрали», которая прошла при поддержке госкорпорации «Росатом» и состояла из двух частей.
На сессии «Арктика как вызов и двигатель развития для судостроительной отрасли: строительство современного флота ледового класса» выступили заместитель генерального директора – директор дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Вячеслав Рукша, заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Ирина Ориничева, спикеры Российского морского регистра судоходства, ОСК, Крыловского государственного научного центра, «Атомфлота», РАСУ и Sitronics Group.
Эксперты обсудили реализацию плана развития Северного морского пути на период до 2035 года, возможности отечественных верфей для поддержки арктических проектов и перспективы интенсификации строительства судов для обеспечения круглогодичной навигации на СМП. Также были подняты вопросы государственной поддержки и привлечения инвестиций для арктического судостроения, международного сотрудничества и совместных проектов для освоения СМП.
Предметом обсуждения на сессии «Арктическое судоходство: механизмы повышения эффективности и векторы развития» стало взаимодействие всех участников судоходства на СМП для обеспечения роста грузопотока и перехода к круглогодичной навигации. Речь шла о модернизации и строительстве портовой инфраструктуры, развитии транзита в текущих геополитических условиях и новых решениях для обеспечения безопасности судоходства в Арктике.
Также были затронуты темы повышения качества информационного обеспечения на СМП и подготовки кадров для арктического судоходства. Участие в дискуссии приняли заместитель директора дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Максим Кулинко, коммерческий директор ДВМП Денис Канатаев, генеральный директор «Гидрографического предприятия» Александр Бенгерт, а также представители ГМК «Норильский Никель», ААНИИ, Центра морских исследований МГУ им. М. В. Ломоносова и ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова.
Особое место в программе «НЕВЫ» заняла тема рыбопромыслового флота
Во второй день мероприятия большая дискуссия развернулась в рамках конференции «Обновление и развитие промыслового флота: конструктивный диалог ради общего дела», организованной совместно с Всероссийской ассоциацией рыбопромышленников (ВАРПЭ). Модератором выступил Андрей Соколов, заместитель генерального директора ТАСС, генерального информационного партнера выставки-конференции «НЕВА 2023».
Третий день выставки открылся бизнес-завтраком «1,5 готовность: отрасль между первым и вторым этапом реализации программы «квоты под киль». В концепцию мероприятия легла показавшая особую эффективность во времена СССР практика совместных заседаний коллегии Минрыбхоза и коллегии Минсудпрома по обсуждению работы уже спущенных на воду рыбопромысловых судов. Мероприятие прошло в закрытом формате и позволило участникам процесса проанализировать работу уже проявивших себя на промысле судов и выработать совместные решения по повышению эффективности отечественного флота.
В поддержку рыбопромысловой повестки на площадке «НЕВЫ» организована фотовыставка «История отечественного рыбопромыслового флота», на которой представлены самые эффективные суда СССР и современной России.
Одним из ярких событий стал международный бизнес-диалог «Россия – Китай». На мероприятии выступили руководитель подразделения Российского морского регистра судоходства в Китае Петр Ванюков, генеральный директор «Глогос Проекта» Константин Гриневич, заместитель генерального директора Особой экономической зоны «Лотос» Андрей Налимов, генеральный директор внешнеэкономического предприятия «Судоэкспорт» (входит в ОСК) Виктор Родин и руководитель отдела продаж Lyen Marine Technology Ни Цзыцин.
По телемосту присоединился председатель Китайской ассоциации национальной судостроительной промышленности (CANSI) Го Дачэн. Модератором дискуссии выступил заместитель председателя Общества российско-китайской дружбы, председатель комиссии по содействию торгово-экономическому сотрудничеству и предпринимательству Сергей Санакоев.
На конференции «Маркетинг в судостроении: стратегии и практика» обсуждались современные маркетинговые технологии, которые могут усилить бизнес судостроительных и судоремонтных предприятий в России.
Во второй части директор по маркетингу IT-компании «Агат-СофТ» Ирина Штефан провела практический семинар с разбором кейсов построения воронки коммуникаций в сфере b2b.
За четыре дня на площадке выставки было подписано 19 соглашений о сотрудничестве.
21 сентября успешно прошел Второй Молодежный день в рамках «НЕВА 2023».
После торжественного открытия Молодежного дня программа была очень насыщенная. Центральным событием мероприятия стало пленарное заседание «Молодежь морской индустрии: от школьника до успешного специалиста».
Группы школьников и студентов отправились на профориентационные маршруты по павильонам выставки. Команды школьников разных районов Санкт-Петербурга приняли участие в Ярмарке морских профессий, где они знакомились с профильными учебными заведениями и предприятиями. В течение всего дня посетителей ждали в Центре развития карьеры, где работодатели ждали студентов, курсантов и старшеклассников для информирования о будущем трудоустройстве, а также пройти консультацию по профориентации у психологов-профконсультантов центра «Вектор».
Деловая программа состояла из нескольких разноплановых частей: круглый стол «Реализация деятельности Совета молодых ученых и специалистов АО «Объединенная судостроительная корпорация», научно-популярная площадка «Бухта знаний», форсайт-сессия: «Возможности внедрения технологий ИИ в российское гражданское судостроение», круглый стол «Повышение эффективности функционирования профильных морских и инженерных классов в общеобразовательных школах Санкт-Петербурга», круглый стол к 100-летию В. А. Емельянова: «Преемственность поколений. Роль наставников в сохранении морских традиций».
Одной из запоминающихся событий Молодежного дня стал Слет юных моряков. 250 участников презентовали свои подготовленные представления и сражались за звание лучших.
Суммарно Молодежный день собрал около 2000 участников, которые провели с пользой время и познакомились ближе с судостроительной и судоходной отраслями.