Медиагруппа ARMTORG в рамках участия в международной выставке ПМГФ по традиции провела видеорепортажи, которые опубликованы на портале ARMTORG.RU и Первом арматурном канале, включая опрос участников мероприятия на актуальные темы отрасли арматуростроения.
Основными темами для обсуждений стали обратный инжиниринг, кадровый голод, проблемы получения сертификации и многое другое.
На наши вопросы отвечали представители таких компаний, как: ООО ПП «Мехмаш», завод «УралТрубоДеталь», АО «Энергомаш», ООО НПП «ТЭК», АО «РУСТ-95» и НПП «СтэлсПромМаш».
В ходе общения представители отметили стабильный спрос и положительную динамику от импортозамещения, сложную, но решаемую процедуру получения сертификации на продукцию, а также не убывающий кадровый кризис, с которым каждая компания борется каждый день.
Сталкиваетесь ли вы с проблемами сертификации на продукцию вашей компании? Кто, по вашему мнению, в первую очередь должен участвовать в подготовке стандартов сертификации аналога API в России?
► ООО ПП «Мехмаш»:
Методика существующих действий и условий привела к тому, что сейчас появилась система СТО «Газпрома» ИНТЕРГАЗСЕРТ. Сложная система. Просто так сертификацию никто не получает. Во-первых, предприятия, если взять ТПА, схема сертификации 1А. Она предполагает наличие действующей внедренной системы менеджмента качества. Критерий, которому должна соответствовать арматура по стандарту СТО «Газпром», жестче, чем по API. И одно время флагманы отрасли стремились, чтобы арматура была API, сейчас в связи с ситуацией смысл несколько теряется.
► Завод «УралТрубоДеталь»:
В любом случае всегда есть трудности с документацией, какие бы сертификаты не получала компания. Наш завод обладает всеми сертификатами, необходимыми для продукции. В том числе ГАЗСЕРТ.
► АО «Энергомаш»:
Сертификация продукции по ГАЗСЕРТ в нашей компании ведется в принципе успешно, есть, конечно, проблемы, но о них можно говорить бесконечно.
► ООО НПП «ТЭК»:
Нет, не сталкиваемся. Мы в системе ИНТЕРГАЗСЕРТ давно, в следующем году у нас наступает этап пересертификации. Мы ежегодно проходим сертифкационные аудиты, и с этим никаких проблем у нас нет. Этот год – год роста и новых открытий. Для нас в частности открываются совершенно неожиданные ниши, которые, казалось бы, должны были быть заняты отечественными производителями, а по факту было иностранное оборудование.
► АО «РУСТ-95»:
Нет, не сталкиваемся. Наше производство обладает полным циклом продукции, начиная от разработки конструкции документации и до конечного результата. На сегодняшний момент у нас есть партнеры, которые помогут нам долгие годы сертифицировать новые виды продукции и получать сертификаты на уже имеющийся продукт. Думаю, в этом вопросе должны принимать участие не сами арматурщики, а ЦКБА, тем более у них есть, хоть и условно, полномочия, которые позволяют им рекомендовать производителям те или иные решения и требования.
► НПП «СтэлсПромМаш»:
Не можем сказать, что это было просто, так как это был длительный процесс, который мы благополучно завершили.
Думаю, это должны быть специализированные организации, здесь должны принимать участие и службы заказчика, и изготовители, так как именно эти люди работают с оборудованием, с номенклатурой и знают текущие реалии, к чему нужно стремиться и чего избегать.
Практикуется ли в вашей компании реверс (обратный) инжиниринг?
► ООО ПП «Мехмаш»:
Нет, здесь понятно, что, если говорить про ТПА, в частности краны шаровые, с нашей стороны очень большой опыт. Освоение кранов шаровых началось в 50-х годах прошлого века. Российская специфика такая, что наши краны лучше импортных, как не крути.
► Завод «УралТрубоДеталь»:
Да, и мы это практикуем. У нас есть команда технологов, которые решают задачи, существующие у заказчика. Естественно, он присылает чертежи, свои требования. Мы, конечно же, их рассматриваем и помогаем заказчику.
► АО «Энергомаш»:
У нашей компании изначально закладывалась такая модель, что мы работали с Западом и переводили на российские рельсы ту продукцию. Сейчас мы уже не ведем работу ни с какими западными компаниями ввиду настоящей геополитической обстановки. Все разработки уже наши. То есть что зарождалось когда-то европейцами, сейчас это наше собственное КД, наше производство, и, наверное, на этот вопрос мы отвечаем нет, не используем.
► ООО НПП «ТЭК»:
Электроприводы «РэмТЭК» имеют на борту информационный модуль, который предназначен для регистрации эксплуатационных данных. Это является своего рода инструментом, с помощью которого эксплуатирующий персонал получает данные, необходимые для анализа. То есть мы движемся в сторону предиктивного обслуживания.
► АО «РУСТ-95»:
Мы с обратным инжинирингом столкнулись с момента, когда с российского рынка начали уходить западные производители. У нас получилось по-другому. То есть к нам обращается ряд организаций, которым нужно сделать то или иное оборудование на примере того, что у них есть. И понимая, что эти позиции на сегодняшний день никто не сможет заместить, мы идем навстречу и выручаем заказчика.
► НПП «СтэлсПромМаш»:
В данном случае нет. Эта тема достаточно актуальная в настоящее время. К нам обращаются крупные заказчики с подобными вопросами, так как есть необходимость в замене деталей импортного оборудования, которое отсутствует на рынке. Но мы не всегда готовы за это браться, потому что считаем, что для подобных действий необходимо обладать соответствующей документацией. Мы предлагаем другое решение. Заменить оборудование с сохранением габаритных размеров и технических характеристик.
Ощущает ли ваш завод (компания) обострение на мировом рынке металлопродукции?
► ООО ПП «Мехмаш»:
Нет, так как у нас отечественное оборудование и свой металл. Оборудование, на котором мы делаем цельносварные краны, отечественного производства, город Пенза.
► Завод «УралТрубоДеталь»:
Уже не чувствуем. Мы принимаем импортозамещение. И такая ситуация даже оборачивается нам в плюс.
► АО «Энергомаш»:
Кризис – это всегда время возможностей, это мы уже не раз понимали. Мы продолжаем намеченные цели: это стройка, развитие производства и увеличение мощностей, продаж продукции. Все идет по плану.
► ООО НПП «ТЭК»:
Это не новость, не ощущаем. Работу по импортозамещению ведем давно, и в этом году она пошла более интенсивно.
► АО «РУСТ-95»:
Благодаря тому, что изначально мы создавали завод, ориентированный на полный цикл производства и не зависящий от комплектующих, мы не испытываем сейчас каких-либо проблем, связанных с поставкой импортных комплектующих
► НПП «СтэлсПромМаш»:
Мы столкнулись с определенной ситуацией в части логистики комплектующих элементов и изменением цен, как и все. Все течет, все меняется, просто вектор смещается в сторону российских поставщиков, вот и все.
Вопрос кадров всегда был на острие в отрасли арматуростроения, а сейчас кадры практически стали ценным капиталом каждой компании. Откуда и как ваше предприятие привлекает к себе сотрудников, особенно рабочих профессий?
► ООО ПП «Мехмаш»:
Да, конечно, есть нехватка инженеров и рабочих специальностей. При этом наше предприятие входит в Союз машиностроителей России, объединяющих всех машиностроителей.
► Завод «УралТрубоДеталь»:
Сейчас все организации и компании, заводы сталкиваются с дефицитом кадров.
► АО «Энергомаш»:
Это очень острый вопрос. Особенно касается инженерного состава, да даже элементарно мало менеджеров по продажам. Мы находимчя в Великом Новгороде, и роль играет некий аспект удаленности от центра, хотя у нас замечательный город, рядом Москва и Санкт-Петербург. Тем не менее вопрос кадров остается всегда открытым.
► ООО НПП «ТЭК»:
Дефицит кадров безусловно есть, даже в таком городе, как Томск. Мы очень активно работаем в этом направлении, сотрудничаем со школами, институтами, техникумами. Оказываем поддержку и участвуем в профориентации учащихся. Это предполагает обеспечение притока кадров компании.
► АО «РУСТ-95»:
У нас есть программы, которые позволяют нам работать с институтами и брать специалистов на этапе практики.
► НПП «СтэлсПромМаш»:
Безусловно, это очень сложный вопрос. К примеру, в нашем регионе, в городе Перми арматуростроение не самая развитая отрасль. То есть у нас есть двигателестроение, оборонная промышленность, но не арматуростроение, и мы сталкиваемся с мощным дефицитом кадров в этом направлении. Но это неизбежно, люди нужны, просто происходит длительный выбор нужного состава людей, для того чтобы получить ответственные профессиональные кадры, только так.
Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №6 (75)