Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Это определение установлено Законом Российской Федерации от 27.12.2002 «О техническом регулировании». Стандартизация тесно связана с метрологией: метрология служит фундаментом стандартизации. А стандарты обеспечивают качество продукции и услуг и в итоге - качество и безопасность нашей жизни.
С развитием человеческого общества непрерывно совершенствовалась трудовая деятельность людей. Это проявлялось в создании различных предметов, орудий труда, новых трудовых приемов. При этом люди стремились отбирать и фиксировать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью их повторного использования. Стандарты на арматуру известны с древних времен. Сохранились два древнеримских документа – это нормаль “Formulae”, которая устанавливала соотношение меди, свинца и олова в отливках, и нормаль “Module”, регламентирующая ряд стандартных диаметров труб в диапазоне от 23 до 500 мм.
Применение в древнем мире единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра — это примеры деятельности по стандартизации.
В эпоху Возрождения в связи с развитием экономических связей между государствами начинают широко использоваться методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции был использован метод унификации – начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов.
В период перехода к машинному производству имели место такие впечатляющие достижения стандартизации, как, например, создание французом Лебланом в 1785 г. пятидесяти оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример достижения взаимозаменяемости и совместимости). С целью перехода к массовому производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен в 13,9 мм; в 1845 г. в Англии была введена система стандартизации крепежных резьб, и тогда же в Германии была стандартизирована ширина железнодорожной колеи.
Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 году представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.
Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда был издан указ о единообразии державных требований: «во всей державе – одна вера, один вес, одна мера». Введены стандартные калибры – «Кружала» для измерения пушечных ядер. При Борисе Годунове в XVI веке введен эталон «Большой государев кирпич» (311×133×89 мм); при Петре I – стандарт на уральское железо с клеймом «Старый соболь». Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).
Упрочение торговых связей с соседними народами и рыночные отношения внутри страны требовали упорядочить русские меры и весы. Однако государственная служба мер и весов была учреждена лишь в 1845 году, после принятия в 1842 году Положения, согласно которому на всей территории страны вводилась единая система российских мер и весов. Были изготовлены первые образцы русских национальных мер – сажени и фунта. Тогда же Менделеевым было создано первое метрологическое учреждение России – Депо образцовых мер и весов, преобразованное в 1893 году в Главную палату мер и весов. Ее деятельность имела два направления: метрологическое – обеспечение единства мер, создание надежных методов измерений и их эталонов и поверочное – обеспечение единообразия и верности применяемых в стране мер и измерительных приборов.
В начале XX века значительно расширилось применение измерительных средств, появилась сложная контрольно-измерительная аппаратура. Главная палата мер и весов впервые определила строгий порядок передачи верных значений единиц от эталонов до мер и измерительных приборов, находящихся в обращении. Сотрудничество с метрологическими учреждениями других стран способствовало тому, что в 1918 году был принят Декрет Совета Народных Комиссаров «О введении международной системы мер и весов» и осуществлен переход на международную систему мер – в качестве основных единиц измерения были приняты метр и килограмм. Введение метрической системы мер и весов и следует считать началом развития стандартизации в нашей стране.
В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации – Комитет по стандартизации – при Совете Труда и Обороны. Основными задачами Комитета были организация руководства работой ведомств по разработке ведомственных стандартов, а также утверждение и опубликование стандартов. Была введена категория стандартов – общесоюзный стандарт (ОСТ). В 1926 г. Комитет разработал первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат из черных металлов и на некоторые товары народного потребления.
В 1940 году ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР отменили порядок утверждения стандартов наркоматами, и при Совнаркоме СССР был создан Всесоюзный комитет по стандартизации. Вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов была введена новая категория – государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). В дальнейшем Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. Государственные стандарты были обязательными в применении. В ГОСТах имелась запись: «Несоблюдение стандарта карается по закону».
В 1968 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11.01.1965 «Об улучшении работы по стандартизации в стране» впервые в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0—68, были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).
Существенной вехой в развитии стандартизации явилось постановление Совета Министров СССР от 07.01.1985 «Об организации работы по стандартизации в СССР». В этом постановлении главной задачей стандартизации была названа разработка системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение, а также контроль за правильностью использования этой документации.
В постановлении Совета Министров СССР от 25.12.1990 № 1340 «О совершенствовании организаций работы по стандартизации» определены задачи в условиях перевода экономики страны на рыночные отношения и интеграции ее в мировое экономическое пространство. В постановлении реализованы основные положения концепции государственной системы стандартизации, главная идея которой – приведение национальной системы стандартизации в соответствие с международной практикой. Основными положениями постановления являются: установление в стандартах двух категорий требований к качеству продукции – обязательных и рекомендуемых (к обязательным относят требования, определяющие безопасность, экологичность, взаимозаменяемость и совместимость продукции); переход на прямое применение в качестве государственных стандартов международных и национальных стандартов зарубежных стран, если требования таких стандартов удовлетворяют потребностям народного хозяйства.
Образование в 1992 году независимых государств на территории бывшего Советского Союза потребовало поиска новых форм сотрудничества этих стран в области стандартизации, метрологии и сертификации. Правительства государств – участников СНГ, признавая необходимость проведения в этой области согласованной технической политики, подписали 13 марта 1992 года Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с Соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входила организация работ по стандартизации (а также метрологии и сертификации) на межгосударственном уровне. Подписание Соглашения, последующая разработка государственных стандартов РФ послужили началом формирования российской системы стандартизации. Почти все ГОСТы СССР получили статус межгосударственных стандартов.
Выдающимся событием в истории стандартизации явилось принятие в 1993 г. Закона РФ «О стандартизации», который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. С введением этого закона был осуществлен переход от всеобщей обязательности стандартов, установленный законодательством СССР, к стандартам, содержащим как обязательные, так и рекомендуемые требования. Эта тенденция получила продолжение через 10 лет: в 2003 г. начался переход к полностью добровольным стандартам.
Для периода 1992—2001 гг. характерны следующие направления развития российской системы стандартизации: развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением от 13.03.1992; активизация работ по гармонизации российских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО; первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации; внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.
Период 2002—2003 гг. ознаменовался принятием 27.12.2002 Федерального закона «О техническом регулировании» и вступлением его в силу с 01.07.2003. Принятие данного Закона положило начало реорганизации системы стандартизации, которая была необходима для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле.
Этим законом установлена терминология, используемая в стандартизации.
Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией.
Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Свод правил – документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе.
Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов – проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.
Риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.
Технический регламент должен содержать необходимые требования, обеспечивающие выполнение целей технического регламента. Состав этих требований является исчерпывающим, и они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Требования, не включенные в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения. Иными словами, в технических регламентах концентрируются все требования, обеспечивающие безопасность и направленные на защиту прав приобретателей.
В Евразийском экономическом сообществе создана нормативная правовая база технического регулирования. Она включает в себя «Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств – членов Евразийского экономического сообщества» от 23 марта 2005 года, «Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер» от 25 января 2008 года, «Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза» от 11 декабря 2009 года и ряд других. 6 октября 2007 года была создана Комиссия Таможенного союза. Комиссия Таможенного союза (КТС) – единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза ЕврАзЭС, принявший 18 июня 2010 г. Решение «О техническом регулировании в Таможенном союзе».
Решениями Комиссии Таможенного союза принят ряд технических регламентов, в том числе относящиеся к деятельности арматуростроителей: Оборудование, работающее под давлением, О безопасности машин и оборудования, О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах, О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе, Электромагнитная совместимость технических средств.
В связи с подписанием 18 ноября 2011 г. Договора «О Евразийской экономической комиссии» полномочия упраздненной Комиссии Таможенного союза были переданы новому наднациональному органу – Евразийской экономической комиссии.
Разработка и утверждение стандартов осуществляется согласно следующей общей схеме. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Разработчик стандарта организует уведомление о разработке стандарта, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов, обеспечивает доступность проекта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик дорабатывает проект стандарта с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта не может быть менее чем два месяца.
Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который на основе представленных ТК документов принимает решение. Уведомление об утверждении национального стандарта публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения стандарта.
Национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов. Процедура разработки и принятия стандартов регламентирована ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки. Утверждения. Обновления и отмены».
Обозначение национального стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта. Если национальный стандарт входит в систему (комплекс) общетехнических или организационно-методических стандартов, то его обозначение дополнительно включает одно-двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой. Межгосударственные стандарты обозначаются индексом «ГОСТ» и годом утверждения стандарта.
В Российской Федерации в настоящее время действует более 150 национальных (ГОСТ Р) и Межгосударственных (ГОСТ) стандартов по арматуре, приводам и сильфонам. Разработанные государственные стандарты представляются на утверждение техническими комитетами по стандартизации, состав которых утверждается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации.
В арматуростроении эти функции возложены на Технический комитет по стандартизации ТК 259 «Трубопроводная арматура и сильфоны». Разработчики стандартов, относящихся к арматуростроению, сотрудничают и с другими Техническими комитетами: ТК155 «Соединения трубопроводов общемашиностроительного применения», ТК 23 «Техника и технологии добычи нефти и газа» и др.
Большинство стандартов всех уровней, относящихся к арматуростроению, – межгосударственных, национальных, региональных, отраслевых, стандартов организаций и др. – были разработаны в период существования Советского Союза и в недалеком постсоветском периоде и слабо гармонизированы с европейскими и американскими стандартами, например, ASTM, ASME, API, многими стандартами ISO и МЭК. Это создавало большие трудности для расширения рынков сбыта продукции отечественных арматурных предприятий Российской Федерации.
В отечественных стандартах не учитывались международные требования к качеству, безопасности, экологии, тенденции к ужесточению требований международного сообщества, хотя еще с 70-х годов прошлого столетия предпринимались попытки гармонизировать в этих направлениях ГОСТы.
Положение начало существенно изменяться с конца 90-х годов, когда были приняты Федеральные законы РФ о промышленной безопасности опасных производственных объектов и о техническом регулировании. Был коренным образом изменен статус стандартов. Вместо обязательного применения (несоблюдение стандартов «каралось по закону») применение стандартов всех уровней стало добровольным. Гармонизация (или адаптация) важна еще и потому, что большая часть арматурной продукции третьих стран, например, Китая, Индии, а также требования к экспортируемой из этих стран продукции в части обеспечения безопасности, экологии и др. требований базируется на международных и региональных стандартах ISO, EN, ASME, API и др.
В Российской Федерации ряд отраслей промышленности и крупных компаний создали свои НТД, касающиеся технических требований к арматуре, без строгого соблюдения которых невозможна поставка на объекты этих компаний. И если раньше это касалось только арматуры для АЭС и военных ведомств, то сейчас соответствующие ограничения ввели, например, такие компании как ОАО «АК Транснефть», «Газпром», «ОРГРЭС» и др. Ростехнадзор и подведомственные ему институты также разработали новые нормативные документы, касающиеся требований по применению оборудования на потенциально опасных предприятиях, подведомственных Ростехнадзору. Эти требования в области безопасности, экологии, качества были значительно ужесточены, усложнились и процедуры получения разрешений Ростехнадзора.
Научно-Промышленная Ассоциация Арматуростроителей разрабатывает межгосударственные, национальные стандарты и стандарты предприятия. НПАА разработала следующие стандарты организации:
СТ НПАА 001-2013 «Арматура трубопроводная и приводы. Менеджмент разработки, изготовления, поставки, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, утилизации. Общие требования».
СТ НПАА 003-2006 «Арматура трубопроводная. Порядок выявления фальсифицированной продукции»;
СТ НПАА 004-2007 «Арматура трубопроводная. Отливки из чугуна и цветных сплавов. Общие технические требования»;
СТ НПАА 005-2007 «Арматура трубопроводная. Крутящие моменты на маховиках (штурвалах), двуплечих и одноплечих рукоятках (ключах)»;
СТ НПАА 006-2007 «Арматура трубопроводная. Ходовые резьбовые пары. Основные размеры. Технические требования»;
СТ НПАА 007-2007 «Арматура трубопроводная. Узлы сальниковые. Конструкция и основные размеры»;
СТ НПАА 008-2007 «Крепежные изделия. Типы и пределы применения»;
СТ НПАА 009-2008 «Арматура трубопроводная и приводы. Классификация и система обозначения»;
НПАА занимается переводом на русский язык и редактированием важнейших международных и корпоративных стандартов. Американский институт нефти API заключил с НПАА соглашение, предоставляющее ассоциации лицензию на перевод и распространение среди членов НПАА своих стандартов.
Международные стандарты – нормативные документы, разрабатываемые международными организациями, созданные по соглашению правительств различных стран мира. К ним относятся, например, Международная организация по стандартизации ISO (ИСО) и Международная электротехническая комиссия IEC (МЭК). В настоящее время в ISО состоит 140 национальных организаций и институтов на основе: одна организация – одна страна. ISО – неправительственная организация, она опубликовала 13500 международных стандартов. Более 500 тысяч организаций в 160 странах применяют стандарты серии ISO 9000, которые являются основой управления качеством через процессы изготовления, поставки и обслуживания продукции.
Межгосударственные и региональные стандарты разрабатываются, например, Европейским комитетом по стандартизации (CEN и CENELEC, членами которых являются страны ЕС). CEN основан в 1961 году национальными органами по стандартизации ЕЭС и странами Европейской ассоциации свободной торговли. Стандарты, издаваемые CEN, имеют обозначение EN. Часто за основу этих стандартов принимают стандарты IEC (МЭК) или ISO (ИСО) без изменений или с незначительными изменениями. В этом случае используется двойное обозначение EN ISO. Европейские стандарты EN обязательны после их утверждения к применению в качестве национальных стандартов для всех стран-членов ЕС без каких-либо изменений.
Опубликовано в "Вестнике арматурщика" 1 (21) 2015