Термин «конденсатоотводчик со свободноплавающим поплавком» давно и устойчиво ассоциируется с пароконденсатными системами. Между тем существует и другая область применения данного типа механического конденсатоотводчика. Мы говорим об отводе конденсата из систем сжатого воздуха. Принцип действия конденсатоотводчика со свободноплавающим поплавком достаточно прост, и он идентичен как для паровых систем, так и для систем сжатого воздуха. Поплавок в виде шара, не имеющий никаких механических креплений к корпусу, свободно плавает в жидкой среде и по мере изменения уровня жидкости внутри конденсатоотводчика открывает или закрывает выпускное отверстие, через которое жидкость, то есть конденсат, выпускается в конденсатную линию. Задача конденсатоотводчика — удалить жидкость и не допустить проскок газообразной среды. Конденсатоотводчик устанавливается на ответвлении трубопровода, по которому транспортируется сжатый воздух, так, чтобы конденсат смог выйти из основной трубы в конденсатную линию. Таким образом, конденсатоотводчик является своего рода ловушкой для газообразной среды, из которой необходимо удалить жидкую фракцию. На рис. 1 приведена конструкция конденсатоотводчика со свободноплавающим поплавком.
Конденсатоотводчики в системах сжатого воздуха применяются как в составе систем подготовки воздуха (осушителях, циклонных сепараторах и пр.), так и обособленно для отвода конденсата в нижних точках магистральных и вспомогательных воздухопроводов, а также воздушных ресиверов (см. рис. 2, 3).
Особенностью конденсата в системах сжатого воздуха является наличие масла, которое может присутствовать в воздухе и попадать туда из источника, то есть от компрессора. Если в воздухе присутствует конденсат, следовательно он также загрязняется маслом, задача конденсатоотводчика — отвести не только конденсат, но и масло. Другими словами, конденсатоотводчику необходимо отвести сильно загрязненный конденсат, и эта задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Сетчатые фильтры грубой очистки предназначены для улавливания крупных и мелких механических частиц, и они не могут задержать масло. Масло является вязкой жидкостью, которая создает пленку в верхнем слое конденсата, и когда конденсат проходит через довольно небольшое выпускное отверстие клапана конденсатоотводчика, оно может налипать на нем и со временем полностью блокировать его. Кроме того, вязкость масла зависит от температуры, и если температура воздуха снижается, например на протяженных сетях, расположенных на улице, то на хвостовых участках магистральных воздухопроводов оно может создавать ряд проблем на конденсатоотводчиках.
Многие современные компрессоры оснащаются различного рода средствами и системами подготовки воздуха, и это прежде всего характерно для относительно небольших компрессорных установок. Однако же крупные промышленные компрессорные установки, а также протяженные сети сжатого воздуха в любом случае требуют установки средств отвода конденсата, в том числе грязного. Традиционные конденсатоотводчики весьма уязвимы к наличию масла, и для эффективного отвода загрязненного конденсата требуются более сложные механизмы. На рынке трубопроводной арматуры присутствует настоящий чемпион по удалению сильно загрязненного конденсата — устройство, специально разработанное для тяжелых промышленных условий эксплуатации, то есть для отвода не только огромного количества конденсата, но и конденсата со значительным содержанием вязких сред. Это модель TATSU2 производства японской компании TLV («Trouble Less Valve» — «клапаны, не имеющие проблем»).