Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию следующую разработку из рубрики «Обзор патентов» – кран шаровой. Авторами и патентообладателями числятся Кулаков Вячеслав Демидович и Карабцов Евгений Владимирович, а патентообладателем является общество с ограниченной ответственностью «ПромАрмСтрой».
Заявляемая полезная модель относится к трубопроводной арматуре и предназначена для использования в качестве запорного устройства.
Технической задачей, на которую направлена заявляемая полезная модель, является возможность восстанавливать герметичность в затворе крана в случае износа седел в процессе эксплуатации, без демонтажа крана с трубопровода.
Кран шаровой содержит корпус 1 с размещенными в нем с двух сторон патрубками 2 с седлами 3 в виде уплотнительных колец с плоскими торцовыми поверхностями, шаровую пробку 4 с центральным проходным каналом 5 и поворотную цапфу 6, соединенную с одной стороны с шаровой пробкой 4, а с другой – с рукояткой 7. Патрубки уплотнены в корпусе уплотнительными кольцами 8. Седла 3 установлены с предварительным натягом и выполнены из упругого эластомерного материала. Патрубки 2 установлены в корпусе 1 с помощью ввернутых в корпус 1 накидных гаек 9 с наружной резьбой.
В случае износа седел и потери герметичности в затворе натяг седел, а следовательно, и герметичность в затворе могут быть восстановлены за счет дополнительного вворачивания накидных гаек 9 в корпус 1 после сброса давления без демонтажа крана с трубопровода.
Формула изобретения
Кран шаровой, содержащий корпус, с размещенными в нем с двух сторон патрубками с седлами, выполненными в виде уплотнительных колец с плоскими торцовыми поверхностями и установленными с предварительным натягом, шаровую пробку с центральным проходным каналом и поворотную цапфу, соединенную с одной стороны с шаровой пробкой, а с другой – с рукояткой, причем патрубки уплотнены в корпусе уплотнительными кольцами, а седла выполнены из упругого эластомерного материала, отличающийся тем, что патрубки установлены в корпусе посредством накидных гаек с наружной резьбой.
Описание
Заявляемая полезная модель относится к трубопроводной арматуре и предназначена для использования в качестве запорного устройства.
Из уровня техники известен кран шаровой (патент RU 2310787 «Кран шаровой», МПК F16K 5/06, опубл. 20.11.2007 г.), содержащий корпус, с размещенными в нем с двух сторон резьбовыми патрубками с седлами в виде уплотнительных колец с плоскими торцовыми поверхностями, шаровой пробкой с центральным проходным каналом и поворотной цапфой, соединенной с одной стороны с шаровой пробкой, а с другой с рукояткой. Патрубки уплотнены в корпусе уплотнительными кольцами. Седла установлены с предварительным натягом и выполнены из упругих материалов.
Недостаток клапана по указанному патенту RU 2310787 – невозможность восстанавливать натяг седел в случае их износа и потери герметичности в затворе в процессе эксплуатации крана, так как резьбовые патрубки после установки в корпус упираются в торцы корпуса и не могут быть далее ввернуты в корпус для увеличения натяга седел.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому техническому решению является кран шаровой КШР (PSKSD) ООО «ПромАрмСтрой». Кран шаровой содержит корпус с размещенными в нем с двух сторон резьбовыми патрубками, с седлами в виде уплотнительных колец с плоскими торцовыми поверхностями, шаровую пробку с центральным проходным каналом и поворотную цапфу, соединенную с одной стороны с шаровой пробкой, а с другой – с рукояткой. Патрубки уплотнены в корпусе уплотнительными кольцами. Седла установлены с предварительным натягом и выполнены из упругого эластомерного материала. Патрубки выполнены с возможностью вворачивания в корпус для восстановления натяга седел в случае их износа и потери герметичности в затворе, но только после демонтажа крана с трубопровода.
Недостатком указанных кранов ООО «Промармстрой» является невозможность восстановления герметичности в затворе без демонтажа крана с трубопровода.
Технической задачей, на которую направлена заявляемая полезная модель, является возможность восстанавливать герметичность в затворе крана в случае износа седел в процессе эксплуатации, без демонтажа крана с трубопровода.
Поставленная задача достигается тем, что кран шаровой содержит корпус с размещенными в нем с двух сторон патрубками с седлами в виде уплотнительных колец с плоскими торцовыми поверхностями, шаровую пробку с центральным проходным каналом и поворотную цапфу, соединенную с одной стороны с шаровой пробкой, а с другой с рукояткой. Патрубки уплотнены в корпусе уплотнительными кольцами. Седла установлены с предварительным натягом и выполнены из упругого эластомерного материала. Патрубки установлены в корпусе с помощью ввернутых в корпус накидных гаек с наружной резьбой.
В случае износа седел и потери герметичности в затворе натяг седел, а следовательно, и герметичность в затворе могут быть восстановлены за счет дополнительного вворачивания накидных гаек в корпус после сброса давления без демонтажа крана с трубопровода.
Заявляемый кран шаровой имеет существенные преимущества по сравнению с известными конструкциями того же назначения благодаря возможности восстановления герметичности в затворе в случае износа седел без демонтажа крана с трубопровода.
Сущность заявляемого технического решения поясняется графическим материалом, на котором представлен продольный разрез крана шарового.
Сущность заявляемого технического решения поясняется графическим материалом, где дан общий вид крана в разрезе.
Кран шаровой содержит корпус 1 с размещенными в нем с двух сторон патрубками 2 с седлами 3 в виде уплотнительных колец с плоскими торцовыми поверхностями, шаровую пробку 4 с центральным проходным каналом 5 и поворотную цапфу 6, соединенную с одной стороны с шаровой пробкой 4, а с другой с рукояткой 7. Патрубки уплотнены в корпусе уплотнительными кольцами 8. Седла 3 установлены с предварительным натягом и выполнены из упругого эластомерного материала. Патрубки 2 фиксируются в корпусе 1 с помощью ввернутых в корпус 1 накидных гаек 9 с наружной резьбой.
Устройство работает следующим образом. По общетехническим требованиям к запорной арматуре кран закрывается поворотом рукоятки 7 по часовой стрелке на четверть оборота, а открывается поворотом рукоятки 7 против часовой стрелки. В случае износа седел 3 и потери герметичности в затворе в процессе эксплуатации натяг седел 3, а следовательно, и герметичность в затворе могут быть восстановлены за счет дополнительного вворачивания накидных гаек 9 в корпус 1 после сброса давления без демонтажа крана с трубопровода.