В процессе эксплуатации основные узлы и детали арматуры непрерывно изнашиваются, для восстановления их работоспособности возникает необходимость проведения ремонта трубопроводной арматуры. Одними из важнейших технологических операций являются шлифовка и притирка (доводка) уплотнительной поверхности узла затвора, так как данные операции позволяют решить основную задачу при достижении герметичности трубопроводной арматуры. Основными причинами негерметичности из наиболее часто встречающихся как раз является высокая степень износа и недостаточно полное и плотное прилегание уплотнительной поверхности.
Ремонт такого вида трубопроводной арматуры, как клиновые задвижки, не обходится без особенностей. При повторных притирках контактирующих поверхностей клина и седла корпуса происходит «проседание» клина из-за уменьшения контактных габаритов клина и увеличения контактных габаритов седла корпуса. Поэтому подобный ремонт рекомендуется выполнить лишь несколько раз, после чего «просадка» клина не обеспечивает герметичного запирания потока рабочей среды. В подобных случаях приходится прибегать к технологии наплавки уплотнительных колец на седло корпуса с последующей расточкой, шлифовкой и притиркой совместно с клином.
Шлифовка плоских уплотнительных поверхностей осуществляется наклеенной на торцевые поверхности обрабатывающего инструмента шлифовальной бумагой различной зернистости. Бумага имеет водостойкую тканевую самоклеящуюся основу, что позволяет довольно удобно и быстро осуществить ее замену в процессе работы. Абразивный материал выполняется на основе черного карбида кремния, электрокорунда, электрокорунда керамического и обладает высокой твердостью. Требуемое качество и шероховатость обрабатываемой поверхности достигаются путем замены шлифовальной бумаги от грубой до более мелкозернистой фракции. Технологический процесс повторяется до устранения следов износа, небольших задиров уплотнительной поверхности с последующим созданием плоскости для дальнейшей притирки.
Притирочные эмульсии, используемые для притирки поверхностей, к которым предъявляются высокие требования по плоскостности и шероховатости (торцевые уплотнения, поверхности под металлические прокладки, клинья и диски трубопроводной арматуры), представляют из себя сложные смеси, в состав которых входят индустриальные масла, олеиновая либо стеариновая кислота, непосредственно абразивные микропорошки на основе электрокорунда, карбида кремния либо алмаза. Готовые эмульсии предназначены для притирки уплотнительных поверхностей под металлические прокладки и запорных элементов трубопроводной арматуры, выполненных из легированных нержавеющих сталей (в том числе методом наплавки).
Помимо шлифовальных колец и готовых составов, специалисты СКБ «ПОБЕДИТ» готовы подобрать и предложить абразивные материалы и пасты на основе микропорошков под ваши специальные задачи.
Оценить, насколько качественно выполнен ремонт трубопроводной арматуры, а также качество шлифовки и притирки (доводки) уплотнительной поверхности, можно по нескольким основным критериям: показатели шероховатости обрабатываемой поверхности, погрешность формы и качество площади прилегания уплотнительной поверхности, точность размеров и волнистость поверхности, качество притира и абразивных составов.
Безусловно, восстановление герметичности трубопроводной арматуры – важный и трудоемкий процесс, несмотря на простоту конструкции, ее ремонт без применения специализированного оборудования и оснастки практически невозможен, так как задействуется ряд технологических операций и процессов, которые крайне важно соблюдать.
Задачей и основной целью при проведении работ по восстановлению уплотнительной поверхности является обеспечение герметичности затвора. Достигается это условие путем полного плотного прилегания обрабатываемой поверхности и притира, а также технических возможностей инструмента совершать определенное сложное вращательное движение.
Однозначным выходом в решении вопросов, касаемых эффективности ремонта трубопроводной арматуры, а именно шлифовки и притирки уплотнительных поверхностей клиновых задвижек, является внедрение специализированного технологичного оборудования. К примеру, наличие на производстве станков компании специального конструкторского бюро «ПОБЕДИТ» моделей СПД станки стационарного исполнения для размещения на промышленных объектах, а также СПМ-1 мобильного исполнения для проведения работ по месту установки задвижки на трубопроводе позволит предприятиями самостоятельно осуществлять ремонт в сжатые сроки, с меньшими трудовыми и экономическими затратами.
Станок СПД предназначен для чистовой и/или черновой притирки (доводки) уплотнительных поверхностей деталей трубопроводной арматуры: клиньев задвижек, золотников и седел клапанов, шиберов, а также деталей машиностроения общего назначения. Притирка осуществляется сложными смесями, в состав которых входят индустриальные масла, олеиновая либо стеариновая кислоты и абразивные микропорошки, свободно расположенные между взаимно движущимися уплотнительными поверхностями обрабатываемой детали и притира.
Рекомендуется осуществлять предварительную и окончательную притирку в зависимости от требуемой шероховатости обрабатываемой поверхности и материалов. При значительных повреждениях деталей уплотнительной поверхности или в зависимости от типа назначения арматуры и требуемого класса герметичности допускается применение дополнительной, финишной операции доводки.
Станок СПМ-1 предназначен для шлифования и притирки уплотнительных поверхностей корпусов клиновых задвижек без удаления из трубопровода. При необходимости обработки клина предусмотрена специальная подставка для фиксации и дальнейшей обработки с соблюдением требуемого угла наклона. Шлифование осуществляется при помощи шпинделей и шлифовальных колец на самоклеящейся основе. Притирка уплотнительных поверхностей производится чугунными притирочными дисками с применением абразивных паст различной зернистости.
Ремонт арматуры должен осуществляться исключительно квалифицированными специалистами, которые имеют опыт ремонта, ознакомлены с конструкцией и назначением трубопроводной арматуры, оснащены соответствующим технологическим оборудованием, инструментом и прошли производственный инструктаж.
Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №4 (73)