- Евгений Владимирович Ефимов, директор ООО «Арматура ГмбХ»
- Славко Цанюга, технический директор Hydromat d.o.o.
Секретом успеха HYDROMAT (см. интервью с директором HYDROMAT, опубликованном в «Вестнике арматуросителя» № 3 (38) за 2017 год) в проектировании и изготовлении комбозатворов является то, что во главу угла изготовитель ставит гидропривод и систему управления, где собраны все ноу-хау изготовителя, считая их первичными, а саму арматуру (корпус с диском и валом) вторичной. В отличие от того, как это делают другие 99 % конкурентов, изготавливая арматуру и собирая под нее гидроцилиндр, шкаф, фактически импровизируя с системой управления, в то время как системы управления комбоарматуры компании HYDROMAT по сути являются самостоятельными plug&play-устройствами, что дает дополнительный козырь при их ремонте, замене изделия целиком, унификации применямых конмбозатворов потребителем для обеспечения легкости ремонта и обслуживания, взаимозаменяемости многих компонентов гидроприводов различного типоразмерного ряда, а также потенциальном использовании целого изделия на другой арматуре сравнимого размера. Монтаж и включение устройств типа plug&play, как говорит сама за себя маркировка, также не должны вызывать трудностей у пользователя.
HYDROMAT почти 40 лет проектирует подобные изделия, поэтому неслучайно, что и компоненты для своих гидроприводов хорватская компания выбирает среди производителей, обладающих такой же серьезной компетенцией, которые зарекомендовали свое качество и срок службы своих изделий.
Основываясь на своем опыте, компания внедрила в свои гидроприводы различные системы защиты основных узлов от перегрузки. Помимо того, что во все изделия априори заложен повышенный запас прочности их изготовителями – компонентов.
Уникальная запатентованная концепция HAWL™ (зарегистрированная торговая марка HYDROMAT – системы управления комбозатворами) позволяет передавать только рабочий крутящий момент без дополнительных радиальных усилий, что исключает изгибающие нагрузки на вал клапана, дополнительный износ подшипников и уплотнений, повышенное сопротивление вращению диска клапана и другие недостатки. Аварийное отключение, управление потоком и операции включения/выключения арматуры как стандартные операции Hydromat® выполняются в двух режимах – одиночном и комбинированном, при этом время закрытия регулируемое, настраиваемое в определенном диапазоне по ступеням. Статическое и активное управление крутящим моментом при открытии и закрытии.
HAWL предлагает различные характеристики демпфирования, фиксированное или регулируемое время открытия в один или, как вариант, в два этапа, допускается гидравлическая блокировка диска в любом положении, без утечек в закрытом положении и другие преимущества.
Одной из важнейших частей в гидроприводе, очевидно, является главный гидроцилиндр. HYDROMAT более 40 лет производит гидроцилиндры, которые поставляет на рынок как отдельно, так и в составе своих изделий. То есть за самую главную деталь привода HYDROMAT отвечает персонально. В этой детали заложен весь многолетний опыт хорватской компании. Поэтому декларации призводителя относительно ресурса основного узла в 2 млн циклов можно доверять! Это означает, что каждый день гидроцилиндр может срабатывать почти 100 раз и при этом его ресурса должно хватить на 60 лет.
Предлагаем на примерах сравнить решения HYDROMAT с типовым решением, которое на рынке предлагают компании из ЕС, сделав акцент на недостатки конструкции конкурентов, которые решены в изделиях, предлагаемых HYDROMAT.
Основные недостатки таких конструкций:
1. Рычаг с грузом крепится на валу арматуры. Это повышенный износ втулок подшипника и уплотнений, нагрузка на изгиб вала. Соединения рычага с грузом гидроцилиндром недостаточно надежное, при этом сам гидроцилиндр крепится на отдельной скобе, приваренной к корпусу комбозатвора – нагрузка от гидроцилиндра передается на эту скобу крепления – месту приварки к корпусу (актуально для всех фото, представленных выше).
2. Зачастую масса груза выбрана неверно (меньше, чем требуется), что сказывается на закрытии. Непонимание величины крутящего момента, требуемого на закрытие, очень опасно.
3. Гидпропривод и система управления – это чаще всего импровизация изготовителя арматуры, заказавшего узлы привода и системы управления у разных изготовителей.
4. Отсутствие резервных-байпасных линий у гидропривода на случай выхода компонентов из строя для сохранения работоспособности гидропривода.
5. Неверно выбранный крутящий момент привода либо момент без учета страховочного коэффициента. Непонимание величины крутящего момента на открытие. Очевидно, что чем на больший крутящий момент рассчитан привод, тем дороже он стоит. В то же время понятно желание многих производителей выиграть конкурс, вписавшись в определенную цену. Это также опасно для потребителя.
6. Гидравлический привод не оборудован компонентами для контроля работы, сигнализации и защиты от перегруза.
7. Привод собран на дешевой компонентной базе (чаще всего). Электрические компоненты премиального качества, которые гарантированно отслужат свой срок, могут стоить в десятки раз дороже компонентов, сравнимых по размерам и характеристикам, но от непроверенных поставщиков.
8. Важные детали привода выполнены из недорогих композитных материалов, углеродистой стали с покрытием и пластмасс (например, маслобак), вместо того чтобы быть изготовленными из высококачественной нержавеющей стали.
9. Проблема совместимости гидравлической и электрической части комбоарматуры в случаях, когда изготовлением этих крупных узлов занимались разные изготовители и компетенция самого изготовителя комбоарматуры средняя; проблема совместимости отдельных компонентов внутри гидравлики и электрики привода.
10. Имеется только обычный предохранительный клапан (VP1) для защиты маслонасоса, а в гидроцилиндре привода отсутствует система сигнализации и защиты от перегрузки по давлению, которая защищает привод и клапан от перегрузки, особенно при повышенных перепадах давления, блокировке клапана, гидравлических ударах и т. д. Так как подобные решения вырабатываются на основе многолетнего опыта производства и эксплуатации систем упарвления комбоарматурами, который отсутствует у очень многих производителей из Азии и ЕС.
11. На приводе отсутствуют механические блокировки диска в открытом (и закрытом) положении.
12. Соединение маслостанции и гидропривода с помощью шлангов ВД выполнено хаотично, шланги не закреплены.
13. Гидропривод не является устройством plug&play.
14. Отсутствуют решения, у которых недостаточная масса груза на рычаге (в силу, например, требований по сейсмике, размеров помещения и т. д.) компенсируется энергией гидроаккумулятора либо рычаг с грузом отсутствуют полностью, а его функция полностью передана на гидроаккумулятор (актуально для регионов с повышенной сейсмической опасностью). Важно оптимизировать величину крутящего момента груза и на основе гидроаккумулятора с целью надежного закрытия клапана. Oптимизация размера веса за счет максимальной сейсмостойкости оборудования, исходя из требований проекта.
15. Отсутствуют вохможности безопасного открытия клапана в случае, например, отказа насоса или электродвигателя гидроагрегата, которые достигаются установкой гидроаккумулятора.
16. Отсутствуют возможности программирования и управления открытием и закрытием арматуры, а это очень важно. Например, регулировка положения дискa клапана и автоматическое включение гидравлического модуля для полного закрытия клапана как дополнительная гарантия полного закрытия.
17. Отсутствует модульность конструкции гидропривода, которую, пожалуй, может обеспечить только сам изготовитель, специализирующийся на них (в качестве примера можно привести приводы AUMA и их модельную конструкцию, обеспечивающие конечному потребители широкие возможности по апгрейду даже после покупки голого изделия). Не предусмотрена, например, доукомплектация ИБП, установка которого предусмотрена гидроприводом изначально за счет принципа модульности.
18. Блок управления гидроприводом располагается на маслостанции, а не на гидроцилиндре, как у HYDROMAT, что существенно снижает надежность системы.
Например, в случае разрыва длинного соединительного гибкого трубопровода высокого давления (т. н. рукав ВД), соединяющего ГНС (маслостанцию) и гидроцилиндр, без системы безопасности комбоарматура закрывается автоматически, что будет означать аварию или серьезную поломку насосов охлаждения и другого оборудования с ущербом в миллионы рублей.
У HYDROMAT блок управления расположен на самом гидроцилиндре, обеспечивая повышенную надежность.
19. Зачастую гидропривод у комбозатвора конкурентов не предусматривает возможности точной регулировки плотности закрытия диска комбозатвора.
20. То же самое с возможностью точной регулировки положения диска в положении полностью открыто с помощью механической настройки.
21. Отсутствует профессионально изготовленный шкаф управления, предусматривающий место для апгрейда гидропривода контроллерами, ИБП и т. д. Шкаф управления также должен содержать электронную систему резервирования, т. е. триггерное управление для закрытия клапана в случае сбоя питания основных охлаждающих насосов.
Вместо эпилога
Если кто-то из читателей бывал в Египте, то знает, что страна отнюдь небогата. Но вместе с тем развитие страны в последние годы идет семимильными шагами. Также еще со времен школьных уроков географии известно, какое место в Египте занимает водоснабжение – система каналов для передачи воды и орошения, ведь страна расположена на территории двух пустынь – Аравийской и Сахары (большая часть страны – на территории Нубийской и Ливийской пустынь, являющихся частью пустыни Сахара). Причем пустыни покрывают около 96 % страны! Получается, что не самая богатая страна региона приобретает отнюдь недешевые решения HYDROMAT, ставя во главу угла надежность и функционал оборудования. Такой подход может только приветствоваться любым техническим специалистом. Нам в России определенно стоит присмотреться к тому, как рачительные египтяне стремятся переплатить, чтобы получить надежное и проверенное в условиях Египта (и не только) оборудование.
Надеюсь, что мы были достаточно убедительны для наших потенциальных покупателей, которые есть и среди читателей «Вестника», чтобы в случае необходимости приобретения надежного комбозатвора вы обратились именно к компании HYDROMAT. Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №5 (92)