Производители арматуры во всем мире ищут пути дальнейшего повышения надежности и длительности безаварийной эксплуатации крупной арматуры высоких параметров.
Ресурс работы определяют корпусные детали, и чаще всего при использовании литых корпусов остановы происходят по причине развития скрытых дефектов литья и, как следствие, появления трещин. Дефекты в литье есть всегда, но определить и устранить их очень сложно.
Решение – заменить литые корпуса на штампованные. Несмотря на более высокую стоимость штамповки, многие потребители уже сделали выбор в пользу штампованных и штампосварных корпусов.
Преимущества штамповки по отношению к литью очевидны: отсутствие внутренних дефектов, длительная прочность и надежность. При эксплуатации это значит, что снижается вероятность неплановых остановов и уменьшаются ремонтные сроки.
Отдельные производители, с целью получения конкурентного преимущества в цене, не изменяя обозначения, принадлежащего изделию со штампосварным корпусом, изготавливают его сварным из центробежнолитых элементов, и это искажает общую положительную картину. При центробежном литье, особенно из стали типа 15х1 м1фл, высока вероятность неравномерности роста зерна, что повышает склонность к трещинообразованию и снижает длительную прочность при высоких температурах. Кроме того, центробежнолитые корпуса часто изготавливают с размерами штампосварных, без учета рекомендованной расчетом на прочность прибавки 25 % на толщину стенки для литья.
Сегодня Барнаульский котельный завод уже освоил серийный выпуск большинства изделий крупной арматуры высоких параметров с цельноштампованными и штампосварными корпусами. Это задвижки серий 881, 1120, 1123, 4015, 1156 и клапаны серий 1084, 1085, 1086, 1087 Рраб >9,8 МПа, DN 100 и DN 150 – цельноштампованные. Задвижки серий 880, 882, 883, 884, 885, 1012, 1013, 1017, 1156 DN 175, 200, 225, 250 и 300 – штампосварные. Задвижки серии 1511: РN 100, DN 80, 100, 150, 200, 250 – цельноштампованные. Предохранительные клапаны 1202‑150 / 150, 1203‑150 / 200, Рр 9,8 и 3,7 МПа – штампосварные.
Задвижки серии 1511 кроме штампованного корпуса обладают еще одним существенным преимуществом – повышенная ремонтопригодность. В отличие от литого аналога, в этой серии самоуплотняющаяся крышка заменена крышкой-бугелем с фланцевым разъемом.
Для этого производство оснащено высокотехнологичным оборудованием: крупногабаритными станками с ЧПУ для обработки корпусных элементов; сварочным оборудованием для автоматической сварки под слоем флюса с ЧПУ; печами для термообработки; современными средствами для неразрушающего контроля, а также гидравлических испытаний. Стенды для проведения испытаний аттестованы, проведена сертификация на соответствие ТР ТС 032/2013.
Опубликовано в "Вестнике арматуростроителя", №3 (31), 2016
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя» № 3 (31) 2016