Арматуростроение как самостоятельная отрасль появилось в России задолго до революции и прихода к власти большевиков в 1917 году. Основу отечественного арматуростроения в 1887 году заложил прусский подданный, петербургский купец 2-й гильдии, коммерции советник Рихард Людвигович (Львович) Лангензипен из Магдебурга. В этом древнем германском городе господин Лангензипен владел большой корпорацией, в которую входили несколько производственных предприятий – Rich. Langensiepen. Maschinenfabrik Metall - und Eisengießerei (машиностроительная фабрика, металлургический и чугунолитейный заводы). В конце XIX века филиалы немецкой корпорации были открыты в Санкт-Петербурге, Москве, Риге и Нижнем Новгороде.
Специалистов компании Profactor Armaturen GmbH («Профактор Арматурен Гмбх») заинтересовала история появления и развития в царской России арматурной отрасли. И здесь не обошлось без немцев! В ходе изучения архивных документов, трудов немецких и российских историков и инженеров, исторических обзоров и статей, опубликованных в научных изданиях, специализированных и новостных ресурсах, выяснились интересные подробности, которые свидетельствуют о резком взлете арматуростроения в Российской империи на рубеже XIX-XX веков и затянувшемся кризисе отрасли в послереволюционные годы.
Большое внимание Рихарду Лангензипену и его жизни в России уделил Валентин Дмитриевич Привалов – петербургский писатель, историк, краевед. Он является автором множества статей о Санкт-Петербурге и серии книг «Каменноостровский проспект», «Улицы Петроградской стороны. Дома и люди», «Большой проспект Петроградской стороны» и других. За долгие годы работы с архивными документами В.Д. Привалов собрал уникальные материалы о 40 000 известных петербуржцев, в числе которых оказался и Рихард Лангензипен. О нем подробно рассказывается в книге «Каменноостровский проспект». Свое повествование автор начинает с интересного исторического события:
«28 ноября 1878 года Саксонскому подданному Рудольфу Грошу было выдано свидетельство на производство работ в токарной мастерской третьего участка при механическом заводе в доме номер 11 по Каменоостровскому проспекту, где впоследствии начался выпуск первых образцов трубопроводной арматуры» [4].
Вместе с тем на архитектурном сайте Санкт-Петербурга CITYWALLS [1] отмечено: «Согласно Купеческим книгам того времени, до 1875 года Рудольф Карлович Грош значился со своим домом и Механическим заведением по адресу Малая Садовая, д. 6. В 1875 году Р. Грош перебрался в свой новый дом на Каменноостровском пр., 9. В том же году Р. Грош открыл в стороне от Каменноостровского пр. небольшой механический завод с литейной мастерской (литейно-механический), где трудились всего 120 рабочих. В цехах изготавливали пожарные трубы и арматуру для котлов. Завод занимал участок прямоугольной формы. Здесь Рудольф Грош жил и работал до 1887 года».
В 1877 году в заводском дворе по проекту архитектора Дмитриева Николая Всеволодовича возведены производственные здания. В 1878 году их перестроили по проекту техника городской управы Федора Карловича фон Привица.
В 1886 году архитектор А. Ашемур возвел выходящее на проспект здание заводской конторы. Четырехгранная деревянная башенка со стороны проспекта увенчана флюгером, на нем дата – 1896. Очевидно, это дата перестройки здания. Сохранившийся до наших дней административный корпус завода Лангензипена был одно время жилым домом. Это здание сохранилось без изменений и расположено по современному адресу: Каменноостровский проспект, 11.
В своей книге «Каменноостровский проспект» Привалов отмечает, что 31 августа 1887 года начинается новая веха в истории предприятия Гроша. Его покупает товарищество «Лангензипен и Ко», учрежденное в 1878 году прусским подданным, петербургским купцом 2-й гильдии, коммерции советником Рихардом Людвиговичем Лангензипеном и петербургским купцом 2-й гильдии Оскаром Васильевичем Митенсом. Уставный капитал фирмы составил 30 тысяч рублей.
Именно Рихард Людвигович Лангензипен считается основателем производства трубопроводной арматуры в России. В приобретенных у Гроша зданиях он основал чугунно-меднолитейный, арматурный и машиностроительный заводы. Так, в 1887 году на заводском дворе по проекту академика архитектуры Густава Мартыновича Барча было сооружено еще одно производственное здание, впоследствии расширенное. К 1895 году на заводской территории были построены дополнительные каменные сооружения для цехов, кузниц, складов, заводоуправления. Новый хозяин существенно расширил номенклатуру выпускаемых изделий, подтянув их к ассортименту немецких предприятий в Магдебурге. Кроме арматуры для трубопроводов, товарищество «Лангензипен и Ко» стало выпускать керосиновые двигатели, газовые краны, пожарные трубы. В результате санкт-петербургский филиал стал быстро расти. В 1895 году на питерских заводах трудились 650 рабочих, а к 1900-м годам их количество увеличилось до 800 человек.
В историческом обзоре «Квартальный надзиратель – Господин коммерции советник», опубликованном в электронном журнале «СПБ.СОБАКА.RU» № 61 за 2008 год [2], приводится интересный факт: Рихард Людвигович Лангензипен предпочитал жить дома, в Германии, а его питерскими предприятиями и делами занимался родной брат Альфред. В 1904 году в интересах бизнеса Альфред Людвигович принял российское подданство и получил звание почетного гражданина Санкт-Петербурга.
«В 1907 году Рихард Лангезипен получил от Николая II титул имперского коммерческого советника и пользовался в России большим авторитетом», – отмечает кандидат технических наук Шпаков О.Н.
В своем исследовании аналитики Profactor Armaturen GmbH также уделили внимание трудам технического эксперта Научно-промышленной ассоциации арматуростроителей (НПАА), инженера-механика Шпакова Олега Николаевича – автора множества статей, монографий и книг в области истории арматуростроения. В одной из них – «Трубопроводная арматура в истории науки и техники» [5] автор – в главе 5 «Из истории некоторых арматурных фирм» он пишет: «На рекламном плакате 1900 года показано основное расположение завода в Магдебурге и указано дочернее предприятие Langensiepen&Co в Санкт-Петербурге, купленное 31 августа 1887 года у Рудольфа Гроша. В 1904 году на немецком заводе случился пожар, в связи с чем последовал перенос основного производства в Санкт-Петербург».
Шпаков О.Н. обратил внимание, что Рихард Лангензипен и Оскар Митенс – владельцы «Лангензипен и Ко» в Санкт-Петербурге – стремятся расширить географию поставок и основывают, помимо своего завода, Торговый дом «Лангензипен и Ко».
«Производимыми и реализуемыми заводом и торговым домом изделиями были насосы, впрыскиватели в паровые цилиндры, трубопроводная арматура, ветряные и бензиновые моторы, станки, паровые машины, паровые насосы и др. Акционерное общество открыло филиалы в Москве, Нижнем Новгороде, склады в Варшаве, Киеве, Лодзи, Одессе, Владивостоке», – констатирует автор.
Продукция предприятия в короткий срок стала известной в царской России и за рубежом, ассортимент немецких товаров постоянно расширялся. Завод Лангензипена интенсивно развивался и перестраивался.
Вот что пишет по этому поводу Шпаков О.Н.: «В Санкт-Петербурге стали выпускать в большом ассортименте трубопроводную, котельную, пожарную арматуру, насосы, медные трубы, пожарные краны, манометры. Со временем освоили изготовление электрического и телефонного оборудования. Компания занималась не только производством и продажей насосов и арматуры различных видов, в том числе доставляемой из Магдебурга, но также поставками оборудования для российской армии».
Многие источники подтверждают выводы Олега Николаевича и отмечают, что продукция товарищества «Лангензипен и Ко» была популярной на российском рынке и пользовалась повышенным спросом, так как немецкие инженеры и менеджеры уделяли повышенное внимание не только качеству изделий, но и их внешнему виду. Товары питерских заводов Лангензипена участвовали на всех отраслевых выставках и конкурсах как в России, так и за рубежом, завоевывая золотые медали и восторженные отзывы потребителей.
В период Русско-японской войны товариществу «Лангензипен и Ко» поступали важные заказы от военных ведомств. Так, например, краны-гидранты с гайками «Шторца» диаметром 1,75 дюйма, приборы «Клингер», манометры на 200 атмосфер с кранами 5 и 6 дюймов устанавливались на военных подводных лодках типа «Морж», линкорах «Севастополь», «Петропавловск» и броненосце «Цесаревич».
Согласно сведениям, приведенным в обзоре «Квартальный надзиратель – Господин коммерции советник», в 1911 году Рихард Людвигович реорганизовал свое предприятие. На его основе было создано акционерное общество «Лангензипен и Ко» с основным капиталом 2 миллиона рублей. Устав общества в ноябре 1911 года утвердил император Николай II.
Из 2 тысяч акций, выпущенных АО «Лангензипен и Ко», 1968 ценных бумаг приобрел непосредственно Рихард Людвигович. По десять акций получили его сын и дочь, а две были переданы брату Альфреду. Оставшиеся десять акций достались компаньонам.
В 1912 году капитал акционерного общества увеличился вдвое, его отделения были открыты в Москве, Риге, Киеве, Харькове, Варшаве, а представительства «Лангензипен и Ко» действовали в 14 городах Российской империи.
Значительно расширялось предприятие и в Санкт-Петербурге. В апреле 1912 года АО «Лангензипен и Ко» приобрело несколько корпусов завода Тильманса в Школьном переулке, 5 (улица Трефелева, 2А), в них перешла большая часть литейного производства, а на Петроградской стороне остались механические мастерские, часть чугунолитейного производства и склады готовой продукции.
После начала Первой мировой войны распоряжением царского правительства из состава правления АО «Лангензипен и Ко» были выведены все подданные Германии – вражеской стороны. Рихард Людвигович формально оставил пост председателя правления, но при этом огромную прибыль от производства оружия для войны с немцами еще более года исправно отправляли из России в Германию, где жил Рихард Людвигович.
Как отмечено в историческом обзоре, лишь в конце 1915 года Рихард Людвигович продал свои акции (почти за 3 миллиона рублей) и роскошный дом в Санкт-Петербурге. Корпорацию передали правительственному инспектору, назначенному министром финансов, и переименовали в «Акционерное общество механических заводов для производства арматуры, машин и предметов снабжения армии и флота». По другой версии, акциями предприятия завладели несколько крупных российских банков, а также частные лица, в их числе князь Кудашев и барон Врангель.
Первая мировая война значительно увеличивала доходы корпорации. Перед большевистской революцией ее капитал составлял 10 миллионов царских рублей. В июне 1918 года, согласно декрету Совета народных комиссаров, все производственные предприятия и их имущество были национализированы, работа заводов практически остановилась. В 1922 году бывшее АО «Лангензипен и Ко» было переименовано в Государственный петроградский арматурный завод «Знамя труда», но это уже другая история.
Примечательно, что через 30 лет, в 1950-е годы, «Знамя труда» выпускает первые образцы арматуры для АЭС и легендарного ледокола «Ленин». В 1960-е годы на заводе внедряется новое направление в арматуростроении – космическое. Для нужд советской космонавтики изготавливаются блоки и элементы автоматики для межпланетных станций «Венера», «Фобос», космических орбитальных станций «Салют» и «Мир».
К началу XXI века завод «Знамя труда» превратился в полуразрушенный памятник краснокирпичной заводской архитектуры XIX века. В 2006 году на Каменноостровском проспекте, 9 появилось новое здание бизнес-центра «Лангензипен», оригинальный фасад которого обошелся заказчикам в 2 миллиона евро. Об этом сообщил информационный ресурс BN.RU (Санкт-Петербург) 28.03.2007 [3]. Таким образом, новые хозяева решили вспомнить и отдать должное славному русско-германскому наследию, незаслуженно вычеркнутому из истории России в советские годы.
Список литературы
1. Механический завод Р.К. Гроша. Контора. Производство (двор) – Арматурный завод Лангензипена – Арматурный завод «Знамя труда» [Электронный ресурс] // Архитектурный сайт Санкт-Петербурга CITYWALLS. URL: https://www.citywalls.ru/house858.html (дата обращения: 8.04.2021).
2. Исторический обзор «Квартальный надзиратель – Господин коммерции советник» [Электронный ресурс] // СПБ.СОБАКА.RU, 2008. URL: http://kn.sobaka.ru/n61/02. html (дата обращения: 8.04.2021).
3. «Лангензипен»: проект с миллионным прошлым [Электронный ресурс] // BN.RU (Санкт-Петербург), 2007. URL: https://www.bn.ru/gazeta/ articles/11384/ (дата обращения: 8.04.2021).
4. Привалов В.Д. Каменноостровский проспект. – М. – 2005.
5. Шпаков О.Н. Трубопроводная арматура в истории науки и техники // Вестник арматуростроения. – 2019. – № 3. – С. 92.