Наша продукция сегодня – это клиновые задвижки различных исполнений давлением до 160 атм и диаметром до 50 мм включительно, запорные клапаны, запорно-регулирующие и обратные на те же параметры, шаровые краны диаметром от 10 до 300 мм и давлением от 16 до 160 атм. С первого года основания нашей компании (12 августа 1993 г.) мы реализуем продукцию гражданского назначения производства АО «Воткинский завод». Это трубопроводная арматура и насосы ЦНС для поддержания пластового давления, различное оборудование для газовиков и нефтяников, станки и станочное оборудование.
Основную часть наших задвижек ЗКС изготавливает АО «Воткинский завод», который ведет свою историю с сентября 1759 г. За это время было сделано много славных дел, значимых для страны. Среди них – шпиль Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, изготовленный на заводе, доставленный и смонтированный воткинскими специалистами; 12-пролетный мост через реку Амур (район Комсомольска-на-Амуре), который проработал более 100 лет и выведен из эксплуатации 5 лет назад.
Во время Великой Отечественной войны завод выпустил более 52 тысяч артиллерийских орудий (каждая девятая пушка времен войны – нашего производства). Совсем недавно Воткинский завод «приложил руку» к созданию большого и малого колес для детектора ATLAS Большого адронного коллайдера. Европейские страны не рискнули взяться за столь сложную работу: точность изготовления сборочных единиц в среднем составляла 0,15 мм на 18 м. Оборонная продукция АО «Воткинский завод» известна всему миру – это ракеты ядерных сил сдерживания «Тополь М», «Ярс», «Булава», «Искандер».
Наряду с этим более 40 лет основу производственной программы по трубопроводной арматуре в АО «Воткинский завод» составляют клиновые задвижки ЗКС типа 31лс77нж DN 15-50 мм, PN 16–160 атм из углеродистых, легированных и нержавеющих сталей. В 2011 г. было принято решение о расширении производства трубопроводной арматуры малых диаметров на производственной площадке группы компании «Тополь» (ОАО «ВПК»), в которой наше ОАО «Торговый дом «Воткинский завод» является базовым предприятием, собственником основных средств, разработчиком технологий изготовления и владельцем конструкторской документации. Также в 2011 г. было возобновлено производство кранов шаровых, производимых Воткинским заводом до 2003 г. В линейке выпуска – шаровые краны DN 6-300 мм, РN 16–160 атм различных вариантов исполнения.
В 2013 г. освоены задвижки ЗКС для сероводородосодержащих сред в соответствии с рекомендациями NACE и СТ ЦКБА 052-2008. Применяемые в них материалы устойчивы к сульфидно-напряженному растрескиванию в присутствии влажного сероводорода до 25%. Задвижки успешно эксплуатируются в составе групповых замерных установок на газовых месторождениях Оренбурга. Первые партии отгружены на Омский НПЗ и Антипинский НПЗ.
В настоящее время на вновь построенных площадях мы производим задвижки ЗКС, все виды клапанов, перечисленные выше, шаровые краны. Цех оснащен новейшим станочным оборудованием с ЧПУ тайваньского производства. Наиболее ответственные детали, а для задвижек такими являются клин и седла, нам поставляет АО «Воткинский завод». Системы управления качеством АО «Воткинский завод» и ОАО «ВПК» сертифицированы по международным стандартам ISO 9001–2008. С целью снижения стоимости готового изделия в конструкцию задвижек нашего производства были внесены изменения. Для производства задвижек применяются более прогрессивные заготовки, что позволило уменьшить трудоемкость изготовления, а также снизить массу изделий на 20-30% по сравнению с существующими аналогами, уменьшить габариты и применить ГОСТированные строительные длины для фланцевых задвижек DN 15 и PN 16.
В сотрудничестве с лабораторией «Триботехника» Ижевского государственного технического университета был разработан и применен противопригарный антифрикционный состав, что наряду с уплотнениями из терморасширенного графита производства пермской компании ООО «Силур» и поверхностным упрочнением шпинделя позволило повысить надежность и долговечность уплотняющего сальникового узла во всем температурном диапазоне. Возможность регулировки сальникового узла в процессе работы позволила получить в итоге надежную, малообслуживаемую задвижку.
Имея достаточно высокий имидж надежного поставщика на рынке трубопроводной арматуры, ОАО «Торговый дом «Воткинский завод» постоянно стремится к усовершенствованию серийно выпускаемой продукции и наметило планы по освоению новой номенклатуры запорно-регулирующей арматуры. Ведутся опытные работы по изготовлению высокотемпературных клиновых задвижек (550 °С). В целях повышения надежности и безопасности эксплуатации задвижек нами была разработана и внедрена в производство новая линейка задвижек ЗКС DN 25 на PN 40, материал корпуса – сталь 12Х18Н10Т. Особенность этой задвижки в том, что корпусная деталь сделана из монолитного куска металла методом токарной и последующей фрезерной обработки. Продолжая этот модельный ряд, мы изготовили задвижки ЗКС DN 32, 40, 50 мм. У них тоже монолитные или, лучше сказать, цельноточеные корпуса.
Почему мы пришли именно к этой конструкции?
• Задвижка работает в любом пространственном положении.
• Не применяется сварка. С точки зрения эксплуатации любой сварной шов ослабляет конструкцию, особенно на агрессивных средах, т. е. является «слабым звеном». Для завода-изготовителя отсутствие сварного шва означает, что не надо контролировать шов, фланцы и корпус как отдельные элементы. Поставщик круглого проката предоставляет нам сертификат ультразвукового контроля поставляемого материала.
• Закрытый механизм сальникового уплотнения, резьба спрятана. Кто сталкивается с откручиванием деталей по прикипевшей со следами коррозии резьбе, тот оценит и поймет данное преимущество в полной мере.
• В конструкции предусмотрена защита от деформации сальникового узла от чрезмерного усилия затяжки.
• В качестве сальникового уплотнения используется отлично зарекомендовавшие себя в эксплуатации кольца из терморасширенного графита компании «Силур».
• Строительная длина – по желанию заказчика. В отличие от литейных технологий или технологий, где используется готовая поковка, получение заданной строительной длины по нашей технологии не является проблемой, так как заготовка из круглого проката режется в заданный размер.
• Исполнения уплотнительных поверхностей любые, т. к. они задаются на станке программно перед изготовлением корпуса с фланцем.
• Комбинирование концов для соединения арматуры с трубопроводом в любом сочетании: например, с одной стороны можно сделать резьбовое соединение, с другой – фланцевое или с одной стороны – фланец с исполнением по ГОСТ, с другой – с исполнением по АNSI или DIN.
Новая технология позволяет сделать корпус практически из любого материала. Если завтра заказчик попросит титановый корпус, мы его изготовим. Отдельно отмечу, что наличие цельноточеного корпуса позволяет нам обеспечить любые присоединительные и строительные размеры по импортозамещению трубопроводной арматуры, изготовленной по стандартам DIN, АNSI. По заявке эксплуатирующей организации в течение 1 месяца был разработан проект и изготовлена задвижка типа ЗКС 15.40 Ц на рабочую температуру 120 °С массой 920 г.
Таким образом, главное преимущество нашей компании – оперативное реагирование на требования рынка. В ОАО «Торговый дом «Воткинский завод» нам удается мгновенно реагировать на изменения заказа, учитывать его специфику. Все наши службы на любых уровнях – от руководства до станочника – понимают и принимают эти правила работы. Для большинства наших клиентов это важно и ценно.
Вторым, не менее важным нашим преимуществом являются сжатые сроки поставки. Не секрет, что нашим НПЗ арматура, как говорится, нужна «вчера», т. е. очень срочно. За счет складского запаса и наличия собственного оперативного производства мы гарантируем сроки поставки от 10 до 45 дней.
В заключение желаю всем нам стабильности в экономике и работе предприятий, уверенности в завтрашнем дне. Партнерам и коллегам предлагаю использовать в работе надежное, проверенное временем и тяжелыми условиями эксплуатации оборудование, изготовленное на современных производствах с гарантией высокого качества продукта. Сотрудничайте и доверяйте надежным партнерам, готовым прийти на помощь при решении любых возникающих технических вопросов.