Пароконденсатная система промышленного предприятия (далее ПКС) состоит из множества элементов и подсистем. Обычно при строительстве предприятия, цеха или технологической линии, где присутствуют потребители пара, подавляющее большинство узлов ПКС собирается по месту. Монтируются вентили, регулирующие клапаны, конденсатоотводчики, трубы и элементы трубопроводов и прочее. Однако некоторые элементы ПКС могут быть собраны заранее и поставлены уже в готовом виде на предприятие.
Чаще всего предприятие так и делает. Проведем параллели. Когда речь идет о производственных линиях, то сами линии или их части поставляются в максимально возможном состоянии готовности. Например, пастеризатор молока, небольшой гофропресс или вулканизатор часто поставляются в готовом виде. Это избавляет пользователя от траты времени, физических усилий и финансовых затрат на сборку, проверку, опрессовку, окраску, наладку и все остальное, что требуется для ввода установки в эксплуатацию. По существу предприятие экономит деньги и минимизирует риски. На сегодняшний день никого из инженерного и управленческого состава заводов не требуется убеждать, что это самый разумный путь.
Последние 15 лет абсолютно аналогично такой же подход распространяется и на компоненты пароконденсатных систем. Один вариант – монтировать их по месту и совсем другое дело – получать их в готовом виде. Разберемся, как это происходит, какие трудности могут быть при заказе и вводе в эксплуатацию. И разумеется, какие конкретно преимущества/недостатки получает заказчик, если заказывает готовое блочно-модульное оборудование пароконденсатных систем.
Какие элементы ПКС могут поставляться в блочно-модульном виде? Практически любые. Итак, перечислим основные:
• редукционные установки;
• охладительные установки;
• редукционно-охладительные установки;
• станции сбора и возврата конденсата;
• тепловые узлы с теплообменниками, теплопункты «пар-жидкость»;
• системы рециркуляции пара;
• пароувлажнители на остром паре;
• узлы отвода конденсата;
• обвязки паровоздушных калориферов;
• генераторы чистого пара;
• обвязки технологических подогревателей;
• паровые абсорбционные чиллеры.
Плюсы блочно-модульных систем заводской готовности:
• экономия времени монтажа, более высокая прогнозируемость сроков введения в эксплуатацию;
• исключены технические ошибки, возможные при монтаже по месту;
• заранее протестирована автоматика, введены преднастройки;
• однотипные компоненты унифицированы;
• опрессованная;
• окрашенная;
• все внутренние цепи скоммутированы, промаркированы, смонтированы;
• единый паспорт и инструкция;
• компоновка под условия максимального удобства эксплуатации;
• экономия пространства.
Минусы блочно-модульных систем заводской готовности:
• поставка от организации, не имеющей достаточного опыта в производства подобных установок, низкий уровень компетенции поставщика;
• комплектация установок оборудованием низкостоимостного сегмента;
• недостаточная степень предварительной проверки.
Пять типов систем, которые представлены на рис. 1-5, наиболее часто востребованы для поставки в готовом виде. Почему именно они? Перечисленные установки позволяют их типизировать по типоразмеру в зависимости от мощностей. Выполняемые задачи достаточно популярны в промышленности. Эти системы достаточно насыщены запорно-регулирующей арматурой и автоматикой. И даже не в смысле количества арматуры. Дело в количестве функций. Несмотря на кажущуюся простоту, функций действительно немало. Даже расположение элементов друг относительно друга имеет принципиальное значение. Невнимание к мелочи может привести к некорректной работе.
Рассмотрим для примера редукционную установку в контексте реализуемых функций для выполнения главной функции, которая выражена в самом названии.
1. Дренаж паропровода на входе.
2. Дренаж паропровода на выходе.
3. Измерение давления пара.
4. Защита от превышения давления.
5. Обеспечение ручного режима регулирования давления.
6. Обеспечение ручного режима отвода конденсата на входе.
7. Обеспечение ручного режима отвода конденсата на выходе.
8. Ручная продувка паропровода на входе.
9. Ручная продувка паропровода на выходе.
10. Регулирование давления на минимальной нагрузке.
11. Регулирование давления на максимальной нагрузке.
12. Регулирование давления при колебаниях давления на входе и колебаниях расхода пара.
13. Автоматический пуск без гидроударов и колебаний давления на выходе.
14. Автоматический останов.
15. Защита при пропадания питания регулирующих клапанов.
Все перечисленные функции (рис. 6) должны быть гарантированно выполнены в соответствии с параметрами из технического задания. Для этого компоненты редукционной установки, а именно запорно-регулирующая арматура и средства автоматики, должны быть правильно смонтированы и обвязаны, свободны для доступа, для демонтажа и обслуживания. Кабельные трассы должны быть защищены и промаркированы. При этом вся установка должна быть максимально компактна, без наличия компромиссных решений. Все должно быть максимально функционально. Заказчик не должен что-то доделывать под себя, доукомплектовывать или изменять для пущего удобства. Смысл блочно-модульного решения именно в гарантии работоспособности и удобстве работы и эксплуатации.
Но не все блочно-модульные системы представляют выгоду для заказчика по умолчанию. Рассмотрим узлы отвода конденсата. По существу они представляют собой конденсатоотводчики, укомплектованные запорной арматурой, фильтром и обратным клапаном. Мое мнение, что данная услуга является часто лишней для заказчиков. В том смысле, что по существу она является закамуфлированной продажей конденсатоотводчиков.
Такая продажа не столько открывает возможности для заказчика, сколько закрывает возможности для конкурентов. Компоновка таких узлов не просто линейная, а может быть и вовсе простейшей. Часто элементы просто стыкуются непосредственно друг с другом даже без промежуточных трубных вставок. Собрать узел отвода конденсата, как правило, не сложно. Степень привлекательности узлов отвода конденсата для конечных заказчиков зависит от ряда конкретных условий.
Реализуемость блочно-модульного исполнения более сложных установок зависит от мощности установки. Она определяет расход пара и диаметры трубопроводов. Разумеется, установки с диаметрами Ду300 вряд ли имеют разумную перспективу изготовления на площадке поставщика для последующей транспортировки на место. Габаритные размеры и вес могут не позволять выполнить погрузку-разгрузку, транспортировку и перемещение по цеху стандартными средствами. Специальные средства могут перекрывать по стоимости сборку по месту. Такие системы чаще выгоднее собирать по месту. Крупноузловая сборка не всегда является выходом из положения. Например, фильтр или регулирующий клапан Ду250 или 300 сам по себе является крупным узлом. И если установка вся состоит из арматуры таких диаметров, то смысл даже крупноузловой сборки теряет экономический смысл.
Перейдем к инженерной составляющей модульных установок. Все элементы тщательно подобраны под технические условия как по техническим характеристикам, так и физическим исполнением. Тут, конечно, многое зависит от исполнителя, поставщика таких систем. Его квалификации, количества собранных, а главное, работающих систем. Ориентацию трубопроводов обычно выполняют вверх, если стороны подключения неизвестны. Или же направляют в нужные стороны, если установка не является серийной и компоновка разрабатывается под индивидуальные размеры площадки заказчика. Компоновка выполняется под удобство ремонта и обслуживания. Большинство элементов позволяют быть отремонтированными без снятия с трубы.
Автоматика ориентируется на потребности эксплуатирующего персонала, то есть на простоту работы, запуска и останова. Компоненты установки не должны быть из разряда lowcost. Низкобюджетная арматура и автоматика – это убийцы идеи блочно-модульных систем. Частые остановы для ремонтов и замен так называемых расходников снижают экономическую эффективность таких систем. Единая документация от единого поставщика. Заказчику не требуется добывать информацию от множества производителей компонентов для техподдержки и сопровождения.
Приобретая готовую установку, заказчик также несет ответственность. Он должен знать и понимать ряд моментов. Они все перечислены в инструкции, но жизнь показывает, что не все и не всегда относятся к ним с должным вниманием. Не все читают инструкции. Например, после транспортировки, разгрузки и монтажа на площадке некоторые резьбовые и фланцевые соединения могут ослабнуть. Это не является дефектом. Бывали случаи, когда РОУ после переезда на грузовике теряла вентили на входе и выходе, потому что винтовые соединения раскручивались после 1500 км пути по автомобильным дорогам. Для этого в целях безопасности хрупкие элементы, такие как приводы клапанов, приборы КИПиА или сильно выступающие элементы, могут демонтироваться. Небольшие установки этого обычно не требуют, но манометры и термометры конечно всегда лучше снимать перед дорогой и устанавливать уже по месту.
Еще одна важная деталь. Как ни странно, самая большая проблема комплектных установок – это грязь. Да, именно. Подавляющее большинство заказчиков не считает необходимым промывать свои собственные трубопроводные системы от загрязнений, которые остаются после окончания монтажных работ. Очень часто на пуске блочная установка просто принимает на себя всю грязь из труб со стороны других систем, с которыми она стыкуется. Быстро засоряются фильтры, клапаны, тупиковые участки, вплоть до полной блокировки.
По статистике, порядка 30 % первоначально запущенных систем испытывают проблемы с быстрым засорением. Очень жаль, что заказчик, приобретая серьезную и ответственную установку, такую, например, как РОУ, уже в первый же день останавливает ее по причине простой окалины, которая прилетела с подведенных к РОУ трубопроводов пара и охлаждающей воды. Или жалуется, что РОУ плохого качества, когда два фланца оказались ослабленными после транспортировки.
Ну или вовсе вопиющие случаи, когда заказчик просто говорит, что не обязан читать инструкции, потому что «изготовитель пишет их сам для себя». Другими словами, блочно-модульная установка – это ответственная система и работать с ней необходимо с такой же ответственностью.
Все профессионалы в курсе, сколько стоит техника. При сравнении нескольких предложений разница в несколько сот тысяч рублей не может отвлечь от сути. То есть длительной эксплуатации, без лишних ремонтов и остановок, планового сервисного обслуживания.
Суть также состоит в том, кто именно является поставщиком. Какой его референс, как долго он этим занимается, какова география установленных систем и сколько лет они в работе. Есть ли подтвержденные отзывы. И самое главное – сколько денег сэкономил заказчики, получив в эксплуатацию блочно-модульные системы. Если предполагаемый поставщик называет один-два объекта, скорее всего, поставки носят эпизодический, то есть случайный характер.
Никому не хочется быть объектом эксперимента или полигона для отработки своих навыков. Внимательно проверяйте поставщиков модульных систем перед решением о приобретении. Особенно сейчас, когда ошибка может обойтись вам очень дорого.
Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №3 (72)