При заказе иностранными покупателями задвижек или шаровых кранов с пробками в опорах иногда выдвигается требование, чтобы арматура соответствовала конфигурациям DBB (Double block and bleed), DIB, или DIB 2 (Double isolation and bleed). При этом заказчики ссылаются на стандарт AРI 6D/ISO 14313, в котором дано определение этим терминам. Нужно, чтобы отечественные арматуростроители понимали смысл этих требований.
Термин DBB можно приближенно перевести следующим образом: «Арматура с двумя односторонними уплотнениями и сбросом среды из полости между ними (полости) без применения дополнительных устройств». А термин DIB, соответственно, как «Арматура с одним (DIB2) или двумя двусторонними уплотнениями и сбросом среды из полости между ними с применением специальных устройств». Арматуростроителям известны односторонние уплотнения, при применении которых герметичность обеспечивается при давлении среды только с одного направления, и двусторонние, при применении которых герметичность обеспечивается в любом направлении воздействия перепада давления.
В арматуре с функцией DBB применяются односторонние уплотнения, при закрывании этой арматуры среда из полости уходит через уплотнение на выходе в патрубки или наружу. Это свойство арматуры очень полезно при ее эксплуатации на горячих средах. Если бы жидкая среда оставалась между уплотнениями, то при нагреве она, расширяясь, повредила бы саму арматуру.
Шаровые краны с пробкой в опорах с конфигурацией DIB применяются для контрольно-измерительных систем, разделения трубопроводов с различными средами и обеспечения безопасности при проведении регламентных и ремонтных работ. В конфигурации DIB 2 одно уплотнение – DBB, а второе – DIB. Второе седло дублирует входное, а арматура существенно улучшает герметичность. Кроме того, имеется возможность обнаружить утечки среды через уплотнение на входе. При полной герметичности входных уплотнений в кранах с конфигурациями DBB и DIB показатели герметичности одинаковы, но в случае ее потери во входном уплотнении эксплуатационные характеристики кранов с конфигурациями DBB и DIB (DIB 2) становятся разными. (рис. 1 и 2).
В случае утечки среда попадает в полость, повышая давление в ней. В случае DBB среда уходит за выходное уплотнение, а в случае DIB среда остается в полости, а ее наличие свидетельствует о негерметичности входного уплотнения.
В случае проведения регламентных или ремонтных работ начать их можно, лишь устранив негерметичность уплотнения на входе. Даже когда потеряется герметичность на входе, уплотнение на выходе не позволит среде проникнуть в нисходящий трубопровод, на котором проводятся работы. Для иллюстрации случаев негерметичности входного уплотнения при конфигурациях шарового крана DBB и DIB использованы иллюстрации из статьи Джеффри Патриджа [2].
Таким образом, когда требуется дублирование герметичности в одном или двух направлениях, надо применять краны с конфигурацией DIB, а не DBB.
Стандарт AРI 6D/ISO 14313 регламентирует процедуры проведения испытаний. Конфигурация DBB: арматуру, находящуюся в наполовину открытом положении, полностью заполнить (включая полость между уплотнениями) испытательной средой. После этого закрыть арматуру и открыть воздушник в корпусе арматуры, для того чтобы избыток испытательной жидкости мог перетечь из испытательного патрубка полости арматуры. Давление испытаний следует подавать одновременно на оба патрубка арматуры.
Испытание затворов контролируется посредством перелива через патрубок средней полости арматуры. Конфигурация DIB: каждое уплотнение должно испытываться в обоих направлениях.
Следует удалить предохранительные клапаны сброса давления из полости, если они установлены. Арматуру и полость следует заполнить испытательной средой, при этом арматура находится в полуоткрытом положении до тех пор, пока испытательная среда не начнет перетекать через патрубок предохранительного клапана полости.
Для испытания на протечку уплотнения в направлении полости арматура должна быть закрыта. Испытательное давление подается последовательно на каждый из патрубков арматуры, для того чтобы провести испытания каждого седла отдельно со стороны входа потока. Утечка должна контролироваться через патрубок предохранительного клапана полости арматуры.
После этого каждое уплотнение следует испытать в качестве уплотнения, расположенного ниже входа потока. Оба патрубка арматуры должны быть дренированы, а полость заполнена испытательной средой. При подаче давления должна контролироваться утечка через каждое из уплотнений с двух сторон арматуры. Некоторые конструкции арматуры могут потребовать уравнивания давления перед арматурой и давления в полости во время испытания уплотнения на выходе.
Конфигурация DIB 2: седла с двухсторонним направлением потока испытываются в двух направлениях.
Если установлены предохранительные клапаны для сброса давления из полости между уплотнениями, они должны быть сняты. Арматура и полость должны заполняться испытательной средой до тех пор, пока среда не начнет переливаться через патрубок предохранительного клапана. Арматура при этом должна находиться в полуоткрытом положении.
Для испытания утечки седла в направлении полости арматура должна быть закрыта. Испытательное давление должно подаваться последовательно на каждый из патрубков арматуры со стороны входа потока. Утечка должна контролироваться через патрубок предохранительного клапана полости арматуры.
Для испытания седла с двухсторонней подачей давление должно подаваться одновременно в полость арматуры и патрубок на входе. Утечка контролируется в выходном патрубке арматуры.
1. AРI 6D/ISO 14313. 2. Jeffrey Patrige DBB vs. DIB // Valve World, Volume 16, Issue 4, May, 2011, p. 38-40.
Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №2 (71)