Трубопроводная арматура имеет множество областей применения, но сфера, вынесенная в название арматуры, только у судовой. Да, есть водопроводная арматура, есть газовая, есть и другая арматура, обозначенная названием продуктовой среды, с которой она работает. Но по области применения в отдельную группу выделена только судовая. И тот факт, почему арматуростроители примеряют для своей продукции морскую тельняшку, не случаен – это действительно специальная арматура, имеющая свои особенности проектирования и требующая своей технологии производства, зачастую сравнимая с оборудованием для космоса и атомной промышленности.
В последние два года Российская Федерация вернула себе статус морской супердержавы. Не за счет того, что стала иметь огромное количество морских судов или увеличила протяженность морской и речной судоходной логистики, а за счет того, что смогла обеспечить непревзойденный другими экономиками рост в судостроительной промышленности. Восстановив производство судов различного назначения, как гражданских, так и военных, не только на бывших судостроительных предприятиях, но и открыв новые производства в Крыму и на Дальнем Востоке. Самый бурный рост испытывает в том числе производство речных судов. Если гособоронзаказ на суда военного назначения представляет собой 100 % планового заказа на ближайшие 3-5 лет, то развитие перспективных судоходных логистических путей подталкивает частных российских и иностранных инвесторов вкладываться в российскую экономику долгосрочно в развитие производства судов гражданского назначения, причем в суммарном объеме даже выше объема гособоронзаказа.
Так, в 2020 году заказ судов гражданского сектора составил почти 126 млрд рублей, при этом военный заказ составил около 109 млрд рублей. Следует учитывать и то, что проектируются и начинают строиться суда совершенно нового класса и уровня технологической сложности. А именно с развитием Северного морского пути и освоением шельфовых месторождений перед судостроителями были поставлены задачи создания самых современных морских и речных транспортных средств ледового класса, приспособленных для круглогодичной работы в крайних северных широтах Северного морского пути и в устьях крупнейших российских рек. Для общего понимания объемов производства судов в 2020 году было заказано в проектирование и производство 10 самых крупных в мире судов-газовозов ледового класса для проекта «Арктик СПГ-2».
Всем известно также, что морская техника по своим характеристикам сродни технике, применяемой в освоении космического пространства, и что могут себе полноценно позволить космос только 5 крупнейших экономик в мире (Россия, США, КНР, ЕС и Индия). А подводная тематика 4-го поколения так вообще доступна только двум государствам в мире: США и Российской Федерации. Так что судостроение в целом и оборудование для судов в частности – это очень высокотехнологичное дело.
Именно в этом скрыт смысл того, почему продукция арматуростроения для судов выделена в отдельную группу. Судовая арматура имеет по отношению к другим очень строгие специфические требования к прочностным характеристикам, к массогабаритным параметрам, к особой коррозионной стойкости в агрессивной среде, жесточайшие требования к уплотнениям и герметизации, особенные приводы и системы управления регулирующей и запорной арматуры, современнейшие способы и методы защитных покрытий корпусов и деталей арматуры. Судовая арматура – это элита в арматуростроительной отрасли!
Если обратиться к данным медийного профильного журнала korabel.ru, то в России отношение к производству, реализации и обслуживанию судовой арматуры имеют 284 предприятия. И только чуть больше 50 из них собственно производят эту самую арматуру. Наиболее известные из отечественных производителей судовой арматуры:
• АО «Машиностроительный завод «Армалит» (г. Санкт-Петербург);
• ООО «Компания «Кронштадт»» (г. Санкт-Петербург);
• АО «Атомэнергомаш» (г. Москва);
• ОАО «Завод «Буревестник» (г. Гатчина);
• ПАО «Аскольд» (г. Арсеньев);
• ЗАО ЦКБА НПФ (г. Санкт-Петербург);
• ОАО «Пензенский Арматурный Завод» (г. Пенза).
Это основные производители трубопроводной арматуры в Российской Федерации, причем, по данным издательства «Деловой Петербург» (dp.ru), трем компаниям из этого списка – «Армалит», «Буревестник» и «Аскольд» – принадлежало до 2020 года 75 % объема заказов и производства судовой арматуры в России.
Сегодня это очень хорошо оснащенные технологическим оборудованием современные предприятия, которые кроме собственно производства занимаются разработкой новых изделий и имеют научно-исследовательский задел для перспективы развития предприятия. Они часто становятся ньюсмейкерами отраслевых новостных лент СМИ. Медийное издание Mil.Press (flotprom.ru) в 2019 году посвятило предприятию «Армалит» целый цикл публикаций, рассказывающих о его производственной структуре, особенностях технологий, применяемых в цехах, о новых разработках трубопроводной арматуры, предназначенной для судостроения.
Этот спецпроект показал, что «Армалит» – очень современное и продвинутое предприятие, полностью соответствующее самым передовым мировым стандартам, имеющее на вооружении роботизированные инструментальные производственные линии, компетентный профессиональный персонал и большой задел НИОКР по теме судовой арматуры. А иначе и быть не может! Ведь судовая трубопроводная арматура – это очень важный элемент в конструкции морских и речных судов.
По данным уже упоминавшегося издания «Деловой Петербург» (dp.ru), судовая арматура занимает до 10-15 % в общей стоимости судна. А современное судно – это сложная система трубопроводов с арматурными узлами, предназначение которых – это обеспечение функциональности и безопасности корабля, его живучесть.
Также судовая арматура обеспечивает сохранность перевозимых грузов и возможности грузовых операций с ними (погрузка/разгрузка, вентилирование и циркулирование и т. д.). Судовая арматура включает в себя практически все виды арматуры, применяемой на общестроительных объектах в нефтехимической, теплоэнергетической и труботранспортной отраслях промышленности. За исключением того, что для судовой арматуры приходится учитывать тот факт ее работы в сложных условиях агрессивной внешней и внутренней среды. К конструкции и материалам, из которых арматура изготавливается, предъявляются особо жесткие требования. Минимум детали и комплектующие трубопроводной арматуры морских и речных судов должны иметь:
• повышенную надежность и прочность конструктива;
• высокую коррозионную стойкость;
• способность выдерживать химическую деструкцию;
• возможность перенесения гидравлических ударов и вибронагрузки;
• малошумность.
Классификация судовой арматуры по назначению практически не отличается от обычной:
• регулирующая арматура корректирует или поддерживает заданные параметры рабочей среды;
• запорная арматура позволяет отключать и изменяет направление движения среды в трубопроводной системе;
• предохранительная арматура обеспечивает защиту системы трубопроводов или отдельных ее участков от утечек и повреждений;
• контрольная арматура осуществляет контроль и нормализацию параметров рабочих сред.
Самой распространенной судовой арматурой является запорная. Еще одним отличием судовой арматуры от обычной являются особенности конструкции приводов, они могут иметь:
• ручной привод;
• механический (электрический, пневматический, гидравлический, электромагнитный) привод;
• дистанционный привод.
Благодаря электрическому и дистанционному приводу современные средства автоматизации позволяют все управление арматурой осуществлять не просто на расстоянии, но и по специальным алгоритмам, заложенным в комплекс управления судном.
И конечно, главным отличием судовой арматуры являются материалы, из которых она изготавливается. Это материалы с улучшенными антикоррозионными свойствами, более легкие и износостойкие:
• нержавеющая сталь;
• титан;
• специальные сплавы с особыми характеристиками.
Применение таких материалов имеет существенное значение на формирование стоимости судовой арматуры. Она часто в разы дороже простой. Так, приходится платить за увеличившуюся также в разы безопасность и долговечность такой арматуры. Но без этих крайних качеств невозможна эксплуатация морских и речных судов. Таким образом, получается, что разработка и производство судовой арматуры являются чем-то в виде верха технического и технологического совершенства в арматуростроении. Своеобразный «хайенд» (hi-end) в конструкции и качестве. Это тот уровень, которым владеют лучшие представители отрасли и ориентир для всех остальных участников рынка арматуростроения. Но конечно, нельзя не упомянуть о применении судовой арматуры на военных кораблях и подводных лодках.
Военное ведомство сейчас является самым стабильным заказчиком судостроительной продукции. И уровень совершенства этих кораблей и субмарин как раз находится на самом пике совершенства. Под заказ военных работают и арматуростроительные предприятия. Чаще всего упоминание судовой арматуры в новостях проходит на пару с событиями, происходящими в Военно-Морском Флоте РФ. Так, в начале лета Мурманское подразделение ПАО «Аскольд» (служба по ремонту и сервису арматуры и судового оборудования) проводило работы по техническому обслуживанию и ремонту арматуры воздухопроводов различных систем подводных лодок атомных и дизель-электрических для подготовки этих субмарин к военно-морскому параду в Санкт-Петербурге в честь Дня Военно-Морского Флота России.
Это публичное яркое событие, о котором военные сообщают открыто. А большие объемы работ по судам этого ведомства конечно являются закрытыми. И, соответственно, приходится довольствоваться косвенными показателями производственной активности производителей арматуры для военно-морского ведомства. Но проводимые рейтинги разными отраслевыми медиа позволяют приблизительно сравнить различных производителей судовой арматуры.
Так, например, в нашем журнале «Вестник арматуростроителя» № 3 (65) мы опубликовали рейтинг предприятий отрасли по ряду показателей качества, надежности, ремонтопригодности и нескольких критериев связанных с клиентоориентированностью. Наибольшее количество баллов в этом рейтинге на конец июля 2021 года набрало акционерное общество «Машиностроительный завод «Армалит». Это ли не показатель активной производственной и проектной деятельности?
Конечно, далеко не все предприятия имеют на сегодня возможность для таких успехов. Но на то он и рынок, и конкурентная борьба. Есть куда стремиться его участникам. И если еще и не снизятся потребности российской экономики и военного ведомства в кораблях и субмаринах, которым нужна такая арматура, то остается надежда, что развитие производственных возможностей отрасли также будет расти!
Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, № 5 (67)