Уважаемые читатели журнала «Вестник арматуростроителя»! Наша редакция часто взаимодействует с арматурными заводами, компаниями в формате опроса, экспертного мнения или голосования по насущным темам арматуростроения. Сегодня мы вернемся к вопросу импортозамещения в судостроении и перспектив развития рынка судовой арматуры.
Представляем вашему вниманию ответы представителя завода АО «Армалит», первого заместителя генерального директора Евгения Коптяева. Напомним, завод «Армалит» является на сегодняшний день ведущим производителем судовой арматуры, который специализируется на разработке, производстве и испытаниях трубопроводной арматуры для судостроительной, нефтегазодобывающей, химической и атомной отраслей промышленности.
«В. А.»: Как сейчас реализуется программа импортозамещения в производстве судовой арматуры?
Е. К.: С учетом того, что в настоящее время рынок судостроения по гособоронзаказам находится в стадии зрелости, гражданский – на этапе роста и постепенно должен перегнать первый по объему (и валовому, и стоимостному), все это определяет направление развития отраслей, связанных с судостроением. Имеют значение и мировые тенденции эволюции сложной техники, и внутренние экономические процессы, практики организации и развития бизнеса. Говоря об импортозамещении относительно судовой трубопроводной арматуры, кратко процесс можно охарактеризовать одним определением – сложно: несмотря на декларируемый приоритет отечественного производителя, российская продукция во многих случаях до сих пор не конкурентоспособна по отношению к иностранной, в основном азиатской, продукции прежде всего по цене.
В нашем сегменте на импорт приходится 70-80 % поставок для гражданки. Принимая во внимание постановления правительства РФ № 719, 616 и др., а также введение балльной системы оценки для подтверждения российской постройки судов, в ближайшие два-три года картина изменится. Локализация импортной продукции и импортозамещение станут одними из главных тенденций, причем именно в таком порядке. Отсюда тренд на упорядочивание рынка, прежде всего, в сторону нормативно-правовой базы и правил участия.
Среди положительных подвижек сегодня можно отметить то, что кроме прямой цены при анализе предложений на первое место выходят стоимость заказа с учетом его жизненного цикла, опыт и квалификация участников строительства, качественные характеристики продукции, дополнительные услуги и сервис. В свете общемировых тенденций и положительного опыта ведущих отечественных корпораций еще один тренд – на укрупнение и комплексность поставок, работа с лидерами отраслей.
Они обеспечивают весь объем по своему направлению бизнеса, принимая на себя создание кооперационных, производственных, логистических, сервисных цепочек, полное сопровождение поставки, начиная от участия в разработке и обсуждении оптимальной номенклатуры, отвечающей и экономике, и тактико-техническим характеристикам проекта, и заканчивая сервисным сопровождением и обслуживанием на протяжении всего срока эксплуатации, жизненного цикла кораблей и судов.
В этой связи и с учетом 719-го и связанных с ним постановлений правительства для наших рынка и судов, в том числе строящихся и по иностранным проектам, шансы потеснить зарубежные компании, безусловно, есть. Однако, прежде всего, речь идет о локализации и только потом, при необходимости, об освоении и выпуске продукции в полном объеме на собственном производстве. Поставки на иностранные проекты, строящиеся за рубежом, пусть и для отечественных заказчиков, полагаю, будут экономически не целесообразны.
«В. А.»: Какие перспективы развития у рынка судовой арматуры?
Е. К.: Говоря о перспективах и направлениях развития судовой арматуры, я бы выделил следующие основные тенденции: разработка модульных конструкций, решений, уменьшающих массогабаритные характеристики, унификация линеек и, конечно, цифровизация. То есть создание дистанционно управляемой арматуры с интеллектуальными электроприводами, устройств управления среднего уровня, разработка алгоритмов их работы, а также соответствующего программного обеспечения. Это позволит интегрировать управление арматурой судовых систем в единое цифровое пространство, создавать мало- и безэкипажные суда.
По направлению изменений рыночной конъюнктуры это прежде всего увеличение партийности продукции, переход от малосерийного, а иногда и фактически штучного, производства к большой серии и отгрузке со склада, по-другому конкурировать с выпускаемой многотысячными сериями импортной продукцией мы просто не сможем. И, конечно, то, о чем сказал выше, – локализация продукции иностранных компаний.
Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, Спецвыпуск (69)