Как ни крути, а мюнхенский IFAT – это самое популярное событие в европейской индустрии выставок, напрямую затрагивающее тему ТПА (и не только), собственно, которой, главным образом, и посвящен наш журнал. Поэтому мы не могли пройти мимо этого биеннале, тем более что май – это прекрасный месяц, чтобы проехаться по Баварии: погода очень комфортная, а туристов немного.
И эту возможность мы использовали по полной, в первой декаде мая заехав в ЕС через Хорватию, арендовав там транспорт с расчетом проехаться по Австрии и Германии до и после выставки.
Но хватит сентиментальности, оставим ее для эпилога, перейдем непосредственно к выставке.
Как всегда, Мюнхен нас неприятно удивил очень высокими ценами на жилье, средняя стоимость гостиницы составляла на тот период около 250 евро. Но вместе с тем прекрасная транспортная доступность выставки позволила нам немного сэкономить на проживании, арендовав гостиницу в 30 минутах от выставочного комплекса.
Первый день, 10 часов утра, мы идем на выставку и… приятно удивлены (или, наоборот, разочарованы) количеством посетителей, направляющихся в сторону выставки. Заранее вангуем, что выставка окажется не очень успешной по числу посетителей (спойлер: мы ошиблись). Проходим в «арматурный» зал С2 и сразу разочаровываемся (!) его скромными размерами, а часом спустя числом участников по тематике ТПА. Собственно, выставочная направленность IFAT затрагивает целые отрасли, сам IFAT огромен, но вот тематика ТПА – это не конек IFAT, иначе бы, очевидно (!) не было бы немецких Valve World и DIAM, которые как раз и специализируются на всем, что связано с ТПА.
На второй и третий дни ситуация с субъективной оценкой числа утренних посетителей повторилась, дежавю от первого дня не покидало автора статьи. Но, как говорится, факты – вещь упрямая, и в отчете выставочной компании по итогам мероприятия было заявлено, что выставку посетили около 142 000 специалистов. Это позволяет сделать вывод о том, что IFAT прошел достаточно успешно, вернувшись на цифры доковидных лет: 2018 года, когда был зафиксирован рекорд по числу посетителей, составивший 142 472 человека. Любопытным читателям рекомендую свою статью в №2 (77) журнала под названием «Выставки в Германии по тематике ТПА: специализированная или отраслевая? И что происходит с выставками в настоящее время?»
Кстати, хорошие цифры отпраздновала месяцем позже нефтехимическая ACHEMA: 106 000 посетителей против 107 659 в 2018 году. Сделаем скидку на то, что июнь не лучший месяц для выставок, подкинем угольков, вспомнив, что для российских клиентов обе выставки, несмотря на всегда высокий интерес, в силу несправедливых ограничений намного более сложны и менее доступны для посещения, а так сколько бы еще посетителей дала Россия обеим выставкам? Авторская оценка: минимум +3 %, а то и больше.
Помимо проблем с гостиничным фондом и ценниками, немалую проблему для IFAT автор видит в очень убогих ресторанах и их меню на выставке, сравнивая с DIAM и VW, а также в стоимости парковки. Мы припарковались в соседнем ТЦ Riem Arcaden, который рекомендовал навигатор, и стоимость за день нам обошлась более 25 евро. Сравните с 10 евро, которые собирают на парковках в Северного Рейна-Вестфалии! Мелочи, как говорится, а приятно. Особенно бесплатное меню, включающее широкий ряд напитков, на DIAM.
На выставке ожидаемо мы встретили арматурных столпов отрасли – HAWLЕ (Германия, не путать с Австрией), VAG, AVK, ERHARD (HAWLE, Австрия), но вместе с тем было немало независимых игроков, не делающих погоду в водном мире, но с каждым годом откусывающих все более значительные части рынка у столпов, чья стратегия по увеличению доли рынка идет экстенсивным путем, учитывая консервативность технологий и конструкций, а именно за счет скупки конкурентов (по образцу General Motors или Stellantis).
А груз-то мало того, что полый, так из пластика! Немецкий прагматизм от ERHARD и безопасность (!) – с грузом изделие явно было бы неустойчивым, собственно, как и финансовое положение многих арматурных компаний из Германии. Былое величие многих старых немецких арматурных объединений – это бутафория.
Как мы предположили, политика не прошла мимо IFAT. Число китайских компаний в Германии, на удивление, незначительно, мы связываем это главным образом с некоторой протекцией, возможно, после прошлогодней автомобильной IAA в том же Мюнхене, где трудолюбивые азиаты занимали доминирующее положение по квадратным метрам, заставив немецкий автопром «оправдываться» (версия автора) в Минпромторге Германии сразу после автошоу. Одна из других версий, почему китайцев так немного, это то, что аутсорсинг продукции немцами в Китае – это секрет Полишинеля. ТПА из Германии, которую потребители приобретают за пределами Германии и в самой стране, с высокой степенью вероятности могла быть произведена в Китае, чтобы потом быть проданной, но уже по цене в 3 раза выше китайской, которая уже включает добавленную стоимость немецкого бренда.
Конечно, тенденция насыщения отрасли дронами и средствами контроля продолжается. Модели доступнее, их возможности ширятся, картинка с камер дронов и роботов более четкая.
Курс на снижение СО2 и заботу об экологии не обходит IFAT, это одно из главных направлений выставки. В ракурсе зала С2 с ТПА это выглядело в виде информационного стенда: сколько тонн товарного ВЧШГ компания HAWLE отгружает в год, произведенного в ЕС, и сколько бы составили дополнительные выбросы СО2, связанные с транспортировкой (морским путем) литья и готовой ТПА из Китая для последующей перепродажи под лейблом «Сделано в Германии или ЕС», как делают многие ее конкуренты без стыда и зазрения. Меня цифры впечатлили, бюргеров (немецкие водоканалы), надеюсь, тоже. Но ауторсинг из Китая по-прежнему будет существовать и что-то мне подсказывает, что будет только увеличиваться, в то время как инвестиции в открытие новых фабрик по производству ВЧШГ-изделий в ЕС вряд ли будут серьезными, а ведь в условиях нынешней глобализации и конкуренции надо постоянно быть в движении и развиваться, иначе будешь продан-перепродан конкуренту или обанкрочен. Добавим сюда отказ от сырья из России для производства ТПА из ВЧШГ и стали для водоканалов, которое по разным оценкам до двух раз дешевле, чем сырье из-за океана, из Бразилии, и на выходе получим, что аутсорсинг в Китае еще более привлекателен (в Китае, который может без ограничений использовать российские природные ресурсы).
Собственно, это все основные ощущения от IFAT, ждали определенно большего, что не получили – с лихвой заберем на Valve World уже совсем скоро!
Что касается следующего IFAT, конечно, мы его посетим, но при этом абсолютно уверены, что никаких иллюзий у нас уже не будет. IFAT – это классика, и как было 20 лет назад, так и будет через 20 лет, что многие специалисты водоканалов из Германии и не только из нее, и не только из водоканалов, снова и снова будут собираться за одним столом благодаря теплому и радушному приему с напитками и закусками, организованному немецкой HAWLE, собственно, некой оси, вокруг которой и крутится «Земля» или, точнее, «Арматурный IFAT», в течение 5 дней каждые 2 года в самом-самом начале климатического лета в этом прекрасном регионе – Баварии.
С фирмой HYDROMAT редакцию связывает долгая дружба еще со времен Игоря Юлдашева. Безмерное уважение Крезимиру и Славке Цанюге. Патенты и ноу-хау маленькой фирмы очень солидны. Один из девизов компании звучит так, что везде должны быть профессионалы своего дела, особенно в управлении потоками.
Вместо эпилога
Если когда-нибудь встанет вопрос о переносе IFAT из Мюнхена в другой город, настойчиво рекомендую Пассау – город трех рек. Красивейшее место в Баварии.
Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №4 (85)