Рабочие профессии – собирательное название для должностей, которые предполагают применение физического труда и специальных навыков, полученных в ходе обучения в средних учебных заведениях и трудовой практике с наставничеством.
На людях рабочих профессий поддерживается вся производственная инфраструктура промышленности. Ими создается основная добавленная стоимость продукции и услуг. Эти профессии составляют основу производственной иерархии должностей. В общероссийском классификаторе от Минтруда сегодня таких профессий 5,5 тысячи.
Современное общество обречено на развитие производительных функций прогресса. Это его краеугольный камень на этапе эволюции человечества. Рост численности населения в мире и увеличение уровня потребления благ цивилизации этим населением требует поддерживать темп развития производств этих благ (продовольствие, энергетика, строительство, транспорт, средства коммуникации и комфорта, услуги). Любое производство по своей сути возможно только при наличии специалистов и сотрудников, делающих физическую и интеллектуальную работу для выполнения технологических операций собственно самого производства продукции или услуг. Это и есть рабочие специальности, основа любого производственного коллектива. И сейчас особенно сильно не хватает на рынке труда специалистов именно рабочих профессий. Такая негативная конъюктура сложилась не сегодня, это был длительный процесс стагнации профессионально-технического образования, доставшегося современному обществу от советской образовательной системы. Немалую роль в этом сыграло и отсутствие идеологии, ориентированной на возвышение человека труда. Средства массовой коммуникации планомерно в течение последних лет культивировали совсем другие образы успешной жизни и другую шкалу ценностей для развития, особенно подрастающего поколения и молодых специалистов. Успешным предполагается, может быть, менеджер, работник сферы торговли, хейтер-блогер или просто удачливый аферист, а в девяностые самыми состоявшимися и авторитетными молодежь называла откровенных «бандитов» и «рекетиров» в красных пиджаках и черных джипах. Нормы общественной морали были опущены к самой нижней грани, какая была возможна. Порицания этому в обществе были почти не слышны. И вот только в последнее время, когда с производства стало массово уходить поколение специалистов еще советской школы, а полноценной профессиональной смены не оказалось, и то новое поколение, которое по инерции или по стечению обстоятельств получили рабочие специальности, не смогли в полной мере восполнить производственный потенциал современной экономики России, вот в этот момент проблема дефицита кадров рабочих специальностей встала в полный рост. И сегодня не найти, наверное, производства, где бы остро не стояла нехватка работников именно рабочих профессий. Не обошла такая тенденция и предприятия арматуростроения.
«Если говорить о тех, кто идет после выпуска работать не по полученной специальности, то причины у ребят разные. Некоторые так и не полюбили свою специальность за годы учебы. Кто-то считает, что зарплаты в сфере обслуживания выше. Кто-то боится, что на заводе не самые лучшие условия труда с точки зрения здоровья (особенно выпускники-литейщики)», – комментирует кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология машиностроения», ответственный секретарь приемной комиссии (2016–2023 гг.) АлтГТУ им. И. И. Ползунова Черданцев Павел Олегович.
Почти все производства отрасли находятся в поисках решения проблемы отсутствия квалифицированных станочников, сварщиков, литейщиков, инженеров-технологов, специалистов первичного производственного звена (мастеров, наладчиков, слесарей-ремонтников, электриков и т. д.). Проблемы поиска рабочих для промпроизводства нельзя решить так, как решается аналогичная проблема в отрасли строительства или коммунальной сфере. Там предприимчивые менеджеры от кадровых дел наладили привоз мигрантов из государств южных соседей. Но те кадры почти не требуют специальной подготовки или обучения. Стать квалифицированным дворником или дорожным рабочим можно за три часа, а в строительстве за пару недель стажировки с грамотным каменщиком (штукатуром, кровельщиком, оператором БРУ), даже крановщики и стропальщики получаются из «гостевых» рабочих быстро (но часто не безопасно).
Совершенно обратная ситуация в машиностроении и промышленности в целом. Курсом «молодого бойца» обучить квалифицированного токаря или сварщика не получится. Вот и начинается с этого момента «скулеж» менеджеров от кадровой политики, что нужно заниматься сейчас собирательством каких только возможно рабочих обещаниями «хороших» зарплат и разными социальными бонусами. Но все это не дает решения для производственников. Пора прекращать ждать у моря погоды, видимо, пора самим производственникам идти в сферу профтехобразования для формирования запроса на специалистов и для обучения того персонала, который нужен в реальном секторе сегодня. Пора в эволюции кадрового поиска переходить от собирательства к культивированию. Тем более что сегодня государство по полной программе развернулось к этой проблеме, что позволяет рассчитывать на административный ресурс в решении социальных задач по повышению престижа рабочей профессии, путем разработки конкурентоспособного социального пакета для рабочих и предоставления возможностей государственных СМИ для популяризации рабочих профессий. Каналы коммуникации социальных сетей должны начать информировать молодежь о преимуществах рабочих специальностей, так как сложившиеся в обществе стереотипы пока не способствуют преломлению ситуации на рынке труда и данные профессии оказываются по-прежнему невостребованными. Заявленный в 2022 году Правительством РФ федеральный проект «Профессионалитет» должен со временем развиться в грамотную реформу среднеспециального профессионального образования в России. Все это развивается сейчас быстро. Еще в 2021 году программа «Профессионалитет» и изменения, к которым она вела, были лишь разработкой. Предложения, касающиеся реструктуризации системы среднего образования, были прописаны в проекте постановления Правительства РФ от 19.08.2021 «О проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Документ был опубликован и обсуждался на портале проектов нормативных правовых актов. Спустя год постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 № 387 эксперимент реализуется в период с 1 июня 2022 года по 31 декабря 2025 года. В проекте будут участвовать отобранные Министерством просвещения колледжи и техникумы из разных регионов страны. Первыми испытают на себе программу 150 тысяч ребят, которые пройдут специальный конкурс. Если их опыт будет признан удачным, через два года программа «Профессионалитет» распространится на все профессиональные училища страны.
Власти, конечно же, озадачились этим вопросом и вроде нашли путь к решению этой непростой задачи. И путь это вроде как ведет на вершину поднятия престижа рабочих профессий. Но пока в рамках этой программы чиновники и депутаты озвучили, что решить эту задачу можно только тем, что вдвое увеличить число выпускников строительных и технических вузов, а также повысить престижность рабочих профессий, расширив действие программы «Профессионалитет». Престиж рабочих специальностей необходимо поднимать через разрушение стереотипов и мифов вокруг них, по мнению Минпросвещения России. Вузы и профессиональные колледжи усилят подготовку рабочих кадров и повысят престиж рабочих и инженерных профессий среди школьников. Так думают некоторые современные чиновники от власти. Круто же, правда? Вопрос оказался просто в престиже. Однако как же этот «престиж» поднимать? Помимо хороших и разных слов о престиже рабочих профессий. Может, лучше вспомнить еще не совсем древнюю историю нашего государства, вернее того государства, правопреемником которого является Российская Федерация:
«В 30-х годах прошлого века советской власти никак не удавалось поднять добычу угля в Донбассе – не хватало рабочих рук. Уж и снабжение региона улучшали, и деньги выделяли, и сотни тысяч рабочих на трудовой донбасский фронт отправляли, а развития все нет и нет – некому уголь рубить. А в Москве и заседали, и проекты писали, и директивы в Донбасс слали – опять не помогает. И тогда тайной «жесткого рынка труда» занялся Сталин. Иосиф Виссарионович рассказывал: «Оказывается, что чем дальше работник от шахты, тем больше жалованья он получает, чем ближе к подземелью, тем меньше жалованья получает. Ясно, что лучшие работники уходят подальше от шахты, худшие – поближе к шахте». Положение поправили, зарплаты в Донбассе стали поднимать не «в среднем», а шахтерам. И дело сразу пошло – дефицита рабочих рук как не бывало».
Все оказалось проще простого. Да и сегодня это понятно. Когда разного рода менеджеры и перепродавцы получают доход существенно больше, чем рабочий и инженер на производстве, одним словом специалист, тогда профессия и становится непрестижной. Это аксиома, не требующая доказательств. Но пока у предпринимателей и властных руководителей метод повышения престижа в виде повышение зарплаты – это почти всегда табу. Ответственные за кадровую политику выдумывают разные способы удержать людей вроде «компенсации части арендной платы» за какие-либо услуги или социальные выплаты малозарабатывающим (у банкиров, наверное, учатся придумывать разные «кешбэки» и «беспроцентные» кредитки). Казалось бы, плати достойно, чтобы работник сам мог с зарплаты оплатить свои расходы. Но это среди менеджеров считается смертным грехом. У них существует устойчивое, передаваемое на разных курсах «повышения эффективности» поверье, что «подъем зарплаты не повышает производительности труда и не может быть предметом долговременной мотивации». Не говоря уже о выравнивании доходов тех, кто производит добавочную стоимость, и тех, кто «организует и распределяет». Система производственной структуры распределения доходов сейчас так устроена. И пока никто особо назвать ее несправедливой не решается. Но нужно понять, что пока ситуация с достойной оплатой за труд специалистов не изменится, так и будет висеть в воздухе химера «увеличения престижа» профессии.
«Последние три года мы наблюдаем нарастающую острую нехватку абитуриентов-очников, особенно по программам, реализуемым в рамках направления «Технологические машины и оборудование». И это резко контрастирует с тем, что со стороны «Минобрнауки России» бюджетных мест на эти направления выделяется стабильно много! При этом не сказать, что к абитуриентам предъявляются какие-то особые требования: главное, сдать на положительные оценки русский язык, профильную математику и на выбор физику, химию, иностранный язык или информатику и ИКТ», – Черданцев П. О.
Необходимо переломить ситуацию и отказаться от выбора вуза и специальности, по которой студент никогда не будет работать, но потратит несколько лет учебы. Кроме того, бизнес-сообщество должно формулировать профессиональный заказ на будущих специалистов, а учебные заведения должны его учитывать в своей работе.
«На направления подготовки в области машиностроения поступают либо немногие, сделавшие такой выбор осознанно, либо те, кто из-за невысоких баллов, набранных по результатам ЕГЭ, не прошел туда, куда хотел, либо те, кто набрал совсем мало баллов и поступал «хоть куда-нибудь на бюджет», – добавил П. О. Черданцев.
Обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами, которые интересны рынку, востребованы работодателями и подготовлены для участия в модернизации экономики, – задача национальной важности.
В цепочке субъектов, решающих данную проблему, одним из главных звеньев являются сами рабочие, так как они выступают в данном случае проводниками информации, влияющей на престиж рабочей профессии. Так, например, на сознание представителей рабочих профессий в настоящее время оказывают влияние достаточно разнородные факторы. С одной стороны, постепенное снятие с них ответственности совершенно объективно способствует их деморализации и возникновению пассивного отношения к окружающей действительности; неравенство окладов у различных категорий рабочих дробит рабочий коллектив на враждебные группы; вновь приходящая молодежь деполитизирована и заражена идеологией потребления. С другой стороны, сами условия труда способствуют формированию чувства солидарности и коллективизма; старые рабочие имеют возможность сопоставлять опыт жизни в Советском Союзе и горький опыт выживания в 90-е годы, раз и навсегда убедивший их в несправедливости в сложившимся современном российском обществе, и могут передать это знание молодым. В столь критическом ключе для рабочих формируется пессимистическое настроение, которое в процессе коммуникации в общественной среде передается другим членам общества, усугубляя проблему преемственности кадров.
Прежде чем искать инструменты популяризации рабочей профессии среди молодых, необходимо проводить работу с уже устроенными на предприятие рабочими, вселяя в них уверенность в престиже своей профессии и гордость за труд, который полезен обществу.
С приходом на предприятия современных технологий и оборудования, прогрессивно мыслящего руководства многое меняется. Сейчас рабочим приходится иметь дело с современными материалами и оборудованием, новыми технологиями. Поэтому профессия рабочего – это не только однообразный физический труд. Это возможность работать с техникой, применять знания материалов и технологий, вносить предложения об усовершенствовании процесса. Особое значение должно придаваться возможности личностного развития работника. Среди молодых специалистов производственникам необходимо выделять и поощрять в первую очередь тех, кто впоследствии может продолжить производственную карьеру. Так называемый метод «от станка – к креслу директора». Много молодых специалистов способны к этому, особенно те, кто обладает активной жизненной и в первую очередь профессиональной позицией. Признаками таких специалистов являются:
• любознательность;
• стремление к самосовершенствованию;
• смекалка, находчивость, сообразительность;
• развитие воображения;
• изобретательность;
• самостоятельность и независимость в суждениях, мышлении, поступках;
• широкий кругозор и эрудиция;
• отсутствие страха совершать ошибки;
• артистичность;
• оптимизм и чувство юмора;
• оригинальность, гибкость мышления.
«Что сделать, чтобы переломить ситуацию? Нужно работать именно со школьниками. Если школьник выбрал инженерное образование, то он скорее всего дойдет до условного завода. Но вот дойдет ли школьник до поступления на машиностроительное направление подготовки, зависит от того, насколько на слуху будет работа в этой отрасли. Сейчас эти направления очень сильно проигрывают ИТ-отрасли, работа в которой школьнику кажется или романтикой (буду крутым хакером или напишу суперигру), или халявой за большую зарплату: все благодаря созданным клише и стереотипам. Переломить эту ситуацию один университет не сможет – и десять университетов не смогут. Нужна продуманная государственная политика в этой области. И если школьники будут уверены, что на заводе интересно и труд оплачивается достойно, они пойдут в университеты получать соответствующие специальности», – Черданцев П. О.
Все это вроде бы и просто внешне. Но по сути имеет глубокий смысл перестройки всего комплекса отношения к людям рабочих специальностей, которые и создают основу производственного процесса. Положительным маркером изменения ситуации становится внимание государства к этой проблематике. И не только Правительства РФ, профильных министерств и крупнейших государственных корпораций, но региональных властей. Правда, нужно уйти от формализма в подходах, таких как конкурсы билбордов с «фривольными» девушками в рабочих комбинезонах, ищущих слесаря (сварщика, столяра), как где-то в Коми конкурс «Суровая специальность». Лучше бы на эти средства регионального бюджета поддержали проекты самостоятельных молодых людей, которые на своем опыте пропагандируют рабочие специальности на YouTube, а сейчас и на отечественном видеохостинге Rutube. Кто-то показывает возможности различных инструментов, кто-то свои работы по сварочным технологиям, ремонты своими руками старых автомобилей. И у них зачастую почти по полмиллиона подписчиков и многотысячные просмотры. Значит, это интересно, значит, это поднимает престиж рабочих профессий, которые они демонстрируют. Дайте им половинку ресурса, который вы потратили на баннеры с картинками, и получите интерес молодых людей к работе своими руками и по востребованной профессии. В каждой работе есть своя красота и привлекательность, а если она еще и приносит ее обладателю удовольствие, уверенность в завтрашнем дне и достойный доход, то проблема дефицита рабочих кадров станет историей. Ну а нам всем можно посоветовать постоянно учиться, чтобы быть хорошим специалистом на рынке и чтобы работодатели вынуждены были конкурировать за наши услуги, а не мы конкурировали за рабочие места.
Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №5 (80)