Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
О. Н. Шпаков. Стандартизация и техническое регулирование
Президент России Владимир Путин поставил задачу обеспечить граждан жильем площадью не менее 33 кв. м на человека к 2030 году. Ожидаемо, что темпы строительства также будут набирать обороты, а конкуренты на рынке оборудования уже сейчас обдумывают, каким образом увеличить прибыль, и порой применяют нестандартные решения.*
Конкуренция на рынке, позволяющая и застройщикам, и потребителям выбирать подходящий ценовой сегмент, способствует развитию рыночной экономики и контролю цен. Однако для укрепления позиций конкуренты порой избирают «нестандартные» методы борьбы, а именно введение новых стандартов.
Ранее прецедент со стандартами произошел в связи с введением в действие ГОСТ Р 58097-2018. Производителем труб, разработчиком стандарта и владельцем патента являлось ООО «Группа Полимертепло». В дело вмешалась ФАС, а затем суды всех инстанций. В итоге Верховный суд вынес свой вердикт: принятие ГОСТ Р 58097-2018 необоснованно повышает требования и воспроизводит технологию производства гибких полиэтиленовых изолированных труб определенного производителя и разработчика стандарта, а значит, влечет нарушение антимонопольного законодательства. Стандарт был изменен.
Аналогичная ситуация возникла с ООО «ЧелябинскСпецГражданСтрой», оно же является разработчиком нового стандарта и производителем кранов шаровых под маркой LD.
Критерии безопасности и надежности кранов шаровых, которые используются как запорное устройство на водопроводах в каждой квартире, существуют достаточно давно и регулируются ТР ТС 010/2011 . Данный регламент включает в перечень стандартов ГОСТ 21345-2005. Стандарт распространяется на шаровые краны из любых металлов.
Оборот товаров на территории Евразийского экономического союза регулируется соответствующим договором . Государства-члены, в том числе Россия, приняли на себя обязательство обеспечивать обращение продукции, соответствующей требованиям ТР ТС 010/2011, на своей территории без предъявления дополнительных требований и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия (ст. 53).
Объективной необходимости вводить второй ГОСТ при действующем международном нет, да и отличие лишь в том, что краны из латуни станут лишь немного тяжелее, а соответственно, и цены выше.
Введение ГОСТ Р 59553-2021 также осложняет торговлю на территории Таможенного союза: в России одни требования, а в Евразийском экономическом союзе иные на одну и ту же продукцию.
Причины появления нового ГОСТа стали понятны, когда на профильных сайтах появились статьи под авторством Ирины Великосельской, начальника отдела рекламы LD и Кирилла Чебанова, руководителя по продукту LD (производитель ООО «ЧелябинскСпецГраж- данСтрой»).
Содержание статьи сводится к тому, что лишь ГОСТ Р 59553 гарантирует качество и надежность, а те, кто декларирует товар по прежнему ГОСТу, поименованы «недобросовестными игроками рынка». При этом новый ГОСТ касается лишь самых востребованных кранов из латуни диаметром от DN 10 до DN 100, выпускаемых под брендом разработчика нового стандарта.
В той же статье заявлено, что группа производителей, в которую входила компания LD, «решила, что ГОСТа недостаточно для обеспечения строгого соблюдения требований безопасности для латунных шаровых кранов, и предложила новую инициативу — обязательную сертификацию латунной продукции».
Инициатива, по сути лоббируемая разработчиком стандарта, была принята Правительством . Постановление обязывает производителей и продавцов проходить процедуру сертификации по новому ГОСТу и нарушает международные обязательства Российской Федерации обеспечивать оборот продукции на своей территории без предъявления дополнительных требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия (сертификации).
У продавцов и покупателей резонный вопрос: «Какой стандарт в приоритете и как организовать оборот шаровых кранов на территории России, где действуют два ГОСТа, а также на территории таможенного союза, где обязателен ТР ТС 010/2011?».
Буквальное толкование закона и текстов самих стандартов сводится к следующему.
ГОСТ Р 59553-2021 требует сертифицировать товар. Как указано в самом стандарте, при оценке (подтверждении) соответствия его применять можно, но только на территории Российской Федерации, то есть не обязательно. Возможность применения актуальна, если ФАС не усмотрит нарушение антимонопольного законодательства в связи с необоснованным повышением требований, что в данном случае возможно.
ТР ТС 010/2011 обязателен для применения и исполнения требований к оборудованию на единой таможенной территории, соответственно, любые шаровые, конусные и цилиндрические краны общепромышленного назначения диаметром от DN 8 до DN 700 должны соответствовать именно требованиям ГОСТ 21345-2005, который обязателен к применению в том числе в Российской Федерации. Именно этот ГОСТ включен в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а продукция подлежит декларированию.
Таким образом, ГОСТ Р 59553-2021 применять можно, а ТР ТС 010/2011 к применению обязателен – приоритет однозначно у международного ГОСТа 21345-2005.
Для приведения стандартов в соответствие необходимо либо пересмотреть (заменить) стандарт ГОСТ Р 59553-2021, либо исключить излишние требования к сертификации при наличии декларации соответствия качества.
Отсутствие решения проблемы может быть достаточно болезненным для рынка: попытки производителей разрабатывать стандарты под свою продукцию повлекут дефицит и повышение цен, поскольку всю потребность рынка группа взаимосвязанных компаний удовлетворить не сможет.
Удорожание продукции приведет к повышению цен в строящихся проектах, а за стремление предприятий к монополии и сверхприбыли заплатит конечный потребитель.
1. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования»
2. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 25.05.2023)).
3. Разработан ООО «ЧЕЛЯБИНСКСПЕЦГРАЖДАНСТРОЙ». Внесен техническим комитетом по стандартизации ТК 259 «Трубопроводная арматура и сильфоны». Введен впервые.
Правила применения стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты».
4. Договор о Евразийском экономическом союз» (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 25.05.2023)).