Импортоощущение – так можно охарактеризовать текущий шаг развития отечественной промышленности. Именно развития, а не упадка.
На первый взгляд, это может казаться неочевидным. Однако рассмотрим вопрос более детально. Ранее, 20-25 лет назад, наша промышленность остро нуждалась в новой технике. Мы ее быстро получили. Без обид, но мы действительно во многом не знали, какой может быть и должна быть трубопроводная арматура. В пароконденсатных системах эта ситуация была особенно очевидна. Редукционные клапаны, работающие по 10-15 лет без обслуживания. Вентили, не требующие перенабивки сальников в конце каждого сезона. Автоматические воздухоотводчики вместо ручных кранов, которые осенью не открыть, а весной уже не закрыть. И так далее. Всего этого не было. Но если ранее мы не знали, какой техника может быть, то сейчас мы знаем, какой она не должна быть.
Согласитесь, это уже нечто совсем иное. Современные технологии и опыт ее применения способствовали повышению стандартов и требований. Эту ситуацию уже не изменить политикой. Мы получили бесценный опыт и сделали его самостоятельно.
За последние годы российский рынок труда получил квалифицированных прикладных инженеров и проектировщиков, которые хорошо осведомлены, какой должна быть трубопроводная арматура и системы, созданные на ее основе. Им уже не всучить сомнительную азиатскую арматуру марки «no name», которая не имеет ни паспорта, ни даже характеристик. Не то чтобы подтвержденных, но порой даже просто изложенных в техническом описании, которого попросту нет. Они не станут создавать технологические установки из арматуры, которая заранее неработоспособна. Если повышать стандарты и требования, то риск получить сомнительный результат гораздо ниже. Импортная техника ушла, но люди остались, и им хорошо известно, что необходимо делать.
Исчезли с горизонта многие крупные европейские и американские производители трубопроводной арматуры. Офисы закрылись, перснал распущен. Некоторые работали добросовестно. Своевременно и точно отвечали на запросы, соблюдали сроки поставки, оказывали техническую поддержку. Они помогали нашему развитию. Но не стоит обобщать. Луна имеет две стороны, и вторая сторона – темная. Последние несколько лет ряд западных производителей вел себя иначе. Раскрученный бренд позволял многим заказчикам думать, что именно известное имя гарантирует получение максимально возможного уровня сервиса и характеристик продукции. Часто известное имя гарантировало прежде всего высокую цену. Если небольшие семейные компании еще заботит собственная репутация и они ее стараются поддерживать в меру возможностей и устремлений, то некоторые транснациональные производители уже давно подменили своим именем важные качества некогда действительно отличной продукции. Многие из них полностью и давно переместили производства в страны Азии, оставив в Европе только офисы и шоурумы. Что же получали мы у себя в стране? Взвинченные цены и тщательно скрытые источники происхождения продукции. Нам рассказывали про древние традиции и непревзойденное никем качество, в которое предлагалось просто поверить.
Интересное наблюдение. Один из английских производителей оборудования для пароконденсатных систем полностью убрал из открытых источников расходные характеристики конденсатных насосов и редукционных клапанов. То есть сделал так, чтобы клапаны попросту невозможно было подобрать никому, кроме его самого… Если бы это было сделано «на планете обезьян», можно было бы понять. Однако такой подход наводит на мысли, что именно за такую планету нас и держали. По крайней мере некоторые. Менеджеры по продажам на совещаниях у заказчиков вели себя настолько высокомерно, что на технические вопросы отвечали «Вы что, сомневаетесь в нас…». Закончить мысль оставалось, лишь сказав: «Да как вы смеете думать, что мы предлагаем что-то неподходящее». Это не преувеличение, коллеги. Такое можно было наблюдать весьма часто. Полагаю, многие были тому свидетелями. Один из производителей регулирующих клапанов с североамериканского континента не утруждал себя и показывал расчеты клапанов на английском языке в американских стандартах и единицах измерения. И это после 20 лет присутствия на российском рынке... Так ли нам необходимо было такое присутствие? На первоначальных этапах развития, вероятно, было все равно. Но точно не сейчас.
Во многих смыслах произошла санация российского рынка трубопроводной арматуры. Уход монстров сопроводил собой уход в том числе закамуфлированных под современность технологий. Крупные компании далеко не всегда следуют последним тенденциям времени, оставаясь позади более мелких и расторопных конкурентов, вынужденных ставить на инновации и эффективные решения против уходящего в века известного имени. Итак, имена ушли обратно в свои века. И мы еще подумаем, нужны ли нам эти имена снова и на каких условиях. Время подтолкнуло российских производителей. Точнее, бросило вперед. У нас появился хороший шанс заменить чужое на свое. Теперь уже не декларативно, а фактически. И трудно не заметить, что процесс начался.
Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №2 (77)