Жизненный цикл запаса в «Газпром нефти» начинается с формирования производственной потребности: специалисты определяют, какие материально-технические ресурсы и в какой срок требуются для выполнения производственной программы по добыче или переработке нефти. После этого формируется годовой план закупок и проводятся торги.
Ключевыми составляющими процесса являются: категоризация запасов, контроль вовлечения и списания, а также учет оборачиваемости.
Категоризация предусматривает распределение всех запасов на соответствующие категории в зависимости от их назначения. Для каждой разработаны подходы и методики, определяющие оптимальные нормативы по планированию, контролю и вовлечению.
Контроль списания предполагает соблюдение сроков вовлечения материально-технических ресурсов в производство (рис. 1), определенных еще на этапе планирования закупки.
Понять, насколько эффективно используются финансовые средства компании, позволяет показатель оборачиваемости. Порядок его расчета четко регламентирован, определены точки контроля и ответственные службы.
Таким образом, управление запасами происходит на протяжении всего процесса материально-технического обеспечения. «Процесс управления запасами – это важная составляющая обеспечения потребности в материально-технических ресурсах. Эффективное управление в первую очередь направлено на контроль своевременного вовлечения ресурсов и предотвращение формирования низкоэффективных запасов, которые негативно влияют на финансовые показатели компании в целом, – отмечает директор программ оптимизации материально-технического обеспечения и управления запасами «Газпром нефти» Евгений Брагар. – Вовлечение напрямую связано с правильным формированием и планированием потребности. Нужно обязательно учитывать уже имеющиеся складские запасы и при закупке определять оптимальную стратегию обеспечения, не приводящую к затариванию складов и росту затрат на хранение» (рис. 2).
Так выглядит схема управления запасами в общем виде, на практике же все гораздо сложнее. Структуры «Газпром нефти» делятся на производственные блоки:
• блок разведки и добычи;
• блок логистики, переработки и сбыта;
• блок развития шельфовых проектов.
У каждого блока есть своя специфика, задача коллег – адаптировать общую схему в зависимости от бизнес-требований и определить оптимальный подход.
Главный специалист по управлению запасами материально-технических ресурсов компании Мария Антонова рассказывает, что может повлиять на оборачиваемость: «Например, в блоке разведки и добычи есть такая особенность – автономии. Это удаленные месторождения с ограниченным доступом, активные работы там идут зимой и летом, а в межсезонье они недоступны. Или же блок логистики, переработки и сбыта: в нем отдельно выделяются дочерние общества, которые отвечают за переработку, и структуры, ответственные за сбыт. Разные подходы к обеспечению и организации складского хранения – это специфика, которую важно учитывать, при этом сохраняя целостность процесса в периметре всей компании» (рис. 3).
Такая многоуровневая модель управления запасами оказывается продуктивной. В «Газпром нефти» приняты KPI по снижению уровня низкоэффективных ресурсов не менее чем на 15 %. К слову, по данным международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, у группы компаний – один из лучших показателей оборачиваемости запасов в отрасли. Исследование проводилось в 2017 году и касалось процессов управления оборотным капиталом: аудиторы оценивали основные финансовые показатели и уровни развития процессов в дочерних обществах группы.
В рамках реализации большой стратегии компании по материально-техническому обеспечению в марте 2019 года «Газпром нефть» внедрила новый инструмент управления запасами – онлайн-площадку для приобретения невостребованного оборудования «Агрегон» (рис. 4). Пока этот проект не имеет аналогов на российском рынке.
Сегодня в каталоге электронного супермаркета более 400 товаров различных групп: трубная и кабельная продукция, запорно-регулирующая арматура, приборы и автоматика, строительные материалы, металлопрокат (рис. 5). В дальнейшем планируется расширение не менее чем до 5 000 позиций.
Одно из главных достоинств площадки заключается в том, что товары сопровождаются фотографиями и документацией. «Это значительно повышает прозрачность процесса купли-продажи, – отмечает Мария Антонова. – В первую очередь это обеспечивает соблюдение принятых в компании бизнес-процессов. Фотография подтверждает условия хранения товара и его техническое состояние. Для покупателя фотография нивелирует риски получить кота в мешке, поэтому он будет готов заплатить больше». К слову, цены на «Агрегоне» определяются путем проведения аукциона: участникам торгов предоставляется возможность делать ставки в течение определенного срока. Ставки фиксируются и доступны всем потенциальным покупателям. Таким образом, продажа становится максимально прозрачной и эффективной.
Кроме этого, супермаркет промышленного оборудования от «Газпром нефти» отличает возможность заключения электронных договоров взамен бумажных, а также онлайн-поддержка пользователей и калькулятор доставки. Покупателю предоставляется полная информация о товаре: техническая документация, данные о производителе, сроках и месте хранения, массогабаритные характеристики для расчета условий доставки (рис. 6). Платформа доступна с компьютера и мобильных устройств. С телефона ее можно открыть через браузер или в приложении «Газпром нефти» – «Закупки».
«Агрегон» ориентирован не только на компании нефтяной отрасли, но и на строительные организации, машиностроительные, коммунальные и другие предприятия, для доступа к торгам требуется лишь пройти регистрацию.
В целом рынок невостребованных материально-технических ресурсов остается стабильным и интересным как для продавцов, так и для покупателей. Его объем в России в 2018 году, по разным оценкам, составил от 13,8 до 15,2 млрд рублей.
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 7 (56) 2019