При детальном изучении причин выхода арматуры из рабочего состояния были выявлены факты проведения процесса опрессовки (испытаний) изделий на месте монтажа и эксплуатации без ознакомления с необходимой сопроводительной и нормативной документацией.
Часто в организации, осуществляющей опрессовку, не принимают во внимание инструкции по последовательному проведению проверки арматуры на герметичность с важным соблюдением чистоты проведения данных процессов.
Фактически для проведения проверки на герметичность образцы фланцевой арматуры (в количестве трех и более штук) просто скрепляют между собой шпильками, при этом производится перекрытие запорных органов (шаровых пробок) с последующей накачкой (подачей) испытательной среды в полости крана, а также между кранами.
После этого проводится проверка на герметичность первого крана: испытательная среда давлением 1,1 (PN = 1,1) подается от электронасоса на запорный орган, находящийся в закрытом состоянии. В этом случае при проведении испытания уже допускается нарушение ГОСТа 33257, но и на этом не останавливаются нерадивые монтажники: открытие шаровой пробки первого крана проводится без сброса давления до атмосферного и при закрытой шаровой пробке второго крана, который последовательно присоединен через фланцевое соединение кранов. В этот момент можно услышать характерный звук, свидетельствующий об изломе запорного органа крана.
Последующее испытание очередного крана на герметичность шаровой пробки проводится путем повторного включения электронасоса для поднятия давления испытательной среды.
Таким образом, если при подготовке к испытаниям следующей в очереди продукции давление не снижается до атмосферного, то в испытательной системе происходит гидроудар, который полностью выводит запорный орган из строя. При этом забор (подпитка) испытательной среды производится из емкости, не очищенной от различных строительных примесей, в которой ранее имелись различные примеси в виде песка и других инородных частиц в большом количестве, которые вместе с испытательной средой попадали на уплотнительную поверхность шаровых кранов.
Все вышеуказанные действия повторяются с подачей давления через противоположный патрубок крана.
Арматуру считают выдержавшей испытания, если утечка в затворе не превышает значение, указанное в ГОСТ 9544. При этом образование по контуру уплотнительной поверхности «росы», не превращающейся в стекающие капли, дефектом не считается (ГОСТ 9544).
Подводя итог, можно отметить, что испытания запорной арматуры на месте монтажа (установки) и эксплуатации должны производиться сотрудниками эксплуатирующей организации в соответствии с инструкцией и ГОСТами по проведению проверки арматуры на герметичность и с условием строгого выполнения выше описанных процедур.
Для предупреждения возможных выходов запорной арматуры из рабочего состояния при проведении опрессовки (испытаний) на месте монтажа и эксплуатации рекомендуется осуществлять согласование методики проведения испытаний с заводом-изготовителем, а также следовать общим рекомендациям, приведенным в данной статье.
Приведем некоторые рекомендации по последовательности действий при испытаниях на герметичность затвора (испытательная среда – вода):
• перед началом испытаний проводится 2-3 цикла «открыто-закрыто»;
• рукоятка крана устанавливается в положение 45 градусов;
• кран заполняется водой с обязательным полным удалением воздуха из внутренних полостей крана;
• рукоятка крана устанавливается в положение «закрыто»;
• в выходном патрубке сбрасывается давление до атмосферного;
• во входном патрубке создаётся давление равное 1,1 (PN = 1,1!);
• кран выдерживают в течение времени, указанного в таблице 4 (ГОСТ 33257);
• производится контроль герметичности затвора путём замера протечки посредством мерной мензурки или гидрадинамометра (при этом нужно учитывать, каким средством измерения оснащено испытательное оборудование) в течение времени, указанного в таблице 4 (ГОСТ 33257). Допускается визуальный контроль герметичности в затворе через противоположный (выходной) патрубок крана;
• производится снижение давления до атмосферного и слив воды из крана.