При эксплуатации трубопроводной арматуры, оснащенной приводными устройствами, нередко возникают проблемы, связанные с некорректной работой крана, которые могут привести к сокращению срока службы или нарушению герметичности арматуры. Рассмотрим основные проблемы функционирования при эксплуатации запорной арматуры с приводными устройствами и причины, приводящие к ним.
Проблема 1. «Недооткрытие» и «недозакрытие» кранов и, как следствие, работа в дросселирующем режиме
Данный режим работы запорной арматуры подразумевает регулирование потока посредством изменения проходного сечения в арматуре. Для данного режима работы должна использоваться специальная запорная арматура, которая характеризуется особой формой проходного отверстия в шаровой пробке для более плавного регулирования потока и уплотнения шаровой пробки, которое имеет повышенные характеристики по износостойкости и прочности, обеспечивающей требуемый срок службы изделия с сохранением работоспособности. При работе в таком режиме запорной арматуры, предназначенной для перекрытия потока, происходит быстрое вымывание уплотнения шаровой пробки частицами примесей в рабочей среде, что приводит к нарушению герметичности крана.
При недозакрытии крана также происходит работа в дросселирующем режиме, которая усугубляется невозможностью полностью перекрыть поток рабочей среды. То есть при срочном аварийном отключении перекрыть поток таким запорным устройством не представляется возможным.
Причинами возникновения данного вида некорректной работы крана являются:
1.1. Неправильная настройка привода. При установке приводных устройств на запорную арматуру обязательным этапом является регулировка положения «открыто/закрыто», так как углы работы арматуры и привода могут не совпадать.
1.2. Незакрепленный привод на кране. При транспортировке или эксплуатации слабая затяжка болтов крепления приведет к нарушению настройки по причине наличия зазора между монтажными отверстиями и фиксирующими болтами.
1.3. Регулировка привода на арматуре, смонтированной на трубопроводе. Регулировка привода в заводских условиях является более точной по причине возможности визуального контроля положения шаровой пробки, а также проведения испытаний на герметичность. В случае, когда кран уже смонтирован на трубопровод, регулировка производится на глаз.
1.4. Снятие привода с арматуры, имеющей заводскую настройку положения «открыто/закрыто», с последующей установкой и эксплуатацией без новой настройки. При монтаже запорной арматуры на трубопровод зачастую для удобства проведения монтажных, покрасочных и других работ привод снимается с крана. При установке привода на арматуру без повторной настройки получим случай, аналогичный п. 1.2. Еще одним вариантом является демонтаж приводов с двух кранов с последующей установкой на «неродной» кран. В этом случае эффект «недооткрытия-недозакрытия» может быть еще более ярко выражен.
Проблема 2. Отказ вследствие смятия или среза переходника
2.1. Неправильная настройка концевиков привода. Как указано в п. 1.1, обязательным этапом является регулировка положения «открыто/закрыто», если при этом запорная арматура имеет собственный ограничитель движения поворота, то при неправильной настройке привода в момент «закрытия/открытия» крана произойдет деформация либо полное смятие переходника «привод-арматура». При монтаже запорной арматуры и приводного устройства по отдельности в состоянии поставки с завода необходимо учитывать, что шаровые краны поставляются в положении «открыто», а приводные устройства — в положении «закрыто». Поэтому перед монтажом и настройкой обязательными являются проверка и приведение запорной арматуры и приводного устройства в положение «открыто».
2.2. Избыточный крутящий момент в кране. При работе запорной арматуры с предустановленным приводом самым уязвимым местом является переходник, передающий крутящий момент с привода на арматуру. По своим прочностным характеристикам он должен обеспечивать передачу крутящего момента, по величине равного крутящему моменту срыва данного крана с запасом минимум 20%. При возникновении избыточного крутящего момента, вызванного внешними (перекос трубопровода) либо внутренними (превышение давления, карстовые отложения на шаровой пробке и прочее) условиями, также произойдет смятие или срез переходника.
Выводы
Резюмируя вышесказанное, для правильной и безотказной работы трубопроводной арматуры с предустановленным приводным устройством необходимо четко следовать инструкциям по монтажу и руководству по эксплуатации трубопроводной арматуры.
И еще несколько слов:
- арматура с предустановленным приводом должна настраиваться на заводе-изготовителе;
- нельзя снимать и устанавливать привод, не проводя повторную настройку положения «открыто/закрыто»;
- нельзя проводить настройку привода на смонтированном в трубопровод кране, потому что вы не сможете обеспечить требуемую точность настройки;
- необходимо проверять, затянуты ли болты крепления привода на арматуре.
Продолжение следует.
Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя» № 6 (41) 2017